Здавалка
Главная | Обратная связь

Выполнение самостоятельной работы

Азовський регіональний інститут управління

Запорізького національного технічного університету

Факультет управління

Кафедра фінансів

 

 

Методичні вказівки

до виконання самостійної роботи

з курсу „АУДИТ”

Для академічних груп 303, 305, 306

Денного відділення

Ст. викладач

Костенко Г.П.

Бердянськ


СОДЕРЖАНИЕ

Цель самостоятельной работы

Выполнение самостоятельной работы

2.1 Общий порядок выполнения работы

2.2 Порядок расчета отдельных показателей.

2.2.1 Расчет амортизации основных средств

2.2.2 Расчет стоимости выбытия запасов

2.2.3 Расчет себестоимости готовой продукции

2.2.4 Начисление процентов за банковский кредит

2.2.5 Расчет курсовых разниц

2.2.6 Расчет отчислений на социальные мероприятия и подоходного налога

2.2.7 Расчет суммы финансовых результатов и налога на прибыль

2.3 Заполнение оборотов по счетам и оборотно-сальдовой ведомости и форм отчетности

2.4 Анализ финансового состояния предприятия.

3 Сдача самостоятельной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение А – Задание для расчетной части

Приложение Б – Расчет баланса

Приложение В Порядок заполнения форм отчетности


1. Цель самостоятельной рАботы

Важное место в обучении студентов экономических дисциплин отводится самостоятельной работе по курсу «Аудит», при выполнении которой студенты закрепляют теоретические знания, приобретают практические навыки работы.

Самостоятельная работа ставит следующие цели:

- систематизацию и расширение теоретических знаний по исследуемому вопросу;

- умение обобщать данные бухгалтерского учета, составлять финансовую отчетность;

- осуществлять аудит разных участков бухгалтерского учета и производить оперативный анализ финансового состояния предприятия.

2. Выполнение самостоятельной рАботы

2.1 Общий порядок выполнения работы

Самостоятельная работа состоит из введения, расчетной части, заключения и приложений.

После утверждения варианта самостоятельной работы студент самостоятельно подбирает литературу, изучает постановления Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, Положения (стандарты) бухгалтерского учета и другие нормативные документы, и ведомственные инструкции.

При подборе литературы целесообразно использовать также аналитические и консультационные материалы, опубликованные в журналах «Бухгалтерский учет и аудит», «Бухгалтер», газетах «Урядовий кур'єр», «Голос Украины», еженедельниках «Налоги и бухгалтерский учет», «Баланс», «Бухгалтерия», «Все о бухгалтерском учете», «Дебет-Кредит».

Подбирая литературу, необходимо обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика учета и аудита, показано все новое, прогрессивное в экономической работе предприятий.

Во введении (не более 5 % текстовой части) обосновывается актуальность и цель проводимой работы, ее научное и практическое значение в новых условиях хозяйствования, формулируется цель работы, объект исследования.

Выполнение расчетной части - «Составление баланса на основе журнала хозяйственных операций , осуществление аудита и анализ финансового состояния предприятия» – производится в следующем порядке:

1. Заполнение начального баланса .

2. Расчет недостающих данных.

3. Расчет оборотов по счетам бухгалтерского учета, аналитическому и синтетическому учету.

4. Составление оборотно-сальдовой ведомости по счетам бухгалтерского учета.

5. Составление и заполнение:

– баланса по форме, предусмотренной Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 2;

– отчета о финансовых результатах по форме, предусмотренной Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 3.

6. Анализ финансового состояния предприятия на основании данных финансовой отчетности.

7. Аудит всех затронутых в работе участков бухгалтерского учета другим студентом, оформление проведенного аудита соответствующим аудиторским документом.

Формы начального баланса, журнала хозяйственных операций, оборотно-сальдовой ведомости, баланса и отчета о финансовых результатах приведены в приложении Б.

Заполнение начального баланса производится на основании № варианта расчетной части. Начальный баланс приводятся в табличной форме в приложении к курсовому проекту.

Расчет недостающих данных для заполнения журнала хозяйственных операций производится на основании данных № варианта расчетной части самостоятельной работы. Заполнение производится как на основе имеющихся данных по вариантам, так и путем использования данных оборотов по счетам и расчета данных по формулам. При расчете данных, в самостоятельной работе приводится наименование рассчитываемого показателя, формула, расшифровка ее показателей и сам расчет. Полностью заполненный журнал хозяйственных операций приводится в качестве приложения. Все расчеты производятся с временным показателем - квартал.

