Здавалка
Главная | Обратная связь

Возраст и роли в семье



14. Сопоставить понятия:

дед - отец — сын —брат,

бабушка — мать — дочь — сестра.

Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится):

Дед — отец отца (или матери) Бабушка — ...

Отец — сын деда Мать — ...

Петя — сын отца, Катя - ...

внук деда,

брат Кати

 

15. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше. младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.

 

16. Запомнить данную ниже схему состава семьи (рис. 17).

Рис. 17

 

17. Составить схему состава собственной семьи. Объяснить устно, кем ты приходишься каждому члену семьи.

 

18. Объяснить смысл пословицы.

«Ноябрь - сентябрю внук,

октябрю - сын,

зиме - родной батюшка».

Начертить схему, отражающую эти отношения.

 

19. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются логопедом в соответствии с возможностями детей). Образец — см. серию рис. 18.

Рис. 18 (а)

 

Рис. 18 (6)

 

20. Наблюдение последовательности каких-либо явлений и реальных действий, описание этих явлений или воспроизведение действий.

 

21. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой либо пропуском. (Материал подбирается логопедом.)

 

22. Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2-5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания серии).

В дальнейшем навык определения временной последо­вательности звуковых комплексов у детей будет развиваться и закрепляться в заданиях по звуковому анализу слов (см. главу III).

 

Глава III

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

§1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1) развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);

2) развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления — способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кине­стезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (П, М, Н, ф. Т, К...). Перечень таких согласных может быть расширен логопедом с учетом состояния звукопроизношения учеников в каждой учебной группе. На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, а при необходимости - и акцентированное произ­несение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, т.е. выполняются молча.

В основу формирования действия звукового анализа слов мы положили позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд. Наглядно-чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно-ручной и слухо-произносительной координации, ибо позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова.

Работая с группой учеников, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребенка в том или ином звене операции анализа и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме. Ученик получает возможность в ходе неоднократных попыток вполне уточнить количество и последовательность звуков, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при обычных письменных работах, когда ученик получает только через день-два свою тетрадь с исправлениями учителя. Обучающая ценность обнаружения ошибки в последнем случае близка к нулю.

Следует иметь в виду, что предлагаемый нами путь формирования действия звукового анализа слова требует от педагога большого терпения, а поначалу и много времени. Каждое задание должно быть доведено до успешного завершения каждым учеником. Сначала дети работают в медленном темпе по команде логопеда: ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-ый звук слова; затем одновременно передвигают палец под цифру 2 и называют 2-ой звук и т.д. Цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается из ряда вверх. В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика — терпение всех окупится в дальнейшем качеством письма.

Позже эти задания будут выполняться без общих команд — каждым учеником в своем темпе, а далее - бегло. При этом громкое проговаривание постепенно заменяется шепотным и переходит во внутренний план: ученики молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее количество звуков в слове либо место в нем конкретного заданного звука.

Для того, чтобы избежать попыток отстающих учеников ме­ханически копировать ответы товарищей, каждый ученик, правильно выполнивший подсчет, по утвердительному молчаливому знаку логопеда (чтобы не помешать работающим ученикам) возвращает выдвинутые цифры в ряд. Ребенок, давший неправильный результат, вслух проводит анализ слова, задача остальных — определить) причину его ошибки (например, «пропустил слог» и т.п.). Такая форма коллективной работы учит детей уважительно относиться к товарищу и оказывать необходимую помощь.

Подобный тренинг младших школьников есть, в некотором) смысле, тренинг «атлетический», обеспечивающий «запас прочности» в усвоении навыка звукового анализа слов. Это происходит по следующей причине: при обычной записи уже написанная часть слова становится наглядной опорой, «вехой», облегчая дальнейший анализ слова. В работе с цифровым рядом такая «подсказка» отсутствует: и проанализированную, и подлежащую анализу части слова ребенок должен удерживать в оперативной памяти без буквенных опор — по представлению. Логопед учитывает возможности детей и направляет рост объема оперативной памяти каждого.

Задания для тренировки в позиционном анализе звуков в составе слов органично сочетаются с упражнениями в дифференциации сходных фонем, т.е. с развитием фонематического восприятия. Например, при дифференциации Д - Т в слове, содержащем оба звука, дети должны выделить на слух глухой согласный, выдвинув соответствующие цифры:

Диктуется слово «о т о д в и н у т ь»

2 9

1 3 4 5 6 7 8

Вся система работы по дифференциации смешиваемых звуков в целом схематично представлена нами в таблице № 4, где «подвижная» колонка «Речевой материал» мысленно должна перемещаться сверху вниз. Каждая ее ступень «пропускается», с одной стороны, через все виды речевой деятельности, а с другой стороны, последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных — до контрольных). При этом принцип постепенного возрастания сложности относится в равной мере к каждому компоненту системы в каждом его звене. По предлагаемой схеме в любой момент коррекционного обучения логопед сумеет определить «на каком отрезке маршрута» находится каждый конкретный ученик или учебная группа, и какая работа им еще предстоит.

Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте - на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме - в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Ниже мы предлагаем основные варианты слоговых таблиц с тем, чтобы в соответствующем разделе не повторять единообразный материал при рассмотрении каждой пары смешиваемых букв.

Варианты слоговых таблиц
1. ша - са 2. са - ша 3. ша - са - ша
шо - со со - шо шо - со - шо
шу - су су - шу шу - су - шу
ши - сы   сы - ши ши - сы - ши
4. са - ша – са 5. аш - ас 6. ас - аш
со - шо – шо ош - ос ос - ош
су - шу – су уш - ус ус - уш
сы - ши – сы иш - ис ис - иш
7. аша - аса 8. аса - аша 9. ста - шта
оша - оса оса - оша сто - што
уша - уса уса - уша сту - шту
иша - иса иса - иша сты - шты
10. шва - сва 11.сла - шла 12. шка - ска
шво - сво сло - шло шко - ско
шву - сву слу - шлу шку - ску
швы - свы слы - шлы шки - ски
13. шас     14. саш 15. аш-ся - не сдашься
шос     сош ош-ся - добьёшься
шус     суш иш-ся - гордишься
шис     сеш еш-ся - наешься

 

Работа со слогами предполагает следующие упражнения:

• восприятие на слух;

• отраженное воспроизведение;

• чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку;

• запись слогов под диктовку.

Примечание: при составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж).

Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом — по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.

Необходимым условием успешной дифференциации смеши­ваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии.

Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных Д — Т и Д' — Т'.

Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать дви­гательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма - что помечено в конкретных упражнениях).

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грам­матического строя речи.

 

§2. ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Тема занятия: Органы речи.

Оборудование: графическое изображение или муляж органов речи.

План занятия

1) Сравнение неречевых и речевых звуков.

2) Знакомство со строением речевого аппарата.

3) Наблюдение за деятельностью речевого аппарата.

4) Закрепление темы (тренировка детей).

Примерное содержание беседы

Логопед. Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шорох бумаги... (дети могут продолжить перечисление). И для сравнения: «а-а-а, ш-ш-ш...» Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?) Представьте на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить - и вы поймете всю трудность своего положения.

Что же это за органы, которые создают речь? Попробуйте сами назвать их. (Ответы учеников.) Логопед дополняет и систематизирует эти сведения.

— Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания (рассматривают изображение речевого аппарата в разрезе), повторяют названия органов артикуляции. Отмечают, что в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы и даже полость носа. Попробуйте произнести звуки М и Н, зажав нос, — не получится.

— Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук: о-о-о или ш-ш-ш. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения - в гортани - выдыхаемая воздушная струя заставляет дрожать голосовые складки, если они сомкнуты — здесь рождается голос. (Проверяют вибрацию голосовых складок, прикладывая легко пальцы к своей гортани. (Для лучшего запоминания сравнить со струнами гитары: в покое струны молчат, а колеблясь (дрожа) - издают звук.)

Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить-то надо не случайный набор звуков, а разумные речи. Вспомним пословицы: «Сначала подумай, потом говори» или «Говори с умом». Значит, руководит органами речи наш мозг.

Итак, назовем повторно все органы, которые участвуют в речи, и не забудем указать, что для нормального развития речи необходим человеку слух, т.к. нельзя научиться речи, не слыша.

Продолжается работа по схеме «Строение речевого аппарата» (см.с.104).

 

Тема занятия: Образование звуков речи

1) Повторение предыдущей темы.

2) Наблюдение за работой органов речи:

а) образование гласных первого ряда;

б) образование согласных (на сохранных звуках).

3) Заполнение таблицы.

Примерное содержание беседы

Логопед. Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выдыхаемая воздушная струя на своем пути преграду, зависит, какие звуки будут произнесены: гласные или согласные. Преграда создается преднамеренно - различными изменениями положения языка, губ и других органов — поэтому так много звуков в нашем языке.

Гласные звуки (а, о, э, у, ы, и) произносятся без преград для выдыхаемой струи воздуха. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменением положения губ. Так, гласный А — самый «широкий»: между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные на ребро. Губы при этом спокойны, не напряжены и не округлены. (Дети по показу и словесной инструкции воспроизводят гласный А — с голосом и беззвучно, наблюдая артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.)

Далее логопед демонстрирует последовательную трансформацию гласных: А-вО.О-вЭи т.д. Дети упражняются в такой «трансформации гласных». Протяжно произносим А-А-А-А-А и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы — отчетливо слышим превращение А — в О.

