Здавалка
Главная | Обратная связь

Mnemonica.ru Сайт для развития памяти.

Развитие памяти.

Если вы хотите запомнить что-то новое,

вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь)

с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение.

Тони Бьюзен "Суперпамять"

Человек лучше всего запоминает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимися у человека сведениями. Чтобы что-то запомнить, нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное, чтобы они что-то значили для человека. Значили - в широком смысле этого слова. Какое-то воспоминание, смешная история, анекдот, только что, придуманный поворот событий, который никогда не произойдет. Главное - чтобы они выделялись на общем фоне, были уникальными для человека, запоминающего материал.

Одним из способов запоминания является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Умение использовать этот метод окажется полезным для работы с другими методами, например рассматриваемым позже методом мест.

Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое.

Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Как создавать ассоциации? Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Рассмотрим некоторые примеры.

Чердак - Конница - представьте всадников, ожидающих на чердаке, сигнала к атаке на чердаке. Раздается сигнал трубы и всадники на конях, с трудом пролазят через чердачное окно. Затем кони по кошачьи высматривают место для спуска и прыгают с крыши. С криками ура конница устремляется в атаку.

Стекло - Козлы - два козла несутся навстречу друг другу. Когда расстояние между ними оказывается совсем небольшим, чья-то добрая душа успевает вставить между ними стекло - чтобы козлы ненароком не повредили друг друга. Они с грохотом ударяются рогами о стекло, которое выдерживает их удар, с недоумением пожимают плечами и расходятся, оставляя за спиной звенящее стекло.

Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.

Для тренировки памяти методом ассоциаций используются задания на запоминания слов. Может показаться, что данное упражнение не имеет практического значения. В самом деле, кому может понадобиться запоминать случайный набор слов? Это не так. Данный метод уже сразу после освоения можно будет применять для запоминания списка покупок, списка действий, которые необходимо выполнить в течении дня, и т.д. Запоминать можно практически любую информацию, из которой можно вычленить набор ключевых слов: анекдоты, цитаты, рецепты и т.д.

Мнемотехника построена на работе с образами. Часто это вызывает трудности, поскольку большинство людей привыкли руководствоваться логикой, и работа с образами поначалу может оказаться затруднительна. Для тренировки образных способностей можно использовать упражнение под названием "Цепь образов". Оно описано в книге Гарри Лорейна "Развитие памяти и способности концентрироваться" и рекомендуется для укрепления творческих способностей. Также это упражнение известно как «Катена» - игра для развития креативного мышления. Вполне возможно, вы его встречали и под другими названиями - правила его просты, а играть можно в одиночку и в компании. Правила игры следующие. Берутся любые два слова. Требуется связать их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или наоборот противоположное. Например, требуется связать слова Часы и Облако.Возможное решение: Часы - Время - День - Солнце - Небо – Облако.

Ясно, что существуют и другие способы, позволяющие связать эти два образа. Каждый может придумать что-то свое - и это также будет правильно. Главное - это установить связь между соседними словами. И еще один пример: ПетухДемон.Возможный вариант: Петух - Двор - Церковь - Бог – Демон. При переходе от Бога к Демону использовался переход на основе противоположностей. Такое тоже возможно. В некоторых случаях ассоциации оказываются настолько очевидны, что создавать цепь образов смысла нет. Например, для пары Кран - Труба вполне естественным будет представить кран поднимающий трубу. В этом случае имеет смысл придумать дополнительные ассоциации: Кран - Трос - Крюк - Труба.

Мнемоника может использоваться не только для запоминания слов, но и для запоминания числовой информации: телефонов, дат, номеров автомобилей и пр. Идея состоит в следующем: для каждой из десяти цифр заранее подготавливается образ, и дальнейшее запоминание чисел сводится к созданию ассоциаций с этими образами. Причем запоминание чисел в общем случае оказывается проще, чем слов: для списка слов приходится постоянно подбирать новые образы, для цифр работать приходится с уже готовыми.

Для начала необходимо подготовить набор образов, для кодирования цифр. Можно просто поставить каждой цифре в соответствие какой-либо предмет: животное, мебель, и т.д. Например: 1 - жираф, 2 - шкаф, и т.д. Проблема заключается в том, чтобы запомнить эту последовательность. Конечно 10 образов это немного, и если немного поднапрячься вполне возможно их запомнить. Но есть другой путь. Образы цифр можно создавать на основе их графического представления. Для этого подбираются предметы внешне похожие на изображение нужной цифры.

Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод мест. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов - 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода ассоциаций.

Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы. Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы, находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже является в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой, можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении - можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой, переходите ко второй.

Вариант второй: использовать дорогу, по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты, встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

Создав систему образов, потренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте по очереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке - от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Запоминание списка слов с помощью метода дорог заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

Одной из основных проблем при изучении иностранного языка является запоминание слов. Для освоения языка необходимо выучить как минимум две-три тысячи слов. Большинство тех, кто встал на путь изучения иностранного языка, для запоминания использует самую обычную, проверенную временем зубрёжку.

За свою многовековую историю у этого метода выявились как достоинства (простота использования, собственно и обеспечившая ее популярность), так и недостатки (изучение требует много времени, и отличается низкой эффективностью: если не подтвердить это заучивание практикой, то уже через несколько дней 90% слов просто выветрится из головы). Сравните число тех кто когда-либо учил иностранный язык - а это все получившие образование, с теми, кто способен хоть как-то применить его на практике - оценить коэффициент полезного действия можно оценить без труда. Использование образов и ассоциаций для запоминания этих слов позволяет увеличить как скорость, так и надежность запоминания. Основная идея проста.

На основе звучания иностранного слова создается образ.

Полученный образ с помощью метода ассоциаций связывается со значением этого слова

Если нужно использовать запомненное таким образом слово вы с помощью ассоциации извлекаете нужный образ из памяти и восстанавливаете его звучание.

Теперь перейдем от теории к практике. Рассмотрим пару запоминалок для самого часто изучаемого языка - английского.

nest, произносится как "нест", переводится гнездо - утка (или другая птица) несет на спине свое гнездо.

owl, говорим "аул", переводим сова - сова облетает аул, находящийся в горной долине.

Как и остальные мнемотехнические приемы, данные примеры следует использовать с осторожностью. Запоминалка, позволившая одному человеку с легкостью запомнить слово, для другого может оказаться совершенно бесполезной. Для каждого слова можно придумать несколько образов-запоминалок, и вряд ли так просто можно будет сказать какой из них лучше. Лучшей из запоминалок будет та, которую вы придумали самостоятельно.

Mnemonica.ru Сайт для развития памяти.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.