Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для работы с детьми в воз­расте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич» (все клинические формы, кроме двойной гемиплегии).

Программа рассчитана на трехлетний срок воспитания и обу­чения детей в дошкольных учреждениях следующего типа: детских яслях-садах и детских садах с круглосуточным пребыванием, в до­школьных детских домах, дошкольных группах при школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

В данные учреждения принимаются дети, не имеющие олигофре­нии в степени имбецильности и идиотии, которые ходят самостоя­тельно или с помощью различных приспособлений, могут частично себя обслужить, или имеют двигательные возможности для формиро­вания навыков по самообслуживанию, гигиене и санитарии. Как пра­вило, дети с церебральным параличом имеют различные нарушения в психическом и речевом развитии (дизартрия, анартрия, алалия, общее недоразвитие речи). У некоторых детей отмечается снижение слуха - I, II степень тугоухости. Работу с этими детьми необходи­мо строить c учетом рекомендаций, получаемых в сурдологическом центре.

Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспе­чивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка c це­ребральным параличом и подготовку его к школе. Программа строит­ся на следующих принципах:

1. Учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процес­сов.

2. Обеспечение общего разностороннего развития дошкольни­ков c церебральным параличом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей с максимальной адаптацией к окру­жающей действительности.

3. Организация специальной коррекционно-воспитательной ра­боты с учетом структуры интеллектуального и двигательного дефек­та, индивидуальных особенностей детей.

4. Реализация деятельностного подхода к воспитанию, т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.

5. Проведение всех воспитательных и коррекционно-образовательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем раз­витии функций с коррекцией дефектных.

6. Группировка всего учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, коррекции на­рушений психического и речевого развития.

7. Отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тре­мя способами: действием, речью, изображением.

8. Осуществление преемственной связи между специальным до­школьным учреждением для детей с церебральным параличом и школой соответствующего типа.

Программа рассчитана на выполнение ее во всем объеме при условии полного (3 года) или частичного (1,2 года) пребывания детей в дошкольном учреждении в зависимости от состояния их пси­хофизического развития. Программа обеспечивает решение следующих основных задач:

1) обогащение общего развития детей;

2) коррекция аномального развития;

3) дифференциальная диагностика;

4) подготовка к школьному обучению.

Однако решение всех конкретных воспитательно-образователь­ных задач, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, который обеспечивает­ся тесной взаимосвязью лечебных мероприятий с педагогическим про­цессом. Осуществление общеразвивающих задач по всем разделам про­граммы неразрывно связано с решением коррекционных задач. Коррекционные задачи индивидуальны, и возникают они в связи с двига­тельными и психическими особенностями каждого ребенка. Поэтому в одних случаях коррекционные задачи осуществляются параллельно о общеразвивающими. В других случаях помимо этого решение коррек­ционных задач предваряет осуществление общеразвивающих, создавая тем самым основу для проведения мероприятий по воспитанию и обу­чению.

 

Коррекционные задачи вызваны:

I) двигательной недостаточностью, различной по степени тяжести, характеру нарушения, а следовательно, и по динамике развития двигательной функции.

Общим требованием для всех детей с дцп на всех возрастных стадиях является: формирование потребности осуществления доступ­ных двигательных актов с активизацией и развитием тем самым двигательных возможностей; закрепление двигательных умений, полу­ченных в результате специально проводимого лечения, в конкретных действиях, связанных с осуществлением различных видов детской деятельности (бытовой, трудовой, игровой, изобразительной) с фор­мированием тем самым двигательных навыков, необходимых для этих видов деятельности.

При этом с целью проведения правильной коррекции нарушенно­го движения, формирования и закрепления двигательного умения все мероприятия, связанные с включением двигательного акта следует осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры дви­гательного дефекта. Это осуществляется совместно с другими специалистами: врачом-психоневрологом, ортопедом, методистом по ЛФК.

2) Коррекционные задачи в связи с нарушением психической дея­тельности в виде снижения интереса, побуждения и потребности к любому активному действию, тормозимости и инертности психи­ческих процессов, повышенной утомляемости и низкой работоспособ­ности, нарушении произвольности психических процессов, особенно внимания и памяти, замедленности мыслительных операций в различных видах деятельности. У некоторых детей нарушения психической деятельности проявляются в виде повышенной отвлекаемости, общей психической и двигательной расторможенности. Коррекция наруше­ния психической деятельности пронизывает весь воспитательно-об­разовательный процесс и учитывается в выборе приемов и форм его проведения. При необходимости следует также проводить специаль­ные коррекционные игры и упражнения, направленные предельно на стимуляцию психической и двигательной активности детей, норма­лизацию деятельности.

3) Коррекционные задачи в связи с речевыми нарушениями. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом отличаются большим разнообразием. Многочисленную группу составляют дети, имеющие тяжелые нарушения произносительной стороны речи в связи с дизартрией, различной по форме и степени тяжести. Помимо наруше­ния произношения у большинства детей отмечается недоразвитие всех сторон языковой действительности; фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Все это в сочетании с особенностями познаватель­ной и психической деятельности в целом значительно затрудняет спонтанное развитие коммуникативной стороны речи, а также речи, сопровождающей, фиксирующей и планирующей проделываемые действия.

Коррекция дефектов речевого развития пронизывает весь учеб­но-воспитательный процесс. Овладение при этом различными сторонами речевой действительности (словарным запасом, грамматическим строем, элементами связной речи, коммуникативной и планирующей речью) происходит частично в ходе различных видов детской деятель­ности.

Целенаправленное решение коррекционных задач осуществляет­ся на специальных занятиях по развитию речи, проводимых логопедом и воспитателем по подгруппам фронтально, а также на индивидуаль­ных занятиях, проводимых учителем-логопедом.

4) Коррекционные задачи в связи с недостаточностью сенсорного развития.

Сенсорное воспитание направлено на развитие ориентировочных действий по обследованию предметов, их сравнению и сопоставлению с выделением различных признаков предметов: цвет, форма, величи­на, пространственное расположение.

Как правило, дети с ц.п. усваивают действия обследования предметов и их признаки лишь на основе зрительного восприятия и речи. Поэтому формируется заметный разрыв между представлениями о цвете, форме, величине и т.д., их словесном обозначении и уме­нием применить эти знания в конкретном практическом действии. В результате этого не формируются полноценные представления о предметах и их признаках, которые могут быть использованы в лю­бой ситуации, а не только в заученном действии.

Поэтому коррекция дефектов сенсорного развития проводится в русле всех видов детской деятельности. Помимо этого проводятся специальные дидактические игры, упражнения с целью формирования и закрепления знаний об отдельных признаках, свойствах и отношениях объектов реальной действительности. Такие игры также могут составлять фрагмент основного занятия и имеют цель: акти­визацию, уточнение, закрепление знаний детей, совершенствование их умственной деятельности.

Основная задача в коррекции дефектов сенсорного развития - это соединение чувственного восприятия объектов, их свойств, признаков, отношений между ними со словесным обозначением при обязательном умении применять эти знания в конкретном практи­ческом действии.

