Здавалка
Главная | Обратная связь

Решите проблемные ситуации, опираясь на знание психологических особенностей дошкольников.

Практическое занятие № 4

Тема: Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте

1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

2. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

3. Особенности развития продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.

4. Развитие познавательных процессов, внимания и речи в дошкольном возрасте.

5. Особенности развития личности в дошкольном возрасте (самосознания, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой сферы, общения и межличностных отношений).

6. Кризис 7 лет. (Поливанова К.Н. - С. 70-75) Конспект

7. Психологические новообразования дошкольного возраста.

Литература

  1. Выготский Л.С. Кризис 7 лет //Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1984. - Т.4. Детская психология.
  2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2003. - С. 74-96.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: АПКиПРО РФ, 2000.

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Решите проблемные ситуации, опираясь на знание психологических особенностей дошкольников.

Ситуация 1. Мама пришла за четырехлетним сыном в детский сад, чтобы забрать домой. Мальчик пошел одеваться. Долго возится с курткой, надевает ее, прибегает к матери, чтобы та застегнула пуговицы. Мама застегивает пуговицы на куртке. Ребенок надевает ботинки и опять бежит к матери, чтобы она завязала шнурки. Мать завязывает шнурки. Ребенок возвращается в группу забрать свой рисунок и карандаши, разбросанные на столе. Мальчик медленно начинает собирать их. Мама подходит и сама быстро собирает вещи.

- Какие индивидуально-типологические особенности ребенка обнаруживаются в данной ситуации?

- В чем ошибка мамы в воспитании ребенка?

- Что бы Вы посоветовали маме мальчика?

Ситуация 2. Разговаривают две мамы дочерей-дошкольниц. Первая: «Смотрю, ты Оле куртку новую купила». Вторая: «Да, вот ей понравилась, я и приобрела». Первая: «Мне кажется, у нее была еще совсем новенькая курточка на прошлой неделе». Вторая: «Пусть носит. Хватит того, что я в детстве вечно в обносках ходила. Да и порвала Оля уже ту куртку». Первая: «Не бережет Оля вещи». Вторая: «Мне для своей дочери денег не жалко!»

- Какие психологические особенности личности дошкольника игнорируются мамой Оли?

- Каковы, на Ваш взгляд, последствия такого воспитания?

- Что бы Вы посоветовали маме Оли?

Ситуация 3. Мама что-то делает на кухне. К ней прибегает шестилетняя дочь и говорит: «Мама, помоги мне нарисовать лошадь!» Мама: «Ты же видишь, что я занята. Надо приготовить ужин, а потом постирать. Рисуй сама!» Девочка уходит, но вскоре возвращается и говорит: «У нас завтра праздник. Ты придешь посмотреть, как я песню пою и стихи рассказываю?» Мама: «К сожалению, у меня совсем нет времени». Дочь с упреком отвечает: «Ну и ладно, я тетю Машу позову!»

- В чем состоит педагогическая оплошность мамы в данной ситуации?

- Каковы возможные последствия данной ситуации?

- Как бы Вы поступили на месте мамы девочки?

Задание 2

Подберите интересную и важную, на ваш взгляд, информацию о развитии дошкольника. Будьте готовы представить ее на занятии.

Задание 3

Подберите методики (2-3) для диагностики психологических особенностей дошкольников.

Задание 4

Дополните список литературы источниками, которые вы использовали при подготовке к занятию. Приветствуется самостоятельность в подборе литературы!

Желаю удачи!





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.