Здавалка
Главная | Обратная связь

Республики Башкортостан на 2011-2015 годы»

Подпрограмма

«Комплексная программа модернизации системы

Профессионального образования

Республики Башкортостан на 2011-2015 годы»

долгосрочной целевой программы

«Развитие образования Республики Башкортостан

на 2012-2017 годы»

 

 

 


Паспорт Программы

Наименование Программы Подпрограмма «Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы» долгосрочной целевой программы«Развитие образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы»(далее – Программа)
Основание для разработки Программы Закон Республики Башкортостан «Об образовании»; постановление Правительства РБ от 6 декабря 2010 года № 464 «О развитии системы профессионального образования в Республике Башкортостан»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Государственный заказчик Министерство образования Республики Башкортостан
Разработчик Программы Министерство образования Республики Башкортостан
Цель Программы Обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации
Задачи Программы 1. Создание системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров. 2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда. 3. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. 4. Формирование региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. 5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования. 6. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
Основные целевые индикаторы и показатели 1. Количество вакансий на 1000 чел. экономически активного населения с профессиональным образованием Доля безработных в возрасте до 30 лет в общей численности безработных. 2. Доля экономически активного населения с образованием не ниже начального профессионального. 3. Отношение уровня дифференциации доходов населения (по коэффициенту Джини) к среднероссийскому значению показателя. 4. Соотношение доли безработных и занятых по уровням профессионального образования (ВПО, СПО, НПО).
Сроки реализации Программы 2011-2015 г.г.
2.1. Объемы и источники финансирования Объем финансирования мероприятий Программы в ценах 2010 г. составит: общий объем – 1247, 0 млн. рублей, в том числе: • за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 600,0 млн. рублей; • за счет средств работодателей – 546,8 млн. рублей; • за счет внебюджетных средств образовательных учреждений профобразования - 100,2 млн. рублей.

2.2. Раздел 1. Проблемы и перспективы развития региональной системы профессионального образования в контексте решения задач инновационного развития Республики Башкортостан.

Система профессионального образования Республики Башкортостан включает в себя разветвленную сеть учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, имеющих различную ведомственную подчиненность, а также негосударственных. Общий контингент обучающихся в учреждениях профессионального образования составляет около 280 тыс. человек, из них в вузах обучается около 62 %, в ссузах около 26 % и в учреждениях НПО около 12%.

На функционирование и развитие сети учреждений профессионального образования и образовательных программ оказывает влияние ряд факторов, характерных не только для республики, но и для Российской Федерации в целом.

1. Демографический спад. В 2010 году количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан по сравнению с 2000 годом сократилось на 35 %. В 2015 году выпуск 9-х классов в республике составит 56 %, 11-х классов– 60 % от выпуска 2000 года.

2. Массовая ориентация на получение высшего образования, снижение престижа рабочих профессий и специальностей среднего звена при актуализации потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах; разрыв между предложениями и требованиями рынка труда и личностными ожиданиями молодых специалистов.

3. Существенный отток молодежи из сельской местности.

4. Привлекательность для молодежи обучения в высших учебных заведениях крупных городов Европейской части России, прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Демографическая ситуация и низкая престижность рабочих профессий сделала неизбежным приток рабочей силы из числа мигрантов (преимущественно из стран СНГ).

Таким образом, проектирование развития системы профессионального образования должно:

исходить из необходимости построения непрерывного профессионального образования, направленного на овладение и развитие новых технологий, рост производительности труда;

обеспечивать повышение привлекательности учреждений довузовского профессионального образования и практикоориентированных программ, в том числе программ подготовки квалифицированных рабочих, техников и технологов, программ прикладного бакалавриата.

На функционирование и развитие системы профессионального образования республики оказывают воздействие и внутренние институциональные факторы, являющиеся источниками следующих проблем:

1. Сеть учреждений профессионального образования, реализуемые ими образовательные программы, и качество подготовки выпускников недостаточно соответствуют актуальным и перспективным потребностям экономики и рынка труда. Необходимы качественные изменения в организации подготовки кадров для приоритетных отраслей региональной экономики.

2. Недостаточное развитие инфраструктуры системы профессионального образования в значительной степени препятствует оптимизации бюджетных расходов, не позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы.

Под инфраструктурой системы профессионального образования понимается совокупность ресурсов, обеспечивающих функционирование системы, в том числе взаимодействие учреждений сети (сервисные центры, центры коллективного пользования, программы академической мобильности обучающихся и преподавателей), участие работодателей в программах социального и государственно-частного партнерства, поддержка повышения квалификации, организация стажировок педагогов на производстве и т.д.

3. Состояние материально-технической базы учреждений профессионального образования не всегда соответствует современным требованиям, выполнение которых необходимо для качественной подготовки обучающихся. В том числе, имеется потребность учреждений в современном учебном оборудовании, тренажерах.