Сенсорное воспитание осуществляется в процессе обучения по различным видам деятельности, а также с использованием специаль­ных коррекционных упражнений.

Наибольшие сложности представляет работа с детьми, которые имеют снижение слуха. Коррекционная работа с ними, помимо реше­ния других задач, направлена на развитие слухового восприятия, на обучение произношению, на развитие речи с использованием прие­мов сурдопедагогики.

Программа состоит из восьми разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направ­лениям: умственное, физическое, трудовое и нравственно-эстетиче­ское воспитание.

Материал программы рассчитан на шестидневную рабочую неде­лю. Продолжительность учебного года с I сентября по 15 июня. 6 недель в году отводится на специальное педагогическое и психологопедическое обследование, которое проводит учитель-лого­пед совместно с воспитателем и другими специалистами: 2 недели в сентябре, 2 недели в начале января, 2 недели в середине июня. Это обследование имеет цель: выявление, уточнение и проверку знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, вы­явление основных трудностей в овладении ими, определение коррек­ционных мероприятий по преодолению имеющихся затруднений.

В это время учитель-логопед в свое рабочее время проводит занятия индивидуальные, фронтальные и подгрупповые в зависимо­сти от цели обследования, его методики, вида детской деятельно­сти с использованием специальных методик психологопедагогического обследования детей дошкольного возраста.

В летний период проводится работа по закреплению получен­ных знаний, по совершенствованию умений и навыков и их активно­му применению детьми в самостоятельной деятельности.

Помимо основного содержания в программе в качестве прило­жения даны необходимые для организации работы материалы:

Режим дня для I, II, III года обучения.

Учебный план для I, II, III года обучения.

Примерное расписание занятий в группах I, II, III года обучения. Распределение обязанностей между учителем-логопедом и воспитателем.

 

Труд

 

Трудовое воспитание включает в себя формирование навыков по самообслуживанию, навыков личной гигиены, обще трудовых уме­ний и навыков, расширение представлений о труде взрослых.

Коррекционные и общеобразовательные задачи трудового воспи­тания тесно связываются в процессе формирования конкретных на­выков.

Задачи трудового воспитания:

1. Воспитание интереса и потребности в трудовой деятельно­сти, активности действий на доступном по двигательным возможно­стям уровне - самостоятельно, с помощью других детей и взрослых.

2. Развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-мо­торной координации.

3. Формирование познавательных и социально значимых моти­вов трудовой деятельности.

4. Воспитание самостоятельности, уверенности в своих дей­ствиях, адекватно оценивать возможности друг друга, управлять своим поведением, оценивать результат действия.

5. Умственное воспитание: развитие представлений об окру­жающей действительности, формирование пространственно-времен­ных отношений и активной ориентировки в пространстве и времени, овладение различными способами действия и орудийными действия­ми, развитие понимания смысла действий и последовательности их выполнения, умения контролировать свои действия в процессе выпол­нения трудовых операций, оценивать результат, уметь сравнивать его с образцом, оценивать с точки зрения поставленной задачи тру­дового действия.

6. Нравственное воспитание: воспитание коллективизма, взаи­мопомощи, готовности трудиться, воспитание умения доводить на­чатое дело до конца, формирование положительного отношения к труду взрослых, желания оказать им помощь.

7. Речевое развитие: расширение и обогащение словаря с уточ­нением понимания смысла и значения слов, активизация коммуника­тивной функции, развитие речи как функции регулирующей, сопрово­ждающей и планирующей весь процесс действия. При этом необходимо следить, чтобы все высказывания детей относительно плана действия и его оценки соответствовали конкретно проделываемым действиям, были им адекватны.

Осуществление данных задач основывается на дальнейшем раз­витии в результате лечения двигательных возможностей детей. Учитывая двигательные возможности детей, стремиться к тому, что­бы необходимые трудовые навыки формировались в результате доступной активной деятельности самих детей наряду с усвоением отдельных норм, правил и способов действия на словесном и зритель­ном уровне. Основное внимание должно быть уделено тому, чтобы у детей постоянно сохранялось стремление к овладению теми или ины­ми трудовыми навыками, следить за тем, чтобы двигательное уме­ние, полученное в результате лечения по восстановлению нарушен­ного движения, вовлекалось в практическую деятельность, посте­пенно развиваясь и становясь автоматизированным навыком. Следить за тем, чтобы не было разрыва между возможностью производить то или иное практическое действие и его конкретной реализацией.

При затруднительном движении рук, нарушениях мелкой мотори­ки кисти и пальцев отрабатываются вначале отдельные действия: захватывание и удержание, перекладывание предметов из руки в ру­ку и др., которые необходимы для конкретно отрабатываемого на данном этапе бытового действия. Обучение в этом случае осущест­вляется пассивно-активным методом, когда воспитатель как бы сам проделывает действия рукой ребенка: вкладывает предмет в руку ребенка, способствует его удержанию, направляет движение руки, развивая тем самым ощущение от движения, мышечный контроль. При сохранном в достаточной степени движении рук, обучение труду проводится методом расчлененного показа, объяснения, анализа об­разца, проводится предварительное планирование предстоящей рабо­ты. Т.е. подход к формированию навыков личной гигиены, самообслу­живания и трудовых умений в бытовой практике должен быть макси­мально индивидуализирован в зависимости от двигательных возможно­стей детей. Во всех случаях необходимо планирование и оценка про­делываемого действия и его результата.

На занятиях по труду воспитатель пользуется развернутой фра­зой, грамматически правильно построенными предложениями, побу­ждая и поощряя общение детей друг с другом. Но следует помнить, что занятия по труду не подменяются занятиями по развитию речи. Речь обслуживает данный вид деятельности.

Трудовое воспитание осуществляется в специально отведенное время, в процессе различных видов детской деятельности, а также в повседневной деятельности. Это труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

 

Ознакомление с окружающим

Содержание данного раздела направлено на формирование ши­рокого круга представлений о реальной действительности, их уточ­нение и систематизацию. Знания об окружающем мире развиваются и закрепляются в различных видах детской деятельности: трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, а также в повседневной жизни.

Дети с церебральным параличом, как правило, имеют ограни­ченный запас представлений об окружающем мире. Это проявляется в малом объеме, в неточности и фрагментарности знаний, в открытии их систематизации, в неумении использовать имеющиеся знания при решении конкретных задач по различным видам деятельности. Полно­та, глубина и прочность знаний детей с церебральным параличом оп­ределяется не простым количественным накоплением отдельных сведе­ний о предметах и явлениях окружающей действительности, а понима­нием сущности уже имеющихся и изучаемых явлений их причинно-след­ственной зависимости, умением оперировать знаниями в заданных ус­ловиях. В этом тесная связь ознакомления с окружающим с умствен­ным развитием детей, с формированием у них обобщающего и причин­ного мышления.

Программное содержание по ознакомлению с окружающим вклю­чает:

- ознакомление с предметным миром;

- ознакомление с природоведческим материалом;

- элементарные обществоведческие знания (деятельность людей, родственные отношения, город и деревня, профессии людей).

Специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром на­правлены на обогащение чувственного и практического опыта детей, развитие их кругозора, на активизацию мыслительной деятельности и развитие речи. В ходе ознакомления с окружающим детей учат про­водить сравнения предметов и явлений по различным признакам, обоб­щения и исключения, устанавливать причинно-следственные связи яв­лений, делать выводы и заключения. Обучение использованию имею­щихся знаний в конкретных видах деятельности заключается в форми­ровании умения выделять в объектах те свойства, которые наиболее существенны для данного вида деятельности. (Например: для собира­ния кубиков-вкладышей важен, прежде всего их размер, а не цвет.)

Основными методами обучения являются действия с натураль­ными предметами и их изображениями, наблюдения на занятиях и эк­скурсиях, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение сти­хов, рассказов, сказок, составление тематических альбомов, лото и т.д.

Содержание занятий по ознакомлению с окружающим является основой для занятий по развитию речи, поэтому темы занятий мо­гут совпадать. Но в занятиях по развитию представлений об ок­ружающем в центре внимания сами предметы, факты реальной дейст­вительности, а не отработка речевых умений как таковых. В этом их отличие от занятий по развитию речи.

Развитие речи

Развитие речи детей с церебральным параличом происходит в повседневной жизни, в тесной связи с их активной деятельностью по мере расширения общих представлений об окружающем мире и в процессе общения. Поэтому воспитание детей с церебральным пара­личом предполагает необходимость создания условий, стимулирую­щих и обеспечивающих речевую активность детей: в процессе выпол­нения режима дня, в быту, на занятиях, в игре, на прогулке, в домашних условиях. Однако дети с ц.п. в подавляющем большинстве имеют различные нарушения и отклонения в развитии речи, которые проявляются и в лексике, и в фонетике, и в грамматике; особен­ности речевого развития детей с ц.п. отмечаются в различных видах речевой деятельности: в процессе слушания и восприятия речи, в процессе говорения. Общение детей друг с другом и с взрослыми может быть крайне затруднено в связи с тяжелыми дизартрическими расстройствами (или в связи с анартрией). У многих детей на об­щем фоне недостаточности произвольности и активности деятельно­сти снижена потребность в общении с окружающими. При этом уро­вень коммуникации может быть значительно ниже речевых возможно­стей детей. У некоторых детей могут не наблюдаться внешне про­явления речевой недостаточности: речь активна, без нарушений произношения, фразы правильно построены, в речи употребляются различные части речи, предложения сложные по структуре. Вместе с тем эти дети могут испытывать значительные затруднения в понима­нии смысла и значения употребляемых ими слов, в их речи штампы, заимствования из речи взрослых, за многими словами отсутствуют конкретные представления детей. Подобная речь мало направляет и регулирует деятельность.

В связи с этим работа по развитию речи проводимая в есте­ственных условиях повседневного общения, на занятиях по раз­личным видам деятельности и на специальных занятиях по развитию речи преследует цель: формированию и активизацию коммуникатив­ной ее функции, общения детей друг с другом и с взрослыми на доступном для каждого ребенка уровне, соединение речи детей с различными видами детской деятельности. При этом необходимо, чтобы речь обеспечивала выполнение конкретного действия в зави­симости от его цели, содержания и способов выполнения, чтобы за каждым словом стояли реальные представления детей об объектах и явлениях. Эти задачи входят составной частью в каждое занятие. Тем не менее плановое занятие решает, прежде всего, задачи, спе­цифичные для данного вида деятельности. Речевой материал усваи­вается при этом по ходу выполнения основной задачи занятия.

Программа воспитания в детском саду предусматривает опреде­ленный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые дети должны усвоить на данном возрастном этапе и при подготовке к школе. Необходимо от­метить, что работа воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи детей тесно связаны.

Воспитатель полностью отрабатывает программный материал для каждого года обучения по различным видам деятельности. Он осу­ществляет руководство развитием речи детей в повседневной жизни и на занятиях, учитывая особенности речевого развития детей. В работе по развитию речи воспитатель широко применяет наглядные методы обучения. Так при проведении экскурсий детей знакомят с теми или иными объектами и явлениями, на занятиях используют по­каз картин, кинофильмов и диафильмов. Широко применяется дейст­вие с натуральными предметами. Использование словесных методов заключается в чтении детям художественных произведений, рассказах воспитателя, в проведении бесед, в работе с картинкой с состав­лением связного текста по ней. Большое вникание воспитатель уде­ляет развитию диалогической речи детей.

Тематически (по содержанию тематики речевого материала) специальные логопедические занятия могут совпадать с занятиями воспитателя. Но логопедические занятия имеют, прежде всего, цель - совершенствование собственно речевых умений и навыков, нормализацию произношения, совершенствование лексической стороны речи (уточнение значения слов, связи с тяжелыми дизартрическими расстройствами (или в связи с анартрией). У многих детей на об­щем фоне недостаточности произвольности и активности деятельно­сти снижена потребность в общении с окружающими. При этом уро­вень коммуникации может быть значительно ниже речевых возможно­стей детей. У некоторых детей могут не наблюдаться внешне про­явления речевой недостаточности: речь активна, без нарушений произношения, фразы правильно построены, в речи употребляются различные части речи, предложения сложные по структуре. Вместе с тем эти дети могут испытывать значительные затруднения в понима­нии смысла и значения, употребляемых ими слов, в их речи штампы, заимствования из речи взрослых, за многими словами отсутствуют конкретные представления детей. Подобная речь мало направляет и регулирует деятельность.

В связи с этим работа по развитию речи проводимая в есте­ственных условиях повседневного общения, на занятиях по раз­личным видам деятельности и на специальных занятиях по развитию речи преследует цель: формированию и активизацию коммуникатив­ной ее функции, общения детей друг с другом и о взрослыми на доступном для каждого ребенка уровне, соединение речи детей с различными видами деточкой деятельности. При этом необходимо, чтобы речь обеспечивала выполнение конкретного действия в зави­симости от его цели, содержания и способов выполнения, чтобы за каждым оловом стояли реальные представления детей об объектах и явлениях. Эти задачи входят составной частью в каждое занятие. Тем не менее плановое занятие решает, прежде всего, задачи, спе­цифичные для данного вида деятельности. Речевой материал усваи­вается при этом по ходу выполнения основной задачи занятия.

Программа воспитания в детском саду предусматривает опреде­ленный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые дети должны усвоить на данном возрастном этапе и при подготовке к школе. Необходимо от­метить, что работа воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи детей тесно связаны.

Воспитатель полностью отрабатывает программный материал для каждого года обучения по различным видам деятельности. Он осу­ществляет руководство развитием речи детей в повседневной жизни и на занятиях, учитывая особенности речевого развития детей. В работе по развитию речи воспитатель широко применяет наглядные методы обучения. Так при проведении экскурсий детей знакомят с теми или иными объектами и явлениями, на занятиях используют по­каз картин, кинофильмов и диафильмов. Широко применяется дейст­вие с натуральными предметами. Использование словесных методов заключается в чтении детям художественных произведений, рассказах воспитателя, в проведении бесед, в работе с картинкой с состав­лением связного текста по ней. Большое вникание воспитатель уде­ляет развитию диалогической речи детей.

