Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА: «Ревизия наличия и использования основных средств и нематериальных активов»



Вопрос 1: Задачи и источники ревизииналичия и использования основных средств и нематериальных активов

 

Главными задачами ревизии сохранности, учета и использования основных средств на предприятиях являются проверки:

• обеспечения контроля за наличием, сохранностью и техничес­ким состоянием основных средств;

• правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

• правильности оценки основных средств в учете;

правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильности начисления и отражения в учете износа основных средств;

• выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества;

• правильности и эффективности использования основных средств;

• правильности определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

правильности отражения данных о наличии и движении основ­ных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Источниками ревизии являются:

• первичные документы на поступление, перемещение и выбытие основных средств: счета-фактуры, товарно-транспортные наклад­ные, требования-накладные внутреннего перемещения, акты при­ема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию, акты приема-передачи основных средств, акты ввода в эксплуата­цию, акты на списание основных средств, акты на списание многолет­них насаждений;

• регистры аналитического и синтетического учета: инвентарные карточки учета основных средств (отдельно для зданий и сооруже­ний! оборудования и транспортных средств); инвентарные карточки учета многолетних насаждений, опись инвентарных карточек по уче­ту основных средств, расчет износа по поступившим и выбывшим ос­новным средствам, расчет износа по автотранспорту, расчет износа основных средств, ведомости начисления износа, журналы-ордера; соответствующие машинограммы;

• договоры поставки, купли-продажи, аренды, заявления на при­обретение основных средств, акты оценочных комиссий, акты при­ема-сдачи отремонтированных объектов;

статистическая отчетность предприятия, годовой отчет пред­приятия, Главная книга, оборотно-сальдовый баланс.

 

Вопрос 2: Ревизия сохранности основных средств

 

В первую очередь ревизору следует проверить следующее:

• какие меры приняты на предприятии по обеспечению сохран­ности основных средств. Для этого нужно установить, назначены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отвечаю­щие за сохранность основных средств. Заключены ли с ними пись­менные договоры о полной материальной ответственности, как этого требует законодательство;

соответствуют ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, занимаемых и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные до­говоры о полной материальной ответственности;

• созданы ли условия материально ответственным лицам для обеспечения сохранности материальных ценностей;

• назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проведения проверки сохранности основных средств.

Далее ревизору целесообразно приступить к проверке сохранности основных средств непосредственно.

Убедившись в наличии всех инвентарных карточек, проверяют на 1-е число месяца соответствие их стоимости внутри классифика­ционных групп, при установлении расхождений выясняют причины, виновных лиц.

Далее необходимо убедиться в достоверности данных инвентарных карточек.

Затем проверяют наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации, ее оформление, которое необходи­мо для сверки фактического состояния основных средств и их техни­ческой характеристики по данным бухгалтерского учета, а также для установления комплектности отдельных видов основных средств.

Важным элементом обеспечения сохранности основных средств является своевременность их закрепления за материально ответ­ственными лицами по месту нахождения или эксплуатации объек­тов. С этой целью проверяется правильность ведения инвентарных списков или инвентарных описей.

При помощи выборочной инвентаризации проверяется факти­ческое наличие и качественное состояние объектов основных средств.

В ходе инвентаризации следует определить техническое состоя­ние объектов, организацию их хранения, эксплуатации, проверить оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией, как организован порядок вывоза и ввоза основных средств на предприя­тии.

Ревизору необходимо обратить особое внимание на правиль­ность отнесения предметов к основным средствам и в случае возник­новения расхождений учетной политики и действующего порядка отнесения объектов к основным средствам выяснить причины рас­хождений и виновных лиц.

 

Вопрос 3: Ревизия операций по поступлению и выбытию основных средств

 

При проверке операций по поступлению основных средств устанавливается законность и целесообразность строительства или их приобретения, своевременность и правильность документального оформления, реальность оценки основных средств.

Законность поступления основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с перечнем, предусмотрен­ным в титульном списке на строительство или в заявке на приобрете­ние техники и оборудования.

Целесообразность приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использова­ния. Операции по поступлению и выбытию основных средств, при воз­можности, проверяют сплошным способом по каналам поступления и выбытия.

В необходимых случаях в ходе ревизии проводится контрольный обмер выполненных работ и проверяется в натуре их эксплуатацион­ная характеристика.

Проверку правильности оприходования объектов при строи­тельстве хозяйственным способом целесообразно проводить однов­ременно с проверкой обоснованности списания строительных мате­риалов.

Одновременно проверяется своевременность оприходования поступивших основных средств, правильность отражения этих опе­раций в бухгалтерском учете.

Правильность оценки основных средств определяют на основа­нии первичных документов на поступление основных средств.

Затем тщательной проверке подлежит установление реальности статьи баланса "Основные средства", для чего необходимо сверить данные инвентарных описей с данными Главной книги по счету 01 и статьи баланса по соответствующему счету.