Усвоив артикуляцию гласного О, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный О превратился в Э. (Дети упражняются в усвоении гласных артикулом. Дозировка материала для одного занятия зависит от возможностей артикуляционной моторики детей конкретной группы.)

По аналогии образуем звук Ы-Ы-Ы, затем медленно вытягиваем губы в трубочку - услышим гласный У-У-У.

Таким образом, дети осваивают артикуляцию гласных 1-го ряда, наблюдая отсутствие преграды в ротовой полости для выдыхаемого воздуха и осязая рукой вибрацию голосовых складок. Логопед разъясняет детям термин «гласные» — «голосные» звуки, т.е. состоят из чистого голоса, без примеси шума.

Для объяснения принципа образования согласных звуков логопед проводит небольшой «опыт»: «Я собираюсь разрезать сложенный пополам лист бумаги специальным пластмассовым ножом. Говоря иначе, нож на своем пути встречает преграду. Если нож бездействует - тишина. Если нож разрывает преграду - шум. Сравним эти наблюдения с произнесением согласных: если выдыхаемый воздух встречает преграду и «прорывает» ее - получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, и потому — это звук речи. Понаблюдаем за образованием согласного П. Если просто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдыхаемый воздух «молча» уйдет через нос, т.е. если не «прорвана» преграда, то нет шума и нет звука. Если же воздух пройдет, разомкнув губы, услышим звук П-П-П — он состоит из шума (голосовые складки не дрожат, т.е. не «дают» голоса). Если же мы «включим голос» в момент произнесения глухого согласного П, то услышим звонкий согласный 6, который состоит из шума и голоса (проверить рукой вибрацию голосовых складок).

Все три варианта образования звуков (голосом, шумом, голосом и шумом одновременно) указаны в таблице № 5. В дальнейшем дети под руководством логопеда постепенно заполняют эту таблицу (расставляют карточки с буквами в соответствующие рубрики), основываясь на наблюдениях и собственных ощущениях.

Таблица № 5

ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ

ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
глухие звонкие
Нет преграды Преграда есть
Только голос шум голос + шум
А.О.Э.. П... Б, М…

 

● Прослушать стихотворение Е. Измайлова

КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ

Палочки, крючочки, закорючки, точки

бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела,

наконец, без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то

умный и серьёзный:

- Взяться за работу

никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

много разных звуков,

но для них покуда

нету знаков - букв.

- Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

и шагайте слаженно

по листу бумажному!

Черточки послушались,

прекратили драки,

превратились в нужные

правильные знаки.

Стали всем понятными

буквами печатными

и тогда вприпрыжку

прибежали в книжку!

 

• Покажите букву, которая стала обозначать звук А, Ш, и др.

- А это что за буква? (Выборочно — по кассе букв.)

- Найдите букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «царапает», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.

 

• Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.Шибаева.

АЗБУКА ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

 

На арене А стоит- Буква У— два длинных ушка.

начинает алфавит З — простая завитушка.

 

Букву П в спортивном зале Р — согнула ручку:

перекладиной назвали С кем пройтись под ручку?

 

Г узнаешь без труда: Буква Х все ходит, ходит -

очень горбится всегда. место, что ли не находит?

 

Буква Б с большим брюшком,

в кепке с длинным козырьком

 

Мягкий знак живёт беспечно,

он без кепки ходит вечно

А упрямый твёрдый знак

кепку носит только так! (А. Шибаев.)

 

§3. ЗВУКОВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ)АНАЛИЗ СЛОВ

Простые формы звукового анализа

I. Гласные звуки

После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом закрепляется артикуляция гласных звуков.

Звук Схема Рот Губы
А   раскрыт на 2 пальца свободно раскрыты
О   раскрыт на 1 палец округлены
Э   раскрыт на 1 палец растянуты
У   «неплотно» закрыт вытянуты трубочкой
Ы, И   «неплотно» закрыт растянуты в улыбку

 

В результате тренировок дети должны научиться удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (до 3, до 5) и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции.

1. Узнавание гласного звука (на слух)

В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком +, если нет - карточки со знаком - :

а) после хорового повтора серии звуков;

б) без повторного проговаривания:

уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уао и т.д.

В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки [+] или \-\, определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений:

а) начальный гласный в ударной позиции:

окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;

б) начальный гласный в безударной позиции:

аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен-, учеба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.

В середине слова. Определить наличие гласного звука:

О А Ы У

куст, сок сын, наш дым, нёс лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
пол, лук бык, мак сыр, соль ток, суп
рос, мох лось, пар мел, мыть пусть, дуб
сад, март гусь, бак бык, пыль шил, сом
рот, рис шаг, шар боль, рыть внук, жук

2. Вычленение гласного звука (на слух)

Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соот­ветствующую первому гласному звуку:

уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:

ул - ус - ук ар - аш - ан ил - ит - ис

па - ка - на то - со - ло ру - ну - ту

ом - он - ор ах - ал - ас эх - эк - эт

ха - ра - ва ты - мы - лы ти - ки - ни

 

Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву:

искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.