4. Созданные в учреждениях профессионального образования органы государственно-общественного управления слабо участвуют в оценке качества образовательных программ и подготовки выпускников, принятии управленческих решений, что не позволяет в полной мере обеспечить повышение качества профессионального образования.

Динамичный характер технологических изменений в сочетании с недостаточным временным горизонтом планирования, характерным для большинства организаций (предприятий), затрудняет формирование не только долгосрочного, но и среднесрочного прогноза потребности в кадрах, их квалификации и компетенции. Речь идет об отсутствии четкого заказа системе профессионального образования, без которого она не может работать на инновационное развитие республики и страны.

Профессиональное образование приобретет востребованность только тогда, когда учебные заведения будут реализовывать программы, созданные не под свои материально-технические и кадровые возможности, а ориентированные на социального партнера. Стимулировать данный процесс можно путем изменения механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров: их формирование на основе прогноза потребностей экономики и социальной сферы и распределение с учетом качества образовательных программ, уровня подготовки и востребованности выпускников того или иного образовательного учреждения на рынке труда.

В последние годы в республике наметилась тенденция роста интереса молодежи к сложным техническим профессиям и специальностям, однако в массовом сознании техническая, инженерная деятельность пока не ассоциируется с социальным и материальным успехом. Новое поколение не получает четких сигналов о перспективных потребностях экономики в специалистах, возможностях построения профессиональной карьеры. Разрозненные профориентационные мероприятия, проводимые школой, учреждениями профессионального образования, службами занятости не могут изменить социальные стереотипы. Работа с современной молодежью должна строиться на современной научной и технологической основе. Для эффективной профессиональной ориентации необходимо широко использовать радио и телевидение, привлекать ресурсы киноиндустрии, Интернета, социальной рекламы. В республике должны быть созданы эффективные условия для трудоустройства и карьерного роста выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в части решения вопросов повышения заработной платы и улучшения условий труда по отдельным профессиям и специальностям.

В настоящее время в Республике Башкортостан, как и в России в целом, сложилась ситуация, при которой единственным гарантом качества профессионального образования является государство. В связи с этим исключается возможность объективного контроля готовности выпускников к выполнению профессиональных функций, оценки социально-экономической эффективности профессионального образования. Как следствие – противоречие между требованиями реального сектора экономики Республики к квалификации профессионалов и уровнем подготовки выпускников системы профессионального образования. Преодоление этого противоречия возможно в результате формирования региональной системы сертификации квалификаций и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования.

Сложившиеся механизмы финансирования системы профессионального образования практически не стимулируют повышение качества образовательных услуг. Решение проблемы преимущественно находится в компетенции федерального уровня управления, на котором в настоящее время предпринял ряд шагов по разработке и внедрению новых элементов финансово-экономического механизма, способствующих повышению экономической самостоятельности образовательных учреждений и обеспечению соответствия системы профессионального образования актуальным и перспективным требованиям развивающегося рынка труда и экономики страны и регионов.

Республика Башкортостан в свою очередь приняла Программу повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) до 2012 года (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 декабря 2010 года №466).

Эффективность системы профессионального образования в условиях быстро обновляющихся технологий и техники определяется способностью ее кадрового корпуса совершенствовать свои компетенции, быть мобильным на рынке образовательных услуг, использовать новые образовательные технологии, обновлять опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, знать современную технику и уметь на ней работать.

Для повышения эффективности профессионального образования Республики Башкортостан необходимо развивать современную систему дополнительного профессионального образования, которая быстро реагирует на изменяющиеся запросы рынка труда, стимулирует и обеспечивает подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку педагогических кадров для работы в условиях обновления технологических процессов, появления новых приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан. На эти цели может быть направлена часть ресурсов, высвобождаемых в ходе комплексной реструктуризации сети учреждений профессионального образования всех уровней. В совершенствовании нуждается и региональная система стимулирования работников профессионального образования.

Существующие в профессиональном образовании Республики Башкортостан проблемы требуют комплексного решения, разработка которого проведена на основе программно-целевого метода.

Разработанная программа представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации.

Использование программно-целевого метода связано с определенными рисками. Основными рисками являются: риск, связанный с возможным конфликтом интересов уровней профессионального образования, коррупционный риск, а также риски социального, правового и экономического характера.

Раздел 2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения.

Целью Программы является обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации

Задачами Программы являются:

1. Создание системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров.

2. Формирование эффективной системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда по принципу территориально-отраслевой организации ресурсов.

3. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

4. Формирование региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования.

6. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.

Программа будет реализована в 2011-2015 годы в два этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) Программы будут получены апробированные для дальнейшего массового внедрения модели и механизмы преобразований и оценки их результативности.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты.

Целевые показатели Программы, позволяющие оценивать результаты и ход реализации Программы по годам, приведены в Приложении № 1.

