Здавалка
Главная | Обратная связь

Стадии развития дружбы по Р. Селману

Общение (отношений) младшего школьника со взрослыми

Во время обучения в начальной школе меняется характер взаимоотношений детей и родителей. Дети уже не ведут себя столь непосредственно с родителями, как это было ранее (не будут кричать или плеваться, чтобы добиться своего от родителей). Родители теперь меньше озабочены приучением детей к самостоятельности, поиском домашних дел, которые им можно было бы поручить; их больше заботят учебные достижения ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует более тонкого руководства, однако контроль родителей продолжает сохранять свою важность. Исследованиями показано, что дети, находящиеся под постоянным наблюдением родителей, учатся лучше, чем те, за которыми контроль не достаточно выражен.

Современные исследования показывают, что для родителей важной целью является развитие у своих детей саморегулируемого поведения, т.е. их способности контролировать, направлять свои действия и выполнять требования, предъявляемые к ним окружающими.

Ранее нами говорилось, что наиболее оптимальной моделью отношений между родителями и ребенком является авторитетная модель. Это связано с тем, что, когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того, чтобы демонстрировать открытое неповиновение.

Родители чаще достигают успеха в развитии у детей саморегулиремого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. Такие родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность.

Общение (отношения) младшего школьника со сверстниками

Отношения со сверстниками в течение среднего детства становятся все более важными и оказывают практически основное влияние на социальное и личностное развитие ребенка.

Концепция дружбы (по Роберту Селману). Р. Селман изучал дружеские отношения детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для изучения он использовал методику по аналогии с той, которую применял Л.Колберг (решение дилеммы см. на стр. 478 у Г. Крайга и Д.Бокума, 2007: история про девочек Кэтти, Дэбби и Жанет).

Стадии развития дружбы по Р. Селману

Стадия Возраст, лет Характеристика
До 6 Дружба базируется на физических или географических факторах; дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других
7-9 Дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств другого; дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга
9-12 Дружеские отношения базируются на социальном обмене; появляется представление о том, что друзья – это люди, которые помогают друг другу; происходит взаимная оценка действий, появляется понятие доверия
11-12 Дружба понимается как устойчивые продолжительные представления, базирующиеся на доверии; дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя

На 1-ой стадии - друг это просто товарищ по играм, который живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. На этом этапе не существует представления о позиции другого человека, поэтому Кэтти просто идет в цирк.

На 2-й стадии начинает появляться осознание того, что другой человек тоже испытывает некоторые чувства. Здесь ребенок может сказать, что Кэтти могла бы пойти в цирк с Жаннет и остаться подругой для Дэбби, если она не возражает против этого.

На 3-й стадии появляется представление, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, а также возникает понятие доверия. Ребенок осознает, что отношения между Кэтти и Дэбби отличаются от отношений между Кэтти и Жанетт, поскольку старая дружба основана на проверенном временем чувстве взаимного доверия.

На 4-й стадии проявляется совершенная способность видеть отношения с позиции другого человека. На этой стадии ребенок может сказать: «Кэтти и Дэбби должны понять друг друга и разобраться с этой ситуацией».

Функции дружбы

Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение. Она усиливает и укрепляет групповые нормы и ценности. Дети, имеющие постоянных друзей, отличаются лучшими успехами в учебе и в дальнейшим - в жизни.

Образование групп сверстников

За время от 6 до 11 лет происходят значительные изменения в организации групп и значении группы сверстников для ребенка.

В начале периода группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура группы отличается гибкостью.

В конце же периода группа сверстников приобретает более важное значение. Соответствие групповым нормам приобретает особое значение для ребенка и преодолеть групповое влияние теперь становится гораздо труднее. Групповая структура становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы. Важным становится разделение по полу. Группы теперь почти всегда однополые. Эти установки продолжаются вплоть до середины подросткового возраста.

Конформность в группе сверстников

Конформность м.б. различной степени. Это влияет на то, насколько ребенок является устойчивым к групповому влиянию.

Высококонформные дети обладают рядом характерных черт. Они отличаются развитым чувством неполноценности и слабым «ЭГО». Они более тревожны и зависимы, чувствительны к мнениям окружающих.

Установлено, что мальчики чаще, чем девочки поддаются внешнему влиянию. Следствием этого является вовлеченность в антиобщественные группы.

Особенно большое значение конформность приобретает в конце среднего детства, когда дети начинают выходить из достаточно полного родительского контроля и одновременно испытывают потребность в принадлежности к группе сверстников.

В младшем школьном возрасте, особенно в конце его, у детей под влиянием группы могут формироваться предубеждения и предрассудки. Они могут быть этнические, религиозные, половые, возрастные, темпераментные и т.д.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.