В заключении (до 6 % от объема текстовой части) излагаются выводы по результатам исследования.

2.2 Порядок расчета отдельных показателей

2.2.1 Расчет амортизации основных средств

Расчет амортизации основных средств производится с применением следующих способов:

1) Прямолинейный:

, (2.1)

где – сумма амортизации годовая;

– амортизируемая стоимость основных средств в гривнах;

– полезный срок эксплуатации основных средств в годах.

, (2.2)

где – первоначальная стоимость основных средств в гривнах,

– ликвидационная стоимость основных средств в гривнах.

Ликвидационная стоимость (Лс) основных средств определяется студентом самостоятельно исходя из суммы средств, которую планируется получить от реализации (или другого выбытия) основных средств после окончания полезного срока эксплуатации Ликвидационная стоимость не может быть меньше нуля и больше первоначальной стоимости.

 

Полезный срок эксплуатации (Эс) основных средств берется из исходных данных по соответствующему варианту.

Данный способ начисления амортизации применить для основных

средств, которые числятся по счету 103.

2) Ускоренного уменьшения остаточной стоимости:

, (2.3)

где – остаточная стоимость основных средств на начало года;

– годовая норма амортизации в %.

. (2.4)

Данный способ начисления амортизации применить для основных средств, которые числятся на счете 104.

Внимание: для вновь введенных в эксплуатацию основных средств начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основных средств.

2.2.2 Расчет стоимости выбытия запасов

Расчет стоимости выбывших запасов производится с использованием следующих методов:

1) При их отпуске материалов в производство расчет их стоимости определяется двумя методами: FIFO и средневзвешенной себестоимости.

При оценке по методу FIFO необходимо учесть, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (отражены в бухгалтерском учете), т.е. запасы, первыми отпускаемые в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов.

Оценка по средневзвешенной себестоимости производится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного периода и стоимости, полученных в отчетном периоде запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного периода и полученных в отчетном периоде запасов.

Для отражения в журнале хозяйственных операций использовать данные только одного способа, по которому стоимость выбывших материалов определена как максимальная.

Например:

У предприятия на начало периода числились следующие запасы:

Счет 201 «Сырье и материалы» (Дт-сальдо):  
- металл – (к-во/сумма) 10/4200
- металл – (к-во/сумма) 20/8000
- металл – (к-во/сумма) 40/18800
- металл – (к-во/сумма) 35/19600
Всего (к-во/сумма) 105/50600

 

В ходе хозяйственной деятельности предприятия использовало 25 ед. запасов на монтаж основных средств.

Сумма выбывших запасов (при первом выбытии) рассчитывается методами FIFO и средневзвешенным методами. В журнале хозяйственных операций отражается наибольшая из двух полученных сумм.

Расход по методу FIFO производим путем списания в первую очередь материалов, первых по времени поступления:

10 ∙ 420 + (25-10) ∙ 400 = 4200 + 6000 = 10200 грн.;

Результаты расчета отражаем в таблице учета движения материалов - табл. 2.1.

Таблица 2.1

Учет движения материалов по методу FIFO

Наименование запасов Цена Остаток запасов на начало Израсходовано Остаток запасов на конец
к-во сумма к-во Сумма к-во сумма
металл --- ---
металл
металл --- ---
металл --- ---
Итого  

 

Расход по методу средневзвешенной себестоимости определяется следующим образом:

– определяется средневзвешенная цена путем деления общей суммы остатка на общее количество материалов:

50600 / 105 = 481,90 грн.;

– умножаем средневзвешенную цену на количество израсходованного материала:

481,90 ∙ 25 = 12047,50 грн.

Результаты расчета отражаем в таблице учета движения материалов - табл. 2.2.

Таблица 2.2

Учет движения материалов по средневзвешенной себестоимости

Наименование запасов Цена Остаток запасов на начало Израсходовано Остаток запасов на конец
к-во сумма к-во сумма к-во сумма
металл --- --- --- ---
металл --- --- --- ---
металл --- --- --- ---
металл --- --- --- ---
Итого   12047,50 38552,50

 

Т.к. в суммовом выражении расход материалов по методу средневзвешенной себестоимости оказался наибольшим, то данная сумма расходов и используется для заполнения журнала хозяйственных операций – таблица 2.3.