Раздел 3. Мероприятия программы.

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

Для решения задачисоздания системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадровбудут проведены следующие мероприятия:

1. Формирование системы прогнозирования объемов и структуры выпуска учреждений по уровням профессионального образования в разрезе профессий, специальностей, направлений подготовки, в том числе на основе проведения опросов работодателей и с применением информационных технологий (программных продуктов) для обработки статистических данных

2. Совершенствование механизмов формирования и распределения государственного задания (контрольных цифр приема (КЦП)) и формирования государственного заказа.

В рамках реализации задач по формированию системы прогнозирования объемов и структуры выпуска учреждений профессионального образования будут реализованы мероприятия по совершенствованию системы прогнозирования потребностей экономики и социальной сферы Республики Башкортостан в выпускниках системы профессионального образования и представления результатов прогноза различным группам заинтересованных пользователей (Межведомственному координационному совету по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы Республики Башкортостан при Правительстве Республики Башкортостан, республиканским органам исполнительной власти, имеющим в своем ведении учреждения профессионального образования, а также размещены в открытом доступе).

Разработанная система будет учитывать необходимость прогнозирования спроса на перспективные квалификации рабочих и специалистов – выпускников системы профессионального образования, в том числе в отраслевой и географической привязке.

Расчеты на основе макроэкономических показателей будут сочетаться с использованием социологических методов (опросов работодателей) и экспертных методов.

Методика прогнозирования будет решать оптимизационную управленческую задачу, а не расчетную, т.е. определять структуру и объемы выпуска специалистов, обеспечивающие минимальные отклонения между потребностью экономики и предложениями на рынке труда в течение всего исследуемого временного периода.

Мероприятием «Совершенствование механизмов формирования и распределения государственного задания (контрольных цифр приема (КЦП)) и формирования государственного заказа» предусмотрено развитие организационно-управленческого механизма формирования государственного задания и заказа системе профессионального образования региона на подготовку кадров на основе прогноза кадровых потребностей в разрезе направлений подготовки, специальностей, профессий по уровням профессионального образования. Для этого будет подготовлена новая редакция «Порядка формирования республиканского заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2009 года N 477. В ней будут разведены понятия «государственное задание» и «государственный заказ» на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, описаны условия принятия решения об использовании механизма государственного заказа:

государственное задание на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров распределяется среди подведомственных автономных и бюджетных учреждений исходя из возможностей сети, финансирование осуществляется на основе субсидий;

государственный заказ на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров распределяется по конкурсу, в котором могут участвовать, в том числе и негосударственные образовательные учреждения, организации (предприятия), имеющие образовательные подразделения, частные лица;

механизм государственного заказа в рамках действующей нормативно-правовой базы может быть использован для программ повышения квалификации и профессиональной подготовки; необходимость его использования может быть обусловлена отсутствием соответствующих ресурсов в сети подведомственных образовательных учреждений, эксклюзивным характером программ и т.п.

Мероприятие также предусматривает разработку и внедрение механизма распределения регионального задания (контрольных цифр приема) с учетом качества образовательных программ, качества подготовки и востребованности на региональном рынке труда выпускников различных образовательных учреждений.

Разрабатываемый механизм будет учитывать при распределении регионального задания результаты экспертизы профессиональных образовательных программ (механизмы закладываются в рамках решения задачи «Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда») и общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования (система формируется в рамках решения задачи «Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования»).

Для информационного обеспечения принятия управленческих решений о направлениях реструктуризации сети учреждений системы профессионального образования, объемах, структуре и распределении государственного задания на подготовку кадров, а также формирования рекомендаций по оптимизации перечня и содержания образовательных программ профессионального образования будет создана региональная система мониторинга соответствия структуры и объемов подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности региона в трудовых ресурсах.

Для решения задачиформирования эффективной системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда, по принципу территориально-отраслевой организации ресурсов, будут проведены следующие мероприятия:

1. Развитие региональной кластерной системы в сфере профессионального образования, объединяющей отраслевых заказчиков кадров и учреждения профессионального образования при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств.

2. Реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования и развитие их сетевого взаимодействия.

3. Развитие государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями профессионального образования.

4. Развитие учебно-лабораторной и производственной базы системы профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений современными печатными и электронными изданиями учебной литературы.

5. Создание и внедрение механизмов государственно-общественного взаимодействия при разработке, обновлении и экспертизе образовательных программ профессионального образования, соответствующих кадровым потребностям Республики Башкортостан на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Первое мероприятие предполагает развитие региональной кластерной системы в сфере профессионального образования, объединяющей отраслевых заказчиков кадров и учреждения профессионального образования при координирующей роли республиканских отраслевых министерств и ведомств.