При проверке операций по выбытию основных средств ревизором устанавливается, прежде всего, создана ли на предприятии при­казом руководителя постоянно действующая комиссия по определе­нию непригодности списываемых основных средств для дальнейше­го использования, всегда ли участвуют в составе комиссии предста­вители ГАИ (при списании транспортных средств), ликвидируются ли списываемые объекты, приходуются ли пригодные запасные час­ти, узлы, металлолом.

Все акты на списание основных средств должны сверяться с тех­ническими паспортами. Особое внимание уделяется наличию моти­вированного заключения комиссии, наличию подписей всех членов комиссии.

Тщательно проверяется полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от разборки списываемых основных средств.

При проверке операций по безвозмездной передаче основных средств проверяется наличие доверенности получателя, в отдельных случаях — разрешения вышестоящих органов, правильность опреде­ления износа с учетом эксплуатации, фактическая дата списания с баланса предприятия.

Все операции по выбытию основных средств отражаются в бух­галтерском учете через счет 01, поэтому ревизор проверяет бухгал­терские записи по данному счету и финансовый результат от реали­зации и прочего выбытия основных средств.

Важным этапом ревизияа является проверка правильности состав­ления бухгалтерских записей по счетам 01 и 03.

 

Вопрос 4: Ревизия правильности начисления амортизации основных средств

 

В ходе ревизии необходимо установить:

• все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисле­ния амортизации;

• правильно ли производится начисление амортизации по вновь поступившим и выбывшим основным средствам;

• правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним;

• правильно ли относится сумма амортизации на издержки про­изводства;

• правильно ли отражается сумма амортизации в регистрах бух­галтерского учета.

В начале ревизии рекомендуется проверить правильность начисле­ния амортизации. При этом устанавливают, по всем ли объектам основ­ных средств начисляется амортизации.

В ходе ревизии следует проверить, нет ли фактов прекращения на­числения амортизации по объектам основных средств во время их ре­монта и простоя.

Проверяя правильность применения норм амортизации и попра­вочных коэффициентов.

Предприятия могут применять ускоренный метод начисления амортизации. Ревизору следует проверить, согласован ли этот воп­рос с вышестоящими органами, так как этот метод применяется в от­ношении не всех объектов основных средств, а только их активной части.

Тщательно проверяется правильность отражения начисленной суммы амортизации на счетах бухгалтерского учета. Это производит­ся по соответствующему журналу-ордеру и производственным отче­там.

По всем фактам неправильного начисления амортизации необхо­димо определить сумму излишне начисленной или недоначисленной амортизации, которая в акте ревизии указывается общей суммой; ус­тановить, как это повлияло на себестоимость продукции и финансо­вый результат; выявить причины нарушений и виновных в этом лиц; принять меры по недопущению нарушений в будущем.

 

Вопрос 5: Ревизия операций по ремонту основных средств

 

Контроль операций по ремонту основных средств целесообразно начинать с проверки правильности составления смет.

При проверке капитального ремонта основных средств, выполня­емого подрядным способом, следует установить, имеются ли догово­ры подряда и не была ли превышена стоимость ремонта, обусловлен­ная договором.

При проверке операций по ремонту основных средств ревизор должен установить, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения оплаты труда и списания израсходованных мате­риалов и запасных частей, которые впоследствии были похищены; не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате тру­да за ремонтные работы. Целесообразность и законность операций по ремонту устанавливаются на основании проверки первичных доку­ментов: нарядов (учетных листов) на сдельные работы, накладных, ведомостей и лимитно-заборных карт на расход материальных цен­ностей, ведомостей дефектов на ремонт машин, актов приемки вы­полненных работ.

Проверяя затраты по ремонту основных средств, необходимо ус­тановить, приходовались ли материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования, произведено ли уменьшение затрат на ремонт стоимости оприходованных материальных ценностей.

Важное место при ревизии занимает проверка качества ремонта, которое характеризуется безотказностью в работе отремонтирован­ных объектов, соблюдением сроков межремонтных периодов.

Ревизору следует проверить правильность учета затрат на прове­дение ремонтов основных средств. При этом необходимо учитывать, что предприятие по своему усмотрению может применять один из следующих вариантов включения в себестоимость продукции (ра­бот, услуг) расходов по ремонту основных средств.

1. Фактические затраты по всем видам ремонтов списывают на се­бестоимость продукции (работ, услуг), где используется данное ос­новное средство, непосредственно по мере их осуществления.

2. Создание ремонтного фонда, сумма отчислений в который оп­ределяется исходя из нормативов, утверждаемых самим предприяти­ем на год. В данном случае фактические затраты на проведение ре­монтов списываются на счет 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчет "Ремонтный фонд". Разница между фактическими затратами и отчислениями в ремонтный фонд списывается на расходы будущих периодов с последующим списанием на затраты производства. Неис­пользованные суммы ремонтного фонда переходят на следующий год и используются предприятием на ремонт. Если предприятие ре­шает при принятии учетной политики больше не создавать ремон­тный фонд, то его остаток зачисляют на счет 92 "Внереализационные доходы и расходы" как внереализационные доходы.

3. Резервирование, предстоящих затрат по ремонту основных средств, исходя из сметной стоимости ремонта. Неиспользованные суммы резерва предстоящих затрат по ремонту основных средств сторнируются с уменьшением себестоимости продукции.