Тематически (по содержанию тематики речевого материала) специальные логопедические занятия могут совпадать с занятиями воспитателя. Но логопедические занятия имеют, прежде всего, цель - совершенствование собственно речевых умений и навыков, нормализацию произношения, совершенствование лексической стороны речи (уточнение значения слов, многозначность слов, словоизме­нение и словообразование), звуковой анализ слов, слоговое дела­ние, образование словосочетаний и предложений, развитие связной речи, активизацию коммуникативной стороны речи.

 

Игра

Игра у детей с церебральным параличом является одним из ви­дов деятельности, в процессе которой решаются задачи общеразвивающие и коррекционные. В процессе игры осуществляется умствен­ное воспитание детей: расширение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предме­тов по различным признакам, их группировка, формируется способ­ность действия в воображаемой ситуации, условность действия с воображаемым предметом с предметом-заместителем. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуще­ствляется нравственное воспитание детей (навыки коллективного по­ведения и действия, этические нормы и правила поведения). Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогаще­нию словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи. В процессе игры осуществляется трудо­вое воспитание детей с формированием представлений о различном труде взрослых, с моделированием в игре отдельных видов труда, с воспитанием положительного отношения к труду взрослых.

Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением ряда коррекционных задач, связанных с особенностями иг­ры у детей с церебральным параличом.

Игра у большинства дошкольников с церебральным параличом в спонтанных условиях не получает достаточного развития даже в том случае, если двигательные возможности для осуществления как пред­метно-игровых, так и бытовых действий у них достаточно сохранены. У детей может быть снижен интерес и побуждение к активному дей­ствию. В этих случаях дети могут оставаться пассивными созерца­телями игры, ограничиваясь лишь речевой фиксацией того, что ви­дят. У других детей при удовлетворительном понимании назначения игрушек, темы и сюжета игры активность включения в игровой про­цесс крайне затрудняется в связи с нарушением движения. Дети не могут захватить и удерживать предметы, манипулировать ими, вы­полнять направленные движения рукой под контролем зрения, сво­бодное передвижение детей в пространстве может быть также огра­ниченным. Все это - недостаточность интереса и снижение побужде­ния к активному действию, нарушение движения и игнорирование имеющихся двигательных возможностей ограничивают познавательную деятельность детей, способствуют их дисгармоничному развитию.

Изобразительная деятельность и конструирование. В тесном единстве с развитием игровой деятельности детей и расширением общих представлений об окружающем мире по мере становления их двигательной функции проводится обучение рисова­нию, лепке, аппликации и конструированию. Приступая к обучению детей изобразительной деятельности, необходимо определить сте­пень готовности каждого ребенка к овладению данными видами дея­тельности: сформированностью двигательной функции рук, способ­ностью видеть и узнавать в изображении, выполненном самостоя­тельно, другими детьми или воспитателем реальные предметы из окружающей действительности, наличие интереса и проявление ак­тивности к данным видам деятельности, состоянием навыков изобра­зительной и конструктивной деятельности.

Нарушение движения резко ограничивает или делает невозмож­ным выполнение действий по изобразительной деятельности. Но даже когда появляются двигательные возможности: захватывание и удержание мелких предметов, целенаправленные действия с ними, правиль­ная установка кисти и пальцев руки на предметах, дети в большин­стве своем не включают доступные им движения в активную деятель­ность. Дошкольники с церебральным параличом как бы игнорируют возможность познания окружающего практическим путем с отображе­нием действительности в доступных видах изобразительной деятель­ности. Низкий уровень данных видов деятельности является также следствием недостаточности общей ориентировочной поисковой актив­ности детей, побуждения к самостоятельному действию, а также следствием недостаточности представлений об окружающем, которое могло быть сформировано только на основе зрительных и словесных впечатлений, вне практических и изобразительных действий. Поэто­му овладение изобразительной деятельностью и конструированием происходит только в условиях специального обучения.

Выбор содержания, формы проведения и определение приемов обучения данным видам деятельности требует максимальной индиви­дуализации. При этом должны учитываться двигательные возможности детей и степень готовности к овладению тем или иным двигательным навыком, который необходим для выполнения конкретного действия по рисованию, по лепке, аппликации и конструированию. Эта работа должна проводиться в едином русле мероприятий, направленных на восстановление двигательной функции у каждого ребенка.

Важнейшими задачами обучения являются формирование у детей положительного эмоционального отношения к изобразительной дея­тельности и к конструированию; заинтересованности в обучении и в получении результата, потребности в отражении действительно­сти в рисунке, в поделке, в постройке из различного материала; Формирование соответствующих мотивов деятельности; обучение де­тей специфическим приемам рисования, лепки, аппликации и кон­струирования; умственное воспитание, предполагающее направлен­ную работу по развитию у детей восприятия основных свойств и от­ношений изображаемых предметов, по совершенствованию сенсорно-двигательной координации, по формированию, уточнению, а обогаще­нию представлений о предметах окружающей действительности, по овладению операциями анализа и синтеза, замещения, по развитию наглядно-образного и наглядно-схематического мышления; эстети­ческое воспитание, направленное на развитие адекватных реакции на события окружающего и на доступные их пониманию произведения искусства, на формирование потребности в изобразительной деятель­ности, на формирование эстетических переживаний, ощущение формы, цвета, ритма, на развитие умения замечать наиболее существенные средства выразительности в картине и подбирать самостоятельно или с помощью воспитателя средства выражения во время рисования и лепки по собственному замыслу или иллюстрации сказок; на обу­чение соотнесению изображений с образцом или натурой с целью формирования оценочных отношений к собственным или чужим изобра­жениям; нравственно-трудовое воспитание (воспитание самостоятель­ности при выполнении работы, умение доводить начатое дело до кон­ца, правильно оценивать результаты своего труда и доброжелатель­но относиться к товарищам, уметь трудиться в коллективе.

С целью уточнения и обобщения восприятия предметов и их свойств перед началом занятий по изобразительной деятельности проводятся дидактические игры, в которых закрепляется знание тех признаков и свойств предметов, которые должны стать предметом изображения.

Приемы, используемые в занятиях по изобразительной деятель­ности имеют большую коррекционную направленность, связанную, прежде всего, с подготовкой кисти руки и функции руки к выпол­нению движений, обеспечивающих акт рисования, лепки, а в даль­нейшем - письма. При отработке движений одной руки важно сле­дить за тем, чтобы не появлялось оральных синкинезий (содружественных движений в лицевой мускулатуре) и содружественных дви­жений в другой руке, чтобы все движения осуществлялись под контролем зрения. Детей обучают удерживанию в руке кисточки и карандаша с правильным распределением пальцев. С этой целью про­водятся игровые движения карандашом и кистью, прокатывание ка­рандаша и кисти между ладонями, постукивание карандашом и кистью, перекладывание из руки в руку, самостоятельное схватыва­ние и правильное удержание карандаша и кисти в воздухе, выполне­ние движений кистью, а карандашом в воздухе, имитирующих схему рисунка. Если ребенок не может удержать кисть и карандаш, то рисунок он выполняет пальцам, обмакивая его в краску. В рисовании используются также мелки и фломастеры. Но этот же ребенок должен принимать активное участие в рассматривании образца, в беседе по картине, в разборе рисунка, выполненного воспитате­лем, в объяснении последовательности выполнения рисунка или по­делки, в их оценке, в игре с использованием рисунков и поделок.