В настоящее время в Республике уже созданы и успешно функционируют нефтеперерабатывающий, сельскохозяйственный и авиастроительный производственные кластеры, подготовлены проекты и ведется работа по созданию энергомашиностроительного, лесопромышленного кластеров, кластера индустриального обеспечения туризма. На 2012 год намечено создание научно-производственного кластера по наноматериалам и фармацевтического кластера.

Образовательные кластеры будут формироваться с целью создания современных материально-технических условий, кадрового и программного обеспечения подготовки специалистов для организаций территориально-производственных кластеров, а также совместной реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах развития производства.

Они будут представлять собой устойчивые объединения образовательных учреждений (на базе ведущих вузов), имеющих научные, образовательные, инфраструктурные и иные связи с предприятиями и учреждениями, составляющими производственные кластеры. Образовательные кластеры будут являться в перспективе структурными частями производственных кластеров, решая, одновременно как общие производственные задачи, так и специфические образовательные задачи в целях оптимизации ресурсов и повышения качества образовательных услуг.

Мероприятие по реструктуризации сети образовательных учреждений профессионального образования и развитию их сетевого взаимодействия проводится с целью оптимизации ресурсов, создания устойчивых форм сетевого взаимодействия организаций.

В Республике Башкортостан с 2005 года реорганизованы по схеме «НПО + НПО», «НПО + СПО» 3 учреждения в системе СПО и 14 – в системе НПО. Однако реструктуризация не затронула сельские учреждения профессионального образования. Сегодня мощности зданий сельских учреждений НПО используются только на 70 %.

В рамках модернизации сети образовательных учреждений профессионального образования предусматривается создание в регионах Республики Башкортостан по территориальному и отраслевому принципу высокотехнологичных центров профессионального образования, многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений.

Кроме этого значимым источником оптимизации использования ресурсов сети станет развитие сетевого взаимодействия, которое не предполагает объединения (слияния) образовательных учреждений и будет организовано как по отраслевому, так и по территориальному принципу.

При реструктуризации сети будут учитываться наличие и профиль учебных заведений, развитость транспортной инфраструктуры региона, экономический профиль региона, потоки миграции абитуриентов.

В рамках мероприятия по развитию государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями профессионального образования будет создана система взаимодействия работодателей и учреждений профессионального образования, построенная на территориально-отраслевом принципе. Сформированный и нормативно закрепленный механизм взаимодействия рынка профессиональных образовательных услуг и рынка труда республики будет включать:

способы учета меняющихся требований работодателей как главных заказчиков системы профессионального образования (объем и структура выпуска, результаты подготовки выпускников);

форматы участия организаций и объединений работодателей в деятельности системы профессионального образования, в том числе в реализации образовательных программ, в целях обеспечения качества профессионального образования.

Развитие получат как институциональные способы взаимодействия, функционально закрепленные в регламентах деятельности различных структур – посредников между рынками труда и профессионального образования, так и неинституциональные, осуществляемые в рамках неформального взаимодействия участников рынка труда и профессионального образования.

Набор структур-посредников, обеспечивающих государственно-общественное управление, действующих в республике в настоящее время и (или) создаваемых в рамках данной Программы включает:

Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы Республики Башкортостан при Правительстве Республики Башкортостан[1].

Центры (службы) содействия трудоустройству выпускников,деятельность которыхпредполагается сориентировать на выполнение функций мониторинга локальных рынков труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательных учреждений; подготовки предложений по корректировке планов приема, обновлению перечня, целей и содержания образовательных программ; информационной поддержки выбора абитуриентом направления подготовки (профиля специальности, профессии) и трудоустройства обучающихся и выпускников.

Объединения работодателей будут привлеченык организации и проведению общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования и добровольной сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.

Республиканский центр профессиональной карьеры.Будет создан при решении задачи «Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда» с функциями координации совместной деятельности различных организаций по профориентации и трудоустройству, обеспечения доступа к информации о региональном кадровом спросе, условиях работы в организациях и предложениях системы профессионального образования; организации взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и работодателей и др.

Центры сертификации квалификации.Будут созданы в рамках решения задачи «Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования».

Предполагается также создание Ассоциации образовательных учреждений профессионального образования с целью взаимообмена ресурсами, объединения усилий для развития сети, поддержания конкурентоспособности отдельных учебных заведений.

В рамках мероприятия по развитию учебно-лабораторной и производственной базы системы профессионального образованиябудет осуществлена поддержка отдельных образовательных учреждений и их сетевых объединений (кластеров):

Мероприятие по созданию и внедрению механизмов государственно-общественного взаимодействия при разработке, обновлении и экспертизе образовательных программ профессионального образованияпозволит обеспечить в регионе качественную разработку и реализацию образовательных программ профессионального образования, соответствующих кадровым потребностям Республики Башкортостан на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Для решения задачи повышения привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда,будут проведены следующие мероприятия.