Таблица 2.3

Выбытие запасов

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
Отпущен материал (металл) в количестве 25 ед.на монтаж основных средств 12047,50

 

Внимание: при последующих списаниях материалов расчет суммы выбываемых запасов производится только одним способом – тем, который был выбран первый раз. При этом в качестве данных по остаткам запасов «на начало» принимаются данные по остатку запасов «на конец» предыдущей операции выбытия запасов.

 

2) При реализации товаров в рознице используется способ цены продаж.

Продажная стоимость товара состоит из его первоначальной стоимости, увеличенной на размер торговой наценки.

Для определения суммы торговой наценки (Стн), на которую увеличивается стоимость товара при передаче его в розницу, рекомендуется использовать следующую формулу:

, (2.5)

где – первоначальная стоимость товара, на который устанавливается торговая наценка;

% – процент торговой наценки;

– действующая ставка НДС в %.

Например:

Предприятие в течении отчетного периода получило от поставщика товар на общую сумму 17400,00 грн. (с НДС). За приобретение товара было начислены посреднические услуги в сумме 6000,00 грн. (с НДС). При передачи товара в розницу на него была установлена торговая наценка в размере 16,6 % к первоначальной цене (себестоимости) приобретения.

В бухгалтерском учете операции по приобретению товаров и расходов, связанных с приобретением отражаются следующим образом – таблица 2.4.

Таблица 2.4

Оприходование товаров по первоначальной стоимости

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
Получены товары в магазин от поставщика: а) приход товара по цене поставщика; б) отражение НДС по оприходованному товару   641-1     14500,00 2900,00
Оприходованы посреднические услуги по приобретению товара: а) увеличение стоимости товара на сумму посреднических услуг; б) отражение НДС по посредническим услугам       641-1           5000,00   1000,00

 

– для установления торговой наценки необходимо в первую очередь определить фактическую себестоимость партии приобретенного товара, которая состоит из стоимости самого товара и стоимости услуг посредника по приобретению этого товара 14500 + 5000 = 19500,00 грн.

– определяем сумму, торговую наценку (СТН) по формуле и % торговой наценки – 16,6 %:

.

В бухгалтерском учете данная операция отражается следующей проводкой – таблица 2.5:

Таблица 2.5

Установление торговой наценки на товар

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
Установлена торговая наценка на полученный товар в магазин в размере 16,6% к его фактической себестоимости 7800,00

 

3) При выбытии запасов по методу продаж себестоимость реализованных товаров определяется как разница между объемом реализации товаров по продажной стоимости (Vp) и реализованной торговой наценкой, приходящейся на эти товары (Тнр):

, (2.6)

где – средний процент торговой наценки.

, (2.7)

где – остаток торговой наценки на начало отчетного периода (сальдо начальное кредитовое по сч. 285);

– поступление (начисление) торговой наценки за отчетный период (кредитовый оборот по сч. 285);

– остаток товаров по продажной стоимости на начало отчетного периода (сальдо начальное дебетовое по сч. 282);

– поступление товаров по продажной стоимости отчетный период (дебетовый оборот по сч. 282).

Например (данные по приобретению товара и установленной торговой наценки используются из предыдущего примера):

У предприятия на начало отчетного периода имелись следующие остатки по счетам:

282 «Товары в торговле» (Дт-сальдо) 35000 грн.
285 «Торговая наценка» (Кт-сальдо) 15000 грн.

Предприятие продало товар в розницу на сумму 42000,00 грн.

Для определения суммы реализованной торговой наценки и себестоимости реализованных товаров используется метод выбытия запасов (товаров) по ценам продаж.

– в начале определяется средний процент торговой наценки (Ср %тн). Для этого используются данные по остатку товаров по продажной стоимости на начало – сальдо начальное дебетовое (СНД) по сч. 282 и поступление товаров по продажной стоимости – дебетовый оборот (ДО) по счету 282 и данные поторговой наценке – сальдо начальное кредитовое (СНК) по сч. 285 и кредитовые обороты (КО) сч. 285:

 

;

– затем определяется торговая наценку, приходящаяся на реализованные товары (Тнр) путем умножения общего объема реализации в рознице на средний процент торговой наценки:

грн.

– затем определяется себестоимость реализованных товаров как разность между общим объемом реализации и реализованной торговой наценкой:

 

42000 – 15372 = 26628,00 грн.