Из слова (гласный в середине слова, под ударением}:

пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

 

II. Согласные звуки

Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):

п - сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;

м - сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем — запотеет). Звук можно тянуть;

ф - нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель.) Звук можно тянуть;

г - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется;

н - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.

 

1. Узнавание согласного звука (на слух)

Начального звука в слове: поднять знак [+] или /-/:

м - парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;

п - крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;

ф - груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;

н - ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;

т - кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга;

 

Последнего согласного в слове:

ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;

т — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;

к — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.

 

Согласного в середине слова:

п — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал:

м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;

ф — корка, кофта; зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д.

Отобрать картинки, в названиях которых содержится определен­ный согласный звук: а) в начале слова; б) в любой позиции. Выборочный диктант слов.

а) устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее).

б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).

 

2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции

а) Из серии слогов:

то-та-ту на-ну-но са-со-су

оп-ап-уп ас-ос-ис ум-ам-ем и т.д.

б) Из слова (в начальной позиции). Беседа по тексту стихотворения:

- Вот сколько на «к» я сумею сказать:

кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

корова, квартира, картина, ковёр,

кладовка, калитка, комод, коридор...

- Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «т» ты сумеешь назвать?

- Топор, табуретка, тарелка и ложка...

- Ты, кажется, что-то напутал немножко.

- Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на «с» назову я посуду:

стакан, сковородка, солонка и... кошка.

- А кошка откуда?

- Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку — откуда пришла

и вся ли посуда на кухне цела... (Л. Куклин.)

Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.

в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:

Кто? Что сделал? Кому? Что?

Папа принёс Пете пастилу.

Соня связала сестре свитер.

 

3. Вычленение последнего согласного слове

Назвать последний согласный:

куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.

 

Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:

ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.

 

Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к ...):

самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...

 

Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:

мост — телефон — носки — иголка — автобус...

 

Сложные формы звукового анализа

Тема. Звуковой анализ односложных слов.

Цель. Упражнение в определении количества и после­довательности звуков в слове.

Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки:

1) Девочка уронила чашку и ахнула.

2) Мальчик ушиб колено - и охнул;

«услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!» Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой |0<И и составим слово из разрезной азбуки. (То же — со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова ).

НАОБОРОТ

Слово ОХ и слово АХ

заблудились в трёх соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

- Ах, как страшно в трёх

соснах!

И заохали, и заахали,

и зажмурились и заплакали:

- Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!

Прибежало слово ЭЙ!

Закричало слово Эй!

- Эй, друзья, повеселей!

Эй, ребята, посмелей!

С плачем дело не пойдет!

Надо бы наоборот:

Коль беда случилась с вами,

станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы –

улыбнётесь вдруг вы!

Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение.

И сказало ОХ: «Хо-хо!

В самом деле, как легко!

И сказало Ах: «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со

сна!»

И по лесу далеко

побежало: «Хо-хо-хо!»

А потом издалека

доносилось: «Ха-ха-ха!»

И когда их голос стих,

тут окончился мой стих.

Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах.

 

2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.

ЕРАЛАШ

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить

По местам!

 

3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов.

«8 : О»

Если штангой сделать эМ,

Если штангой сделать эЛ,

И забить в ворота Е –

будет МЕЛ.

 

Если О забить, как гол,

Будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул!

Будет - МУЛ.

И - МИЛ,

Ы - МЫЛ,

А - МАЛ,

Я - МЯЛ,

Ё - МЁЛ,

Восемь — ноль! (И. Токмакова.)

 

4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получи­лось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом.

Образец: дом—дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым. Сон, бак, сок, пил, вал, мел.

 

5. Из данных ниже слов получить другие путем замены а) начальной согласной буквы:

ком, день, педаль, макет

точка, балка, лук, лак

б) конечной согласной буквы:

сыр, сон, кот

сук, мак, стоп

Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом.

 

Вставить стр. 119

 

8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась».

Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа.

Ход занятия

Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и испра­вить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу.

БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ

Неизвестно, как случилось,

только буква заблудилась:

заскочила в чей-то дом

и - хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

буква-озорница,

очень странные дела

начали твориться...

Закричал охотник: - «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зелёный лук

с длинными усами!..

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

на головах у нас - щенки.

Синеет море перед нами,

летают майки над волнами.

 

Стр.122-123

 

• запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например:

двери — ... ? лук — ... ? будка - ... ?

 

9. Дать ответ на «Загадку».

Они, как я заметила,

везде и всюду есть:

в руке их только четверо,

зато в кармане — шесть.

Я шесть их вижу в радуге

и, если сосчитать,

то сразу сами скажете,

что их в арбузе — пять! (Н. Разговоров.)

Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), сос­тавляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.