1. Формирование региональной системы поддержки профессионального выбора, трудоустройства, адаптации и профессионального роста обучающихся и выпускников, направленной на изменение отношения общества, родителей, детей и молодежи к ценностям профессионализма, востребованным рабочим профессиям, техническим направлениям подготовки, к сложным, но перспективным наукоемким специальностям.

2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и стимулирование участия работодателей в организации и проведении комплекса мероприятий, способствующих повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

Мероприятия направлены на создание в республике профориентационой среды, обеспечивающей повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Такая среда должна давать человеку четкие, а не искаженные сигналы об актуальных и перспективных потребностях экономики в кадрах различной квалификации, возможностях профессиональной карьеры, размере и перспективах роста заработной платы, качестве образования в различных учреждениях. Для этого в республике будут созданы эффективные условия для трудоустройства и карьерного роста выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в части решения вопросов повышения заработной платы и улучшения условий труда по отдельным профессиям и специальностям. Важную роль в создании профориентационной среды должно сыграть развитие сети организаций и оказываемых ими профориентационных услуг обучающимся в учреждениях общего и профессионального образования, а также молодым специалистам. Учитывая высокий интерес молодежи к информационным технологиям, будут использоваться соответствующие формы и методы профориентации: профориентационные сайты и порталы, компьютерные методы диагностики, интерактивные формы профориентации.

Кроме этого предусматривается разработка и введение республиканских стандартов (гарантированного минимума) профориентационных услуг для обучающихся, а также создание «Республиканского центра профессиональной карьеры» и его территориальных отделений в базовых образовательных учреждениях. Центр будет создан на базе ГОУ «Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан» для выполнения следующих функций:

координация совместной деятельности различных организаций по профориентации и трудоустройству;

публикация в сети Интернет адаптированной с учетом особенностей целевых групп непрофессиональных пользователей (обучающихся, абитуриентов, родителей, педагогов, работодателей и т.д.) информации о региональном кадровом спросе, условиях работы в организациях и предложениях системы профессионального образования;

создание и поддержка работы профориентационного портала, в том числе профориентационных сервисов;

организация взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и работодателей (социальное и государственно-частное партнерство);

оказание профориентационных услуг, в том числе в рамках республиканских стандартов профориентационных услуг для обучающихся;

организационно-методическая поддержка профориентационной работы в учреждениях общего и профессионального образования;

организация обучения специалистов по профориентации;

формирование системы и проведение мониторинга уровня информированности населения о кадровых потребностях экономики и степени осознанности профессионально-образовательного выбора молодежи;

организация PR- кампаний, конкурсов, мастер-классов и др.;

выполнение функций оператора сетевой организации модульно-накопительной системы повышения квалификации работников профессионального образования.

При этом профориентационная работа в школах будет продолжаться в рамках режима введения и функционирования ФГОС общего образования, а в учреждениях профессионального образования продолжат свою деятельность Центры (службы) содействия трудоустройству выпускников. В рамках Программы для этого будет предусмотрено централизованное обеспечение библиотек общеобразовательных и профессиональных учреждений учебно-методическими и диагностическими материалами, наглядными пособиям, повышение квалификации специалистов в области профориентации.

В рамках мероприятия запланирована разработка Положения о молодом специалисте, предусматривающего гарантии выпускникам в трудоустройстве и республиканские льготы работодателям, их трудоустраивающим, и нормативных актов, регламентирующих предоставление социального пакета выпускникам учреждений профессионального образования в начале трудовой карьеры.

В целях кадрового обеспечения перспективных для Республики Башкортостан видов экономической деятельности предусмотрена модернизация системы дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки взрослых.

Кроме этого мероприятие предусматривает разработку и внедрение системы государственной поддержки (финансовой, организационной) выпуска печатной и медиапродукции, ориентированной на сопровождение профессионального выбора молодежи и ряд других мер по PR-поддержке и информационному обеспечению профессионально-образовательного выбора молодежи и взрослого населения.

Для решения задачи формирования региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования будут проведены следующие мероприятия.

1. Разработка модели регионального сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования.

2. Создание и организация деятельности Регионального сертификационно-аккредитационного центра.

3. Организация подготовки экспертов по общественно-профессиональной аккредитации и оценке квалификаций.

4. Организация работы по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования.

5. Создание и организация деятельности сети центров оценки и сертификации квалификаций по приоритетным для Республики видам экономической деятельности.

6. Организация мониторинга регионального сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования.

Формирование республиканской системы оценки качества профессионального образования планируется осуществлять в двух направлениях:

формирование и развитие региональной инфраструктуры общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования;

создание региональной системы сертификации квалификаций.

Функция координации действий бизнес - сообщества по организации общественно-профессиональной аккредитации (ОПА) и сертификации квалификаций будет выполнять Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан как наиболее многочисленное сообщество работодателей.

Для реализации данного направления предполагается создать Координационный совет (КС) по независимой оценке качества профессионального образования, а также Республиканский сертификационно-аккредитационный центр – базовую организацию КС.