Отражение в бухгалтерском учете операций по реализации в рознице приведено в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Реализация в розничной торговле

 

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
Реализован товар в рознице (магазине), отражение: а) доход от реализации товара в рознице; б) НДС от реализации товара в рознице; в) торговая наценка на реализованные товары; г) себестоимость реализованных товаров     641-1   42000,00 7000,00 15372,00 26628,00

 

2.2.3 Расчет себестоимости готовой продукции

Общая себестоимость готовой продукции определяется как сумма всех прямых производственных затрат (дебетовый оборот по счету 23) и общепроизводственных расходов (дебетовый оборот по сч. 91). Себестоимость единицы готовой продукции определяется путем деления общей себестоимости готовой продукции на ее фактически произведенное количество.

Например:

У предприятия общая сумма затрат на производство готовой продукции составила:

– прямые производственные затраты (дебетовый оборот по счету 23) – 101737,50 грн.

- общепроизводственные расходы (дебетовый оборот счету 91) – 920,00 грн.

Предприятия оприходовало готовую продукцию на склад в количестве 2000 ед., при этом остатка незавершенного производства нет. В бухгалтерском учете это отразится проводками, приведенными в таблица 2.7.

Итого себестоимость готовой продукции составит:

101737,50 + 920,00 = 102657,50 грн.

 

Таблица 2.7

Оприходование готовой продукции по себестоимости

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
Оприходована готовая продукция в количестве 2000 ед.: а) списание всех прямых расходов; б) списание общепроизводственных расходов         23-1     101737,50 920,00

 

Себестоимость одной единицы готовой продукции составляет:

102657,50 / 2000 = 51,33 грн.

2.2.4 Начисление процентов за банковский кредит

Сумма процентов за пользование банковским кредитом (Сб %) начисляется путем умножения суммы задолженности за кредит (Ск) на процентную дневную ставку (Пр.с.д.) и на количество дней пользования кредитом (Дн):

, (2.8)

, (2.9)

где Пр.с.г. – процентная ставка за пользование кредитом за год;

360 – количество дней в году для расчета банковских кредитов.

Если в течение отчетного периода предприятие частично гасило или брало дополнительную сумму кредита, то сумма процентов за пользование кредитом рассчитывается в два этапа (при необходимости – во столько этапов, сколько раз изменялась задолженность за кредит). При этом на первом этапе рассчитывается сумма процентов за кредит исходя из существующей процентной ставки, существующей задолженности и количества дней пользования кредитом до изменения суммы задолженности за кредит (увеличения или уменьшения этой суммы). На втором (при необходимости и последующих этапах) сумма процентов за кредит рассчитывается исходя из действующей процентной ставки, измененной суммы задолженности за кредит и количества дней пользования этой суммой кредита до конца отчетного периода (или до дня очередного изменения суммы задолженности). Общая сумма процентов за пользование кредитом определяется путем сложения всех сумм процентов за отчетный период.

Например:

У предприятия на начало года имелась задолженность перед банком по долгосрочному кредиту (сч. 501) в сумме 75000,00 грн. Начисление процентов производится поквартально по ставке 36% годовых.

В течении первого квартала предприятие 25 февраля частично погасило банковский кредит в сумме 50000,00 грн., что было отражено в бухгалтерском учете ниже приведенной записью:

Дата Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
25.02 Частично погашен банковский кредит 50000,00

 

Сумму процентов по кредиту определяется в четыре этапа:

1) Определяется среднедневная ставка % за кредит путем деления годовой ставки:

36 % / 360 = 0,1 %.

2) Рассчитывается сумма процентов исходя их первоначальной задолженности за кредит (75000,00 грн. – начальное кредитовое сальдо по сч. 501) и за фактическое время использования (55 дней) до момента изменения суммы задолженности, т.е. с 1 января до 25 февраля:

грн.

3) Рассчитывается сумма процентов исходя их оставшейся задолженности за кредит 25000,00 грн. (75000 – 50000)и за фактическое время использования (35 дней) до конца квартала, т.е. с 25 февраля по 31 марта:

 

4) Определяется общая сумму % за кредит банка:

4125 + 875 = 5000,00 грн.

В бухгалтерском учете данная операция отражается проводкой, приведенной ниже:

Содержание операции Дт Кт Сумма
Начислены проценты за пользование банковским кредитом (за квартал) 5000,00

2.2.5 Расчет курсовых разниц

Курсовая разница в соответствии с нормами Положения (стандарта) бухгалтерского учета № 21 определяется как разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при различных валютных курсах. Эта оценка производится только на дату совершения хозяйственной операции с активами и обязательствами и / или на конец месяца (квартала):

Курсовая разница = Курс текущий – Курс предыдущий (2.10)

В бухгалтерском учете пересчет иностранной валюты в гривны осуществляется с применением валютного курса, установленного Национальным банком Украины (НБУ). Следует учитывать, что для каждого актива и/или обязательств, выраженных в иностранной валюте, даты текущего и предыдущего события индивидуальны.