При обучении лепке отрабатываются все возможные движения, развивающие пальцы рук: размягчение пластилина и глины поочеред­но каждым пальцем путем вдавливания, всеми пальцами одной руки; отрабатываются движения раскатывания пластилина между ладонями, на ладони одной и другой руки, поочередно их, меняя, раскатывание ладонями на столе. После этого переходят к вылепливанию фигур.

Индивидуальный подход в выборе формы участия в изобразитель­ной деятельности, определении темпа работы, способов и средств передачи изображения сочетается с фронтальными способами работы.

1'етоды, применяемые на занятиях по изобразительной деятель­ности и конструированию, разнообразны в зависимости от состоя­ния готовности детей к овладению данными видами деятельности и степени сформированное™ необходимых умений и навыков: действия по подражанию взрослому; совместные действия, действия детей по образцу, выполнение изображения натуры по предварительному обсле­дованию и объяснению. Необходимым условием проведения занятий по изобразительной деятельности является создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изобра­жаемому предмету или явлению. Тематикой изображения являются наблюдения, полученные в результате рассматривания картин, спе­циально подобранных игрушек и предметов народного промысла, на­блюдения, полученные на экскурсиях, а также отдельные фрагменты и атрибуты сюжетно-ролевой игры. Поделки, полученные на за­нятиях по изобразительной деятельности, используются в сюжет­ных играх. Занятия по изобразительной деятельности тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим и развитием речи, руч­ным трудом, формированием элементарных математических представ­лений. В процессе занятий усваиваются и уточняются значения слов, устанавливаются связи между зрительно воспринимаемыми об­разами и свойствами и их словесными обозначениями, что приво­дит к образованию устойчивых и полных представлений. На заня­тиях воспитатель стимулирует и поощряет общение детей друг с другом: взаимные просьбы детей, объяснения детей по ходу выпол­нения задания, договоренность детей выполнить ту или иную по­делку совместно. В такую деятельность включаются и те дети, ко­торые по состоянию движения не могут выполнять ни самостоятель­но, ни о помощью действий, связанных о данными видами деятель­ности. Помимо обучения детей на занятиях в групповых комнатах специально организуются уголки изобразительной деятельности, где дети могут рисовать и лепить, конструировать в свободное время под руководством воспитателя.

 

Формирование элементарных математических представлений

Данный раздел программы предполагает накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действи­тельности, формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку, накопление представлений о количестве, величине, геометрической форме, раз­витие ориентировки во времени и пространстве, образование мно­жеств, их сравнение и преобразование, установление равенства и неравенства множеств, их соотношение с заданным образцом (коли­чеством), проведение измерений с помощью условной мерки и на глаз, развитие глазомера, усвоение элементарного математического словаря, что в целом имеет цель - развитие основ математического мышления детей.

Усвоение программного материала проводится в наглядно-дей­ственной форме с опорой на непосредственные практические дейст­вия с предметами, множествами предметов, предметными картинками, игрушками, специальным дидактическим материалом, что обеспечи­вает расширение практического опыта детей, возможность видеть математические свойства и отношения в предметах и явлениях окружающей детей действительности. Наиболее частой формой занятий является дидактическая игра.

Содержание программного материала распределяется по раз­делам:

- формирование представлений о количестве и счете;

- формирование представлений о величине;

- формирование представлений о форме предметов и их про­странственном расположении;

- формирование представлений о времени;

- формирование измерительных навыков.

Работа по указанным направлениям осуществляется не после­довательно, а параллельно. Основная работа по образованию мно­жеств, группировки предметов, их сопоставлению осуществляется на материале первого десятка. Работа над числом первого десятка делится на 3 этапа: дочисловой период, изучение первого пятка, изучение первого десятка. На первом этапе - весь I-й год обуче­ния с названиями чисел детей не знакомят, т.е. это не является специальной задачей обучения.

Все количественные наблюдения, как на первом году, так и в дальнейшем: образование и преобразование множеств, их сравне­ние, а также состав числа осуществляется в процессе действий с наглядно представленными множествами при использовании термино­логии, обозначающей количественное соответствие или несоответ­ствие (Сколько? - Столько. Равно. Больше. Меньше. Поровну). Ко­личественные представления обогащаются в процессе различных ви­дов деятельности, где имеется необходимость подсчета, измерения, сравнения по величине, размеру и т.д.

Особого внимания требует работа по - формированию временных и пространственных представлений. Это связано с усвоением продол­жительности, последовательности и скорости различных явлений с их пространственными отношениями. Понятия о времени и простран­стве необходимо формировать в тесном единстве. Например: усвое­ние чередования смены времен года связано с запоминанием назва­ния времен года и их последовательной смени - зима, весна, лето, осень (временный компонент); "весна" находится между зимой и ле­том (пространственный компонент). Это способствует анализу математических представлений детей с выделением фактов, показывающих: что было? что стало? как изменилось? почему изменилось? что для этого сделали? как можно сделать еще, по-другому? подводит детей к составлению, решению и объяснению собственно арифметических задач в дальнейшем, при поступлении в школу. Начиная с первого года у детей формируется умение практически выде­лять все математические отношения между реальными предметами. Для этого в различной ситуации бытового характера и на специальных занятиях по различным видам деятельности ставятся задачи по­знавательного характера, решение которого требует математического осмысления: подобрать шнурки для ботинок одинарной длины и цвета, ремешок для часов, изготовить картонную подставку определенного размера и т.д.

Усложнение программного материала идет за счет расширения содержания по основным разделам, формирования новых способов математического действия путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения на основе сопоставления, противопоставления при помощи наложения, приложения, измерения с помощью специальной и условной мерки и счета, за счет усложнение наглядности материала - использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц, усложнение материала за счет введения комбинированных упражнений с решением одновременно 2-3 задач из разных разделов программы (на 3-м году обучения).

В целях предупреждения формального выполнения задания - у одних детей наблюдается механическое запоминание и вербальное воспроизведение последовательности действий и выраженные трудности практического выполнения, у других детей - наоборот, быстрое выполнение действий по памяти при полной неспособности его проанализировать, - необходимо использовать комбинированные приемы обучения: наглядно-практические и словесные, показ и объяснение с одновременным поэтапным выполнением. При этом каждый следующий этап, его задача и способ выполнения обсуждается с детьми, осуществляется поиск решения путем создания проблемной ситуации с обя­зательной оценкой конечного результата с анализом ошибок и вариантов исправления.