Функции КС:

координация разработки профессиональных стандартов по приоритетным для региона видам экономической деятельности;

взаимодействие с региональными органами исполнительной власти, объединениями работодателей, профессиональными сообществами, образовательными учреждениями;

принятие решений по оптимизации управления качеством профессионального образования на основе анализа результатов ОПА и сертификации квалификаций;

координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих и сертифицирующих структур.

Целью общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ является обеспечение их соответствия запросам современного рынка труда и потребностям граждан в непрерывном профессиональном образовании.

Для проведения оценки и сертификации квалификаций предполагается создание специализированных центров оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) по приоритетным для развития Республики Башкортостан видам экономической деятельности с последующим их наделением полномочиями со стороны Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования.

Основными функциями ЦОСК должны стать:

объективная оценка соответствия профессиональных квалификаций специалистов требованиям бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами;

формирование рекомендаций к содержанию и технологиям обучения на основе анализа результатов сертификации.

Для решения задачи внедрения новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессиональногообразования будут проведены следующие мероприятия.

1. Разработка и утверждение в установленном порядке нормативно-правового обеспечения механизма финансового обеспечения оказания образовательных услуг физическим лицам по государственному заданию на основе нормативных затрат.

2. Внедрение механизмов финансирования модульных образовательных программ, в том числе реализуемых на основе принципов сетевого взаимодействия.

3. Совершенствование механизмов многоканального финансирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для организаций, входящих в состав производственных кластеров Республики Башкортостан.

4. Создание системы грантовой поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

5. Совершенствование механизмов НСОТ в части корректировки направлений стимулирования руководителей и педагогических кадров учреждений профессионального образования регионального подчинения.

6. Проведение мониторинга финансово-экономической деятельности образовательных учреждений.

В рамках мероприятий запланирована разработка соответствующей нормативно-правовой базы, методического обеспечения, информационной поддержки и повышения квалификации специалистов.

Для решения задачи развития кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования будут проведены следующие мероприятия:

1. Создание региональной системы мониторинга и прогнозирования перспективных потребностей системы профессионального образования в развитии кадровых ресурсов в соответствии с тенденциями модернизации профессионального образования с учетом основных стратегических направлений развития экономики России и Республики Башкортостан.

2. Формирование категории работников, обеспечивающих инновационную деятельность образовательных учреждений профессионального образования в соответствии с их спецификой по уровням образования и направлениям подготовки (в том числе в составе кластеров).

3. Совершенствование региональной системы стимулирования работников профессионального образования.

4. Модернизация региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров профессионального образования: разработка и внедрение персонифицированного финансирования и модульно-накопительной системы дополнительного профессионального образования, ресурсное обеспечение дополнительного профессионального образования.

Повышение эффективности управления кадрами профессионального образования как условие реализации программы его модернизации требует формирования системы мониторинга и прогнозирования перспективных потребностей системы профессионального образования в развитии кадровых ресурсов, совершенствования региональной системы стимулирования работников профессионального образования, развития их инновационного потенциала и повышения квалификации.

Для модернизации профессионального образования Республики Башкортостан в целях социально-экономического развития региона крайне важно создать современную систему дополнительного профессионального образования (ДПО), которая быстро реагирует на изменяющиеся запросы рынка труда, стимулирует и обеспечивает подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку педагогических кадров для работы в условиях обновления технологических процессов, появления новых приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан. На эти цели может быть направлена часть ресурсов, высвобождаемых в ходе комплексной реструктуризации сети учреждений профессионального образования всех уровней.

Необходимо концентрировать ресурсы как в части учебно-методического обеспечения, так и кадрового потенциала для создания сетевой региональной системы, опирающейся на базовые центры повышения квалификации.

Опыт организаций, активно внедряющих инновационные разработки, показывает, что для эффективной работы в постоянно развивающейся конкурентной среде работники должны повышать квалификацию не реже одного раза в год. Очевидно, что и педагоги, готовящие обучающихся к профессиональной деятельности в инновационной среде, должны проходить повышение квалификации и (или) стажировку чаще, чем с минимально возможной периодичностью, установленной в законе «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования определяют, что опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, и эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Следует не только расширить круг участников программ ДПО, но и изменить формат их освоения, используя наряду с традиционными курсами такие формы как участие в профильных научно–практических семинарах и конференциях, обсуждение проблем образования на тематических круглых столах и т.п. Наряду с традиционными участниками (подведомственными учреждениями ДПО) важно привлечь на рынок дополнительных образовательных услуг для работников профессионального образования новых провайдеров. Преподавателям и мастерам производственного обучения следует с одной стороны предоставить возможность усовершенствования фундаментальной подготовки в профильных вузах, а с другой – в целях актуализации профессиональных навыков и ознакомления с технологическими инновациями организовать стажировки в профильных организациях в ходе практической деятельности.