Сумма курсовой разницы определятся путем умножения курсовой разницы на сумму актива и \ или обязательства на дату совершения хозяйственной операции или конец отчетного периода. При этом полученный результат отражается в бухгалтерском учете только с положительным знаком.

Если курсовая разница положительная, то она:

– увеличивает оценку активов и отражается как доход предприятия:

Дт счета актива Кт 714 «Доход от операционных курсовых разниц»;

– увеличивает оценку обязательств и отражается как расход:

Дт 945 «Расходы от операционных курсовых разниц» Кт счета обязательств.

Если курсовая разница отрицательная, то она:

– уменьшает оценку активов и отражается как расход:

Дт 945 Кт счета актива;

– уменьшает оценку обязательств и отражается как доход предприятия:

Дт счета обязательств (632) Кт 714.

Например:

На начало января т.г. остаток денежных средств в иностранной валюте по текущему счету (сч. 312) составил 5000 USD. Курс НБУ на начало периода – 5,2 грн. Предприятие получило от иностранного поставщика товар на сумму 3000 USD. На дату получения товара курс НБУ – 5,4 грн. за 1 USD. Предприятие частично оплатило товар иностранному поставщику в размере 2000 USD. Курс НБУ на дату платежа – 5,5 грн. за 1 USD. На конец месяца курс НБУ составил – 5,1 грн. за1 USD.

Для того, чтобы отразить все операции в бухгалтерском учете, необходимо рассчитать курсовые разницы на каждую дату событий.

1) Событие – частичная погашение (оплата) задолженности перед иностранным поставщиком.

Текущее событие – оплата поставщику – курс 5,5;

Предыдущие события:

– для активов (денежных средств) – начало отчетного периода – курс 5,2;

– для обязательств (задолженность иностранному поставщику) – дата получения товаров – курс – 5,4.

Рассчитаем курсовую разницу как для активов, так и для обязательств:

а) для активов – остаток актива (денежных средств в иностранной валюте – Дт сальдо по сч. 312) на дату текущего события – 5000 USD.

Курсовая разница составит – 5,5 – 5,2 = 0,3.

Сумма курсовой разницы 0,3 ∙ 5000 USD = 1500,00 грн.

Т.к. курсовая разница положительная и сумма рассчитывалась по активу предприятия, то сумма курсовой разницы с одной стороны увеличивает актив предприятия, с другой увеличивает доходы предприятия.

б) – для обязательств – остаток задолженности перед иностранным поставщиком (Кт сальдо по сч. 632) на дату текущего события – 3000 USD.

Курсовая разница составит – 5,5 – 5,4 = 0,1.

Сумма курсовой разницы 0,1 ∙ 3000 USD = 300,00 грн

Т.к. курсовая разница положительная и сумма рассчитывалась по обязательствам предприятия, то сумма курсовой разницы с одной стороны увеличивает обязательства предприятия, с другой увеличивает расходы предприятия.

2) Событие – конец месяца.

Текущее событие – конец месяца – курс 5,1.

Предыдущее событие:

– для активов – остаток денежных средств в иностранной валюте (Дт сальдо сч. 312) – курс 5,5;

– для обязательств – остаток задолженности перед иностранным поставщиком (Кт сальдо по сч. 632) – курс 5,5.

Курсовая разница составит: 5,1 – 5,5 = – 0,4

Сумма курсовой разницы:

– для активов, исходя из остатка актива на дату текущего события 3000 USD:

– 0,4 ∙ 3000 = – 1200,00 грн;

– для обязательств, исходя из остатка обязательств на дату текущего события 3000 USD:

– 0,4 ∙ 2000 = – 800,00 грн.

При отражении в бухгалтерском учете суммы курсовых разниц отражаются как положительные числа.

Т.к. курсовая разница и ее сумма отрицательные, то на сумму для активов уменьшается оценка активов и увеличиваются расходы, а для обязательств – уменьшаются обязательства и увеличиваются доходы.

В бухгалтерском учете курсовая разница отражается до основной хозяйственной операции. При этом курсовая разница отражается только в национальной валюте, а операция с активами (или обязательствами), выраженными в иностранной валюте – как в национальной, так и в иностранной валютах.