ТРУД

Первый год обучения

I. Самообслуживание

В течение всего года учить детей по мере их двигательных возможностей пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучить есть разнообразную пищу, понемногу и тщательно ее пережевы­вая.

- участвовать в раздевании и одевании: снимать расстегнутые и развязанные взрослым или самостоятельно части одежды - чулки, носки, шапку, варежки, ботинки. Снимать и одевать одежду в определенной последовательности, складывать и развешивать одежду; учить различать в одежде лицевую и изнаночную стороны, перед-спинку, правый и левый ботинок; учить различать непорядок в одежде у себя и у других детей, поправлять самостоятельно или обратиться к помощи взрослых;

- замечать загрязнение рук и лица, участвовать в умывании, подставляя руки под струю воды, удерживать мыло в руках, намы­ливать руки и лицо, промокать или вытирать насухо лицо и руки полотенцем; учить чистить зубы, аккуратно и своевременно совер­шить свой туалет, пользоваться туалетной бумагой, унитазом, после посещения туалета мыть руки.

II. Хозяйственно-бытовой труд

- воспитывать желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, выполнять простейшие поручения взрослых в подготовке к занятиям: вынести игрушки на игровую площадку, принести и убрать вместе с преподавателем пособия для занятий, поднять упавшие во время занятий на полу игрушки и пособия, убирать книжки и игрушки на месте; выполнять отдельные поручения по столовой: раскладывать ложки в нужном количестве и правильном положении по отношению к сидящему за столом, ставить хлебницу в середине стола, убирать после еды хозяйственный стол, ложки, хлебницы.

III. Воспитание нравственно-этических качеств

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Оказывать во время еды посильную помощь друг другу: по­дать салфетку, придвинуть хлебницу, поднять оброненный прибор, помочь в удержании в руке хлеба, печенья, яблока.

Соблюдать чистоту во время еды; приучать детей здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.

К концу года стремиться к тому, чтобы культурно-гнгиенические навыки и навыки по самообслуживанию соответствовали бы дви­гательным возможностям детей (не были ниже их), а у детей со­хранялось желание к овладению новыми двигательными навыками, включению их и совершенствованию в практической и трудовой дея­тельности.

Второй год обучения

 

I.Самообслуживание

В течение года:

- совершенствовать навыки самостоятельной еды в пользова­нии ложкой, чашкой, салфеткой, учиться есть с закрытым ртом, от­кусывая понемногу, тщательно пережевывая пищу. В процессе еды

и после ее окончания пользоваться салфеткой;

- обучать детей самостоятельно умываться, пользоваться мы­лом, полоскать рот после еды, чистить зубы на ночь, пользоваться полотенцем, вешать его на место, мыть руки перед едой, после посещения туалета, пользоваться личной расческой, туалетной бу­магой, полотенцем для вытирания ног;

- учить самостоятельно раздеваться, не разбрасывая одежды, по возможности самостоятельно одеваться, обуваться, застегивая крупные пуговицы, молнии, кнопки, вдевая шнурки. Продолжать обучать ориентировке в сторонах одежды - левый, правый рукав, перед, спинка, низ - верх одежды, лицевая - изнаночная сторона, левый-правый ботинок;

II. Хозяйственно-бытовой труд

- продолжать воспитывать у детей стремление соблюдать поря­док в групповой комнате, в спальне, на участке, в игровом угол­ке, привлекать к выполнению посильных поручений во время уборки;

- приучать убирать постель, привлекать детей к участию в уборке групповой комнаты: ухаживать за растениями комнатными, протирать листья, поливать их; расставлять игрушки в шкафах и на полках, после игры убирать игрушки на место;

- помогать воспитателю разбирать игрушки, отбирая поломан­ные, порванные книжки, наблюдать за их починкой, оказывать по­сильную помощь при этом.

На втором году вводятся дежурства по столовой и занятиям. Для этого требуется:

- учить детей накрывать на стол, правильно расставлять при­боры на столе (перед каждым ребенком, в центре стола), учитывая при этом сколько детей, столько приборов. Совместно с воспита­телем раскладывать материалы к занятиям.

III. Ручной труд

- формировать интерес к изготовлению различных поделок из картона, бумаги, пластилина и природного материала;

- развивать у детей способность ориентироваться на свойства этих материалов; при изготовлении поделок совместно с воспита­телем;

- способствовать развитию планирующей, фиксирующей и регу­лирующей функции речи;

- учить пользоваться клеем, наклеивать готовые вырезанные формы на картон, полоски бумаги; при возможности начать обучать приемам работы с ножницами: разрезать бумагу по намеченной прямой линии;

- учить изготовлению поделок из бумаги путем складывания, плетения, отщипывания (конверты, салфетки, коврики, отдельные предметы).

IV. Воспитание нравственно-этических качеств

- воспитывать у детей уверенность в своих действиях, потреб­ность в самостоятельных бытовых действиях, доброжелательное отно­шение друг к другу, умение оказать посильную помощь' друг другу;

- приучать быть вежливым, стимулировать общение детей с окружающими.

Третий год

Дальнейшее развитие и формирование навыков по самообслужи­ванию, по хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности проводится в соответствии с индивидуальными двигательными возможностями де­тей. При этом учитывается наличие у каждого ребенка двигательной функции, которая необходима для выполнения конкретного бытово­го действия. Если эта функция появилась, то необходимо ее даль­нейшее развитие и закрепление путем включения в выполнение всех доступных действий, связанных с трудовым воспитанием.

I. Самообслуживание:

- правильно пользоваться всеми предметами домашнего обихода, уметь самостоятельно одеваться и раздеватьоя, помогать другим детям;

- совершенствовать навыки личной гигиены: правильно поль­зоваться столовыми приборами, предметами личной гигиены (шло, зубная щетка, зубная паста или порошок, полотенца, расческа и т.д.);

- следить за своим внешним видом и правильно его оценивать, соблюдать чистоту в одежде и обуви, уметь причесываться, следить за тем, чтобы внешний вид детей по опрятности и чистоте тела не был ниже функционально-двигательных возможностей, исполь­зуя которые дети могут самостоятельно исправить те или иные не­поладки. Следить за слюнотечением, за правильным дыханием, поль­зоваться носовым платком.

II. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе:

- продолжать и совершенствовать участие в дежурстве по сто­ловой: правильно расставлять приборы на столе в соответствии с числом сидящих. Учитывать при этом пространственное положение приборов на столе по отношению к сидящим (правое, левое направ­ление, ближе-дальше, в середине стола, с краю и т.д.);

- дежурстве по занятиям: распределять индивидуальные посо­бия для занятий в последовательности их использования: какие из них потребуются раньше, должны лежать сверху или ближе; уби­рать пособия, мыть кисти, стаканы пластмассовые, вытирать столы после занятий по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду;

- принимать посильное участие в уборке групповой комнаты, ухаживать за комнатными растениями, домашними животными, при­учать детей к тому, чтобы каждая вещь имела свое место; разви­вать у детей понятие о красивом: о красоте отдельных вещей, их сочетаемости, о красоте интерьера в целом. Обсуждать о детьми возможные варианты украшения групповой комнаты; принимать участив в уборке участка, в уходе за растения­ми, при этом обращать внимание детей на изменения, происходящие о растениями в зависимости от условий ухода за ними, учить поль­зоваться некоторым хозяйственным инвентарем, отличать культур­ные растения от сорных, знать названия всех растений, имеющихся на участке;

- подключать детей к выполнению таких трудовых операций, цель, содержание и способ выполнения которых им доступен и поня­тен, чтобы был виден результат действия, имелась возможность его проанализировать с выявлением ошибок и способов устранения, раз­вивать и поддерживать интерес к труду, к выполнению поручений взрослых, к взаимопомощи.

III. Ручной труд

Содержание занятий, методика их проведения, выбор необходи­мого материала и орудия действия должны дифференцироваться в за­висимости от состояния движения каждого ребенка и уровня его развития в целом. При этом необходимо учитывать: способ удержа­ния в руке предметов и возможность их перекладывания из руки в руку, умение выполнять действия обеими руками, умение распреде­лять мышечное усилие при удержании ножниц, разведении их концов при резании бумаги, картона, ткани. Поэтому одним детям предла­гается выполнять различные поделки из готовых деталей, другие дети вначале сами изготовляют детали, помогают другим детям в их изготовлении, а затем выполняют различные поделки. На занятиях по ручному труду использовать умения, приобретенные в процессе конструирования, формировать у детей умение распределять пред­стоящую работу по этапам, подбирать необходимые материалы и ору­дия для труда. Использовать занятия по ручному труду для обогаще­ния сенсорного опыта, обращать внимание на свойства и качества материалов, учить использовать полученные знания в деятельности. Развивать выдумку, смекалку, воображение. Выполненные детьми по­делки использовать затем в играх, в качестве подарков взрослым. На занятиях:

- обучать детей пользоваться бумагой, картоном, природным материалом, тканью, ножницами, клеем, пластилином, нитками, иголкой, изготовляя различные поделки ("снеговик" из трех кру­гов разного размера, выполненных из ткани, которые скрепляются с помощью пуговиц, таким же образом выполняется "елочка" из трех треугольников и другие фигуры.);

- обучать детей резать бумагу по прямой линии, вырезать геометрические фигуры о прямыми линиями (прямоугольник, квад­рат, треугольник);

- изготовлять поделки из бумаги посредством склеивания, складывания и плетения;

- изготовлять поделки из ткани (различные фигуры-игрушки, одежду для куклы);

- изготовлять поделки из различного природного материала - желуди, шишки, листья;

- изготовлять поделки из коробочек (мебель для куклы) и различного бросового материала (катушки, коробки для спичек, яичная скорлупа, картонная тара);

- формировать простейшие навыки по ремонту книг и пособий. Связывать необходимость изготовления поделок с повседневными нуж­дами детей.

IV. Воспитание нравственно-этических качеств:

- воспитывать культуру поведения: приучать быть вежливым, благодарить, здороваться, прощаться, разговаривать тихо, назы­вать взрослых по имени и отчеству, уметь выразить свою просьбу, помогать тем детям, кто испытывает различные трудности в быто­вых действиях.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Данный раздел программы направлен на расширение кругозора детей, обогащение их чувственного и практического опыта, на ак­тивизацию мыслительной деятельности и развития речи. При форми­ровании и развитии знаний об окружающем мире используются раз­личные методы: наглядные, практические и словесные. Наглядные методы: кратковременные и длительные наблюдения за живыми объек­тами, отдельными явлениями живой и неживой природы; рассматри­вание картин; просмотр диа- и кинофильмов.

Практические методы: дидактические игры с дидактическими игрушками, игры с натуральными предметами, настольно-печатные игры; словесные игры; элементарные опыты, кратковременные и длительные.

 

Словесные методы: рассказ и чтение воспитателя; беседа воспитателя с детьми.

Первый год

Задачи:

- уточнение представлений детей об окружающей действитель­ности, их систематизация, выявление понимания причинно-следственной зависимости между известными детям объектами и явлениями. Уточнение ориентировки детей в быту и в ближайшем окружении: знание предметов и явлений, понимание их функционального назна­чения, способность применять имеющиеся знания в доступной прак­тической, игровой и элементарной бытовой деятельности.

- расширение представлений детей об окружающем мире, о пред­метах и явлениями живой и неживой природы:

 

1. Знать ближайшее окружение:

Участок и помещение детского сада, групповая комната, туалет, спальня, раздевалка, лечебные кабинеты, игровые уголки.

2. Одежда и обувь.

Знать названия, применение в зависимости от погоды. Уточнение и развитие представлений о различных деталях в одежде: воротник, рукава, пуговицы, застежки, варежки (правая и левая), ботинки (правый и левый), лицевая и изнаночная стороны одежды, перед, низ, правая-левая сторона. Одежда уличная и домашняя, повседнев­ная и праздничная. Рассматривание образцов одежды на картинках, иллюстрациях. Показ кукольной одежды и усвоение действий о ней; показ способов ухода за одеждой: складывание, развешивание, стирка, разглаживание и т.д.

3. Мебель и посуда.

Мебель в группе, в столовой, в залах лечебной физкультуры, в зале для музыкальных занятий, мебель в доме. Назначение мебели, знание постоянного места каждого из предметов мебели и умение ориентироваться в пространстве с опорой на конкретные предметы мебели ("передо мной шкаф с книгами, а стол стоит "сзади", окно "справа" от стола и т.д.). Формирование и уточнение назначения мебели (на чем сидят, опят, в чем хранят игрушки, книги, посуду). Расстановка мебели куклы в игре с куклой (разные варианты), уход за мебелью. Знакомство о различной посудой - столовой, чайной, кухонной, правильное использование посуды, мытье и вытирание.

 

4. Времена года и сезонные изменения в природе. Обобщение проводимых ранее наблюдений о смене времен года, о занятиях людей в разное время года. Описание осенней, зимней, весенней и летней погоды с указанием 1-2 ведущих признаков. Называние ме­сяцев года (без обязательного запоминания порядка их следова­ния). Наблюдения за объектами неживой природы, практическое оз­накомление с их свойствами (снег и лед в тепле тают, превра­щаются в воду, вода на морозе замерзает, песок сыпучи!, пласти­лин мягкий, снег холодный, солнце согревает, припекает, "све­тит, но не греет" зимой, начинает согревать весной. Наблюдение и выделение признаков последовательной смены времен года. Зна­комить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в природе: в живом и растительном мире. Формировать представления об изме­нениях погоды.

5. Животный и растительный мир. Сведения о животных: кто, где живет, чем питается, строение тела животных, какую пользу приносят человеку. Различение диких и домашних животных (3-4 названия). Различение нескольких животных в натуре и на картин­ке, в игрушке и их называние; различение их по описанию внешне­го вида, по повадкам и движениям. Знакомить детей с раститель­ным миром: деревья, цветы, трава, кустарники, находящиеся в бли­жайшем окружении. Научить отличать кусты от деревьев, траву от цветов.