Катализатором модернизации системы ДПО работником профессионального образования станут следующие меры:

создание региональной системы мониторинга кадровых ресурсов системы профессионального образования, в том числе мониторинга качества дополнительного профессионального образования (исследования, независимые от поставщика образовательных услуг);

разработка и внедрение механизмов формирования и распределения регионального задания и заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для системы профессионального образования с учетом перспектив развития экономики, рынка труда Республики Башкортостан, качества образовательных программ;

внедрение механизмов персонифицированного бюджетного финансирования программ повышения квалификации и переподготовки;

привлечение к оказанию услуг по повышению квалификации большего числа их производителей, в том числе негосударственных;

развитие модульного принципа построения программ повышения квалификации и сетевых форм организации образовательного процесса, позволяющих слушателям самостоятельно формировать образовательную траекторию, в том числе, сочетая ее с трудовой деятельностью;

предоставление преподавателям и мастерам производственного обучения возможности усовершенствования фундаментальной подготовки в профильных вузах, актуализации профессиональных навыков и ознакомления с технологическими инновациями в профильных организациях в ходе практической стажировки на предприятиях.

Система программных мероприятий Комплексной программы модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы представлена в Приложении № 2

План-график мероприятий представлен в Приложении № 3.

Раздел 4. Ресурсное обеспечение целевой программы.

Объем финансирования мероприятий Программы в ценах 2010 г. составит:

общий объем – 1247, 0 млн. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 600,0 млн. рублей;

за счет средств работодателей – 546,8 млн. рублей;

за счет внебюджетных средств образовательных учреждений профобразования – 100,2 млн. рублей.

Предложения по объемам финансирования Программы из внебюджетных источников сформированы на основе проведенных аналитических исследований, экспертных оценок текущей ситуации и прогнозных экспертных оценок хода реализации Программы.

Объемы и источники финансирования Программы приведены в Приложении № 5.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы приведены в Приложении 6.

Раздел 5. Механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы.

Руководителем Программы является министр образования Республики Башкортостан, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Министерство образования Республики Башкортостан как государственный заказчик Программы в ходе выполнения Программы:

осуществляет координацию деятельности по эффективной реализации мероприятий участниками Программы, а также анализ использования средств бюджета Республики Башкортостан и средств внебюджетных источников;

подготавливает проекты решений Правительства Республики Башкортостан о внесении изменений в Программу и о досрочном ее прекращении, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития Республики Башкортостан для внесения в Правительство Республики Башкортостан;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;

подготавливает доклады о ходе реализации Программы;

осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;

подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм ее реализации;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;

организует размещение на официальном сайте Министерства образования Республики Башкортостан в Интернете информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов по Программе, а также о порядке участия в ней инвесторов.

Функции органов управления Программой, включая мониторинг, возлагаются на подразделения Министерства образования Республики Башкортостан и подведомственные учреждения.

Для расширения участия работодателей и профессионального сообщества в развитии республиканской системы профессионального образования, организации диалога всех заинтересованных сторон, повышения результативности реализации РКП-РПО и эффективности развития республиканской системы профессионального образования предусмотрена организация публичного обсуждения результатов мониторинга, размещение отчетов по результатам мониторинга в открытом доступе в Интернет, проведение круглых столов по вопросам развития республиканской системы профессионального образования с участием представителей органов власти, работодателей, учреждений профессионального образования и других заинтересованных групп.


Приложение № 1

к Комплексной программе модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы

 

Целевые показатели Комплексной программы модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан

на 2011-2015 годы

 

1. Общепрограммные показатели.

№ п/п Наименование показателя Источник информации Значение показателя
2010[2]
Количество вакансий на 1000 чел. экономически активного населения с профессиональным образованием, Ед. Обследование рынка труда, Росстат 13,7 8,6 8,6 8,3 7,5
2. Доля безработных в возрасте до 30 лет в общей численности безработных, % 40,1 42,5 30%
3. Доля экономически активного населения с образованием не ниже начального профессионального, % Обследование населения по проблемам занятости Росстат 71,8 75% 75% 76% 77% 78% 80%
Отношение уровня дифференциации доходов населения (по коэффициенту Джини) к среднероссийскому значению показателя Обследование домохозяйств 1,01 1,03 1,03 1,02 1,02 1,01 1,0
Соотношение доли безработных и занятых по уровням образования: ВПО СПО НПО Обследование населения по проблемам занятости Росстат 1,43 1,17 0,9 1,95 1,3 0,76 1,95 1,3 0,76 1,95 1,32 0,8 1,95 1,35 0,9 1,95 1,4 1,0 2,0 1,5 1,2

2. Показатели решения задач Программы.