 

Вопрос 6: Ревизия операций по переоценке основных средств

 

Приступая к ревизии переоценки, ревизор должен проверить: сроки проведения переоценки, установить, с помощью какого метода проводился пересчет стоимости основных средств; наличие и досто­верность документов, подтверждающих рыночную стоимость; пер­вичные документы по переоценке основных средств.

Переоценке подлежат все основные фонды, числящиеся на балансе организации, независимо от их технического состояния (степени износа), как действующие, так и находящиеся в запасе (резерве на складе), консервации, ос­новные фонды, сданные в аренду или временное пользование — здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие прибо­ры и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и при­надлежности, рабочий и продуктивный скот и прочие основные фонды.

При переоценке изменяются: первоначальная стоимость (после переоценки называемая восстановительной стоимостью), остаточ­ная стоимость и сумма амортизации основных фондов. При этом сле­дует учитывать, что процент амортизации не изменяется, т.е. пропор­циональное соотношение восстановительной, остаточной стоимости и суммы амортизации после переоценки должно сохраниться таким же, как и до переоценки.

Переоценка по усмотрению организации проводится: путем ин­дексации первоначальной стоимости с использованием коэффици­ентов пересчета, публикуемых Министерством статистики и анали­за, по состоянию на 1 января; путем прямого пересчета первоначаль­ной стоимости в цены, складывающиеся на 1 января, на соответству­ющие виды аналогичных основных средств.

При проведении переоценки индексным способом необходимо первоначальную стоимость умножить на соответствующий коэффи­циент. Для определения амортизации необходимо найти соотноше­ние в процентном выражении между первоначальной стоимостью и износом, после чего восстановительную стоимость умножить на по­лученное процентное соотношение.

Если проверяемое предприятие при переоценке основных средств использовало способ прямого пересчета, то ревизор проверя­ет документы и материалы, подтверждающие рыночную цену. Таки­ми документами могут быть справки с завода-изготовителя с прибав­лением расходов по перевозке и монтажу оборудования, справки от торговых организаций об уровне цен, сведения об уровне цен на дан­ные виды средств, опубликованные в печати или каталогах, а также экспертные заключения о рыночной стоимости зданий и сооруже­ний, остальных средств.

Первичным документом по переоценке основных средств являет­ся ведомость переоценки, куда из инвентарных карточек или описей записывается каждый объект, а после переоценки составляется акт о результатах переоценки, на основе которого составляются записи по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января.

Ревизор обязан проверить правильность отражения результатов переоценки основных средств на счетах бухгалтерского учета.

 

 

Вопрос 7: Ревизия операций с нематериальными активами

 

При проверке операций с нематериальными активами ревизор должен определить законность и правильность включения ценнос­тей в состав нематериальных активов.

Далее ревизор проверяет правильность учета поступивших нема­териальных активов.

Ревизор внимательно изучает бухгалтерские записи, сделанные на предприятии.

Ревизору следует помнить, что нематериальные активы должны приходоваться на предприятии только на основании соответствую­щих первичных документов. Основными документами, как правило, являются акты приемки нематериальных активов, накладные, кви­танции. Ревизор внимательно изучает аналитический учет немате­риальных активов, который ведется по их видам на счете 04 "Немате­риальные активы".

Одним из видов нематериальных активов является интеллек­туальная собственность. Под ревизией интеллектуальной собствен­ности понимается проверка правильности оформления первичных документов и организации бухгалтерского учета интеллектуаль­ной собственности на предприятии. При необходимости может проводиться техническая экспертиза объектов интеллектуальной собственности и юридический анализ документов, подтверждающих право на их собственность.

Ревизору следует изучить документы, подтверждающие право предприятия на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

Необходимо установить правильность стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности и достоверность опреде­ления величины затрат, необходимых для приведения объектов в состояние, пригодное для их использования на предприятии.

Изучается правильность оприходования и отражения интеллек­туальной собственности на счете 04 "Нематериальные активы", учи­тывающем нематериальные активы в корреспонденции со счетами 75 "Расчеты с учредителями", 51 "Расчетный счет", 08 "Вложения во внеоборотные активы" и другими, а также обоснованность их выбытия (продажи, списания, передачи безвозмездно) по счету 05 "Амор­тизация нематериальных активов". Синтетический учет интеллекту­альной собственности сверяется с данными аналитического учета, который ведется по видам и отдельным объектам.

Обращается внимание на правильность учета амортизации ин­теллектуальной собственности, которая должна вестись на счете 05 "Амортизация нематериальных активов" в целом и по отдельным ви­дам и объектам.

Ревизор устанавливает, на все ли объекты нематериальных акти­вов начисляется износ, какова периодичность начисления и правиль­но ли он включается в себестоимость производимой на предприятии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Ревизором внимательно анализируются записи по счету 05 "Амортизация нематериальных активов".

В заключение ревизор должен проверить правильность списания
нематериальных активов. Нематериальные активы должны списы­ваться за счет начисленной на предприятии амортизации нематери­альных активов, отраженной на счете 05 "Амортизация нематериаль­ных активов".

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.