Знание и называние 3-4 видов овощей и фруктов, выделение их основных отличительных признаков, сравнение по основным приз­накам: различение по вкусу, запаху, цвету, форме, строению. Срав­нение овощей сырых и вареных, целых и измельченных. Некоторые блюда, приготовленные из овощей.

6. Различать и называть по характерным признакам части су­ток: утро, день, вечер, ночь.

7. Люди, их занятия, профессии людей. Знание состава своей семьи, понимание родственных отношений, возраста членов семьи, кто, чем занимается. Ознакомление с профессиями людей, работаю­щих в детском саду, наблюдения за их деятельностью в рабочее время. Узнавание людей названных профессий по изображениям на картинках. Расширение представлений в процессе чтения книг, про­смотра диафильмов, телепередач.

 

8. Знакомство с явлениями общественной жизни: подготовка

и проведение праздников: Новый год. День Советской Армии, I Мая, 8 Гарта.

9. Транспортные средства. Уточнение представлений о них транспортных средствах, которые доступны непосредственному наблюдению. Знакомство с деятельностью людей, занятых на этих видах
транспорта.

Второй год обучения

Работа на втором году предусматривает дальнейшее расшире­ние и углубление представлений детей по выделенным на первом го­ду стержневым темам, а также знакомство с новыми темами. Услож­нение материала идет за счет расширения объема сведений о фак­тах реальной действительности, выделения все большего количест­ва существенных и второстепенных признаков и свойств объектов и явлений, подлежащих изучению, установления взаимосвязи и причин­но-следственной зависимости между ними.

1. Времена года и сезонные изменения в природе. Выделение характерных признаков времени года, изменения в живой и неживой природе: дождь, гроза, молнии тучи, солнце, прекращение дождя, заморозки, снег, лед, вода, ветер, метель и т.д. Уточнение после­довательности смены времен года. Практическое установление зави­симости деятельности человека и поведения животных от сезона. Дни недели, последовательность их смены.

2. квотный и растительный мир. Животные домашние, дикие, хищные. Внешний вид, повадки. Растения леса, сада, огорода, поля. Знакомство с птицами, зверями, рыбами.

Животный и растительный мир. Домашние животные. Польза, при­носимая ими. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние 3-4 видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Дикие животные. Узнавание и называние 3-4 видов диких животных и их детенышей.

Домашние птицы. Их польза для человека (3-4 вида). Забота человека о птицах. Узнавание и называние птиц: воробей; скворец, голубь, ворона, галка.

Растения леса, сада, огорода, поля. Узнавание, называние. Различение по характерным признакам, по величине и вкусу плодов (4-ё видов).

3. Расширение представлений о транспортных средствах: ма­шины, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, самолеты, поезда

и т.д. Понимание возможности и необходимости перемещения на том или ином виде транспорта, сравнение скорости передвижения (бы­стрее-медленнее, но по сравнению с чем). Гужевой вид транспор­та, необходимость его применения.

4. Материалы и инструменты. Рассматривание различных по­делок из бумаги, картона, ваты, ткани, глины и др. Определение материалов, из которых они сделаны и инструментов, использован­ных при их изготовлении. Нахождение среди окружающих предметов тех, которые сделаны из одного материала; рабочие инструменты; гвозди, молоток, лопата, топор и т.д.

5. Знакомство с предметами материальной культуры, музыкаль­ными инструментами.

6. Расширение представлений о труде и занятиях людей. Полу­чение новых знаний о труде своих родителей, о наиболее распро­страненных профессиях: учитель, врач, продавец, летчик, моряк, о/х профессии.

7. Расширение представлений об общественной жизни. Дни ро­ждения, праздники и подготовка к ним. Детям о Ленине.

Третий год обучения

Дальнейшее расширение и углубление представлений по стержне­вым темам с введением тематики, связанной с подготовкой детей к школе. Усложнение материала за счет введения познавательных за­дач, создания проблемных ситуаций, решение которых требует са­мостоятельности, активности детей, умения действовать по анало­гии, умения применять имеющиеся знания при решении новых задач, понимания определенной закономерности явлений» умение сделать вывод, дать объяснение.

I. Времена года и сезонные изменений в природе. Ежедневные наблюдения за погодой: небо ясное, облачное» голубое, синее и т.д.; облака, тучи в ясный и пасмурный дань; ветер холодный, теплый, сильный, слабый; дождь; почва в зависимости от темпера­туры воздуха и осадков. Выделение характерных и менее значимых признаков изменений в природе; взаимозависимость различных явле­ний: появление почек и листочков на ветках, замерзание и таяние воды под воздействием температуры, прорастание растений (лук, овес, пшеница) под воздействием тепла и воды и т.п.

Изменение явлений в природе по сезонам. Установление связи между наблюдаемыми изменениями природы и изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.

2. Животный и растительный мир

Расширение представлений о животных за счет увеличения ко­личества видов животных. Выделение общих отличительных призна­ков в их внешнем виде, в повадках; общее и отличительное в уходе за ними. Умение рассказать об основных отличительных признаках при сравнении 2-3-х видов зверей, птиц, насекомых. Умение от­нести конкретные виды животных к обобщающим понятиям: "домашние животные", "птицы", "рыбы", "насекомые".

Умение рассказать об основных отличительных признаках при сравнении 2-3-х растений: липы и рябины; тюльпана и колокольчика астры, ромашки и георгина, василька и одуванчика, крыжовника и клубники, а также прогадать сравнение различных овощей и фруктов Точное усвоение всех названий.

3. Усвоение сведений географического и исторического поряд­ка: знание страны, в которой живем, своего города, села, дерев­ни, поселка, других городов, куда ездили с родителями, где живут родственники; значение названий рек, морей, гор, т.е. всего то­го, что дети видели. Нормирование элементарных представлений об исторических событиях: Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция. Великая Отечественная война.

4. Ознакомление с новыми профессиями людей: артист, худож­ник, инженер, музыкант, монтер, сельскохозяйственные рабочие и др. Представления о месте и характере работы, о видах и про­дуктах деятельности людей.

5. Уточнение представлений о скорости, длительности и по­следовательности смены различных явлений: дни недели, времена года, части суток. Усвоение порядка их следования, установление последовательности и зависимости от заданного отрезка времени. Например: установить последовательность смены частей суток, на­чиная с вечера - что было до этого? что будет потом? То же самое по временам года и дням недели).

6. Ознакомление с предстоящими обязанностями школьника. Атрибуты школьной жизни: портфель, карандаш, ручки, пенал и др.; класс, коллектив школы, учительница, уроки, домашние задания, правила поведения в школе и вне школы, отметки по различным предметам. Как надо готовиться к школе. Кого принимают в школу.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Первый год

I. Обогащение и совершенствование словарного запаса детей. Употребление в активной речи всех лексико-грамматических групп: существительных, глаголов, прилагательных, числител




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.