Наименование показателя Факт Обязательства
Задача 1. Создание системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров
1.1. Доля контрольных цифр приема (КЦП), по укрупненным группам специальностей, соответствующим приоритетным отраслям региональной экономики, в подведомственных субъекту Российской Федерации образовательных учреждениях профессионального образования, в %[3]
НПО, СПО, учреждения регионального подчинения 82.4 89.7 90.1 90.2 90.3 90.3 90.3
1.2. Доля лиц, принятых на основные профессиональные программы начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) [4]по профессиям /специальностям и направлениям подготовки для приоритетных отраслей региональной экономики, в %[5]
НПО 79.1 88.9 89.0 89.1 89.2 89.2 89.2
СПО 68.5 72.0 72.2 72.3 72.3 72.3 72.3
ВПО 47.0 47.0 48.5 49.1 51.0 52.0 54.0
Итого   61.0 62.5 63.5 63.9 64.8 65.3 66.4
1.3. Доля реализуемых основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО и ВПО по профессиям /специальностям /направлениям подготовки для приоритетных отраслей региональной экономики, в %
НПО 54.0 81.0 82.0 84.0 86.0 86.0 86.0
СПО 69.4 72.7 72.8 72.9 73.0 73.0 73.0
ВПО 65.2 67.0 72.0 73.0 72.0 70.0 69.0
Итого 62.8 73.7 77.4 80.1 81.2 83.0 83.4
Задача 2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональныхрынков труда
2.1. Доля выпускников программ начального, среднего и высшего профессионального образования по укрупнённым группам специальностей, соответствующим приоритетным отраслям региональной экономики, трудоустроившихся не позднее одного года после выпуска, в %[6]
НПО 87.5 89.5 88.8 88.8 88.8 89.0 89.2
СПО 62.0 69.4 70.1 70.5 70.9 71.1 71.3
ВПО 65.0 67.0 70.0 75.0 75.0 75.0 75.0
Итого 73.0 74.3 75.4 77.2 77.5 77.7 77.9
2.2. Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО, СПО и ВПО, в %
НПО 1,5 2,0 3,0
СПО 0.6 1.1 4.5
ВПО 5.0 16.0 19.0 21.0 27.0 32.0 38.0
Итого 3.5 11.6 13.8 15.9 17.7 21.5 25.4
2.3. Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) в субъекте РФ от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в %
НПО 0.47 0.52 0.54 2.0 5.0 6.0 8.0
СПО 20.2 19.8 19.3 19.3 19.2 19.3
ВПО 12.05 11.23 10.3 11.07 11.06 10.9 12.87
Итого 11.4 12.3 12.3 13.0 13.0 13.8 14.8
2.4. Доля представителей реального сектора экономики [7] в составе преподавателей спец. дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО, СПО и ВПО, в %
НПО
СПО 9.5 9.5 10.2 11.4 11.9 12.1
ВПО 7.6 8.8 8.9 9.6 10.7 11.8 12.4
Итого     5.9 6.8 6.9 8.8 10.0 11.0 12.0
Задача 3. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда
3.1. Доля обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, осваивающих программы профессиональной подготовки, в %[8]
10-11(12) классы общеобразовательных учреждений 28.9 26.2 26.6 26.4 26.5 27.1 27.3
3.2. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО и СПО, в %
НПО 14.0 19.3 18.7 18.7 18.9 18.9 19.6
СПО 27.0 29.3 29.5 29.6 30.6 31.1 32.2
Итого 41.0 49.0 48.2 48.3 48.8 48.5 50.2
3.3. Доля лиц старше 25 лет, прошедших обучение по программам НПО, СПО, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, в %
НПО 50.4 53.8 54.0 54.5 55.0 56.0 57.0
СПО 21.8 24.0 25.0 26.5 27.0 27.0 27.0
Итого 30.9 33.0 33.8 35.0 35.5 35.8 36.1
3.4. Доля обучающихся в 8 -11 (12) классах общеобразовательных учреждений, охваченных профориентационными программами, принятыми в субъекте Российской Федерации, в %
8 -11 (12) классы общеобразовательных учреждений - 56.0 60.0 65.0 70.0 80.0 90.0
3.5. Доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в %
НПО 96.5 96.5 97.0 97.0 97.0 97.0
СПО 97.8 95.2 94.9 95.0 95.0 95.0 95.0
ВПО 84.0 75.0 77.0 80.0 85.0 85.0 85.0
Итого по всем уровням профессионального образования 96.5 95.5 96.1 96.4 96.2 96.2 96.2
Задача 4. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования
4.1. Доля выпускников программ профессионального образования / профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, в %
НПО, СПО, ВПО, профподготовка
4.2. Доля лиц, обучающихся по программам НПО, СПО и ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в %
НПО
СПО
ВПО
Итого 3.9 10.1 11.3 12.5 14.4 16.4 17.8
Задача 5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования
5.1. Доля подведомственных учреждений НПО и СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, в %[9]
НПО 5.4
СПО 14,3
Итого   10.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0
5.2. Доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, в %
НПО
СПО
Итого




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.