На основании примера бухгалтерский учет хозяйственных операций приведен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте и курсовых разницах

Содержание операции Дт Кт Сумма
Получение товара от поставщика – курс НБУ 5,4
Оприходован товар, полученный от иностранного поставщика 3000,00 $
16200,00
Частичная оплата иностранному поставщику в счет погашения обязательств за полученный товар – курс НБУ 5,5
Отражается курсовая разница по остатку денежных средств в иностранной валюте 1500,00
Отражается курсовая разница по остатку обязательств перед иностранным поставщиком 300,00
Перечислены денежные средства иностранному поставщику в счет погашения обязательств 2000 $
11000,00
Конец месяца – курс НБУ 5,1
Отражается курсовая разница по остатку денежных средств в иностранной валюте 1200,00
Отражается курсовая разница по остатку обязательств перед иностранным поставщиком 800,00

 

2.2.6 Расчет отчислений на социальные мероприятия и подоходного налога

Расчеты на государственное пенсионное страхование, государственное социальное страхование, страхование от безработицы и страхование от несчастного случая производятся путем умножения размера начисленной заработной платы (по № варианта) на соответствующие действующие нормативы и делением на 100 %:

– на государственное пенсионное страхование – 32 % на заработную плату и 2 % из заработной платы;

– государственное социальное страхование – 2,9 % на заработную плату и 0,5% из заработной платы;

– на страхование от безработицы – 1,9 % на заработную плату и 0,5 % из заработной платы;

– на страхование от несчастного случая – процент указывается в задании на расчетную часть по каждому варианту.

Подоходный налог начисляется из общей суммы начисленной заработной платы за минусом удержаний из заработной платы на социальные мероприятия. При этом ставка подоходного налога – 13 %.

При выполнении курсовой работы в бухгалтерском учете начисление заработной платы и процентов на социальное страхование на заработную плату относится на соответствующие статьи расходов, в зависимости от их назначения – на себестоимость продукции, административные расходы и т.д.

Например:

Предприятие начислило заработную плату следующим категориям работников:

а) основным производственным рабочим 5000,00 грн.;
б) общепроизводственному персоналу 800,00 грн.;
в) продавцам магазина 1500,00 грн.;
г) аппарату управления предприятия 1200,00 грн.

 

Для исчисления отчислений в фонд страхования от несчастного случая на производстве используется ставка 1,2 %.

Отражение начисленной заработной платы, отчислений и удержаний из заработной платы отражены в таблице 2.9. При расчете удержаний из заработной платы используется общий фонд оплаты труда:

5000 + 800 + 1500 + 1200 = 8500,00 грн.

Сумма походного налога исчисляется с разницы между суммой начисленной заработной платы и удержаниями из заработной платы:

(8500 – 170 – 42,50 – 42,50) ∙ 13% / 100 % = 1071,85 грн.

Таблица 2.9

Начисления заработной платы, отчисления и удержания из заработной платы

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
Начислена зарплата:
а) основным производственным рабочим 5000,00
б) общепроизводственному персоналу 800,00
в) продавцам магазина 1500,00
г) аппарату управления предприятия 1200,00
Начислены отчисления в пенсионный фонд:
а) на зарплату производственных рабочих 1600,00
б) на зарплату общепроизводственного персонала 256,00
в) на зарплату продавцов магазина 480,00
г) на зарплату аппарата управления 384,00
Начислены отчисления в фонд социального страхования:
а) на зарплату производственных рабочих 145,00
б) на зарплату общепроизводственного персонала 23,20
в) на зарплату продавцов магазина 43,50
г) на зарплату аппарата управления 34,80
Начислены отчисления в фонд страхования от безработицы:
а) на зарплату производственных рабочих 95,00
б) на зарплату общепроизводственного персонала 15,20
в) на зарплату продавцов магазина 28,50
г) на зарплату аппарата управления 22,80
Начислены отчисления в фонд страхования от несчастного случая:
а) на зарплату производственных рабочих 60,00
б) на зарплату общепроизводственного персонала 9,60
в) на зарплату продавцов магазина 18,00
г) на зарплату аппарата управления 14,40

 

Продолжение табл. 2.9
Удержаны из заработной платы отчисления в фонд пенсионного страхования 170,00
Удержаны из заработной платы отчисления в фонд социального страхования 42,50
Удержаны из заработной платы отчисления в фонд страхования от безработицы 42,50
Удержан из заработной платы подоходный налог (из общей суммы зарплаты по предприятию) 641-3 1071,85

Внимание:Если на момент получения задания по курсовой работе изменились ставки налогов и сборов, то при выполнении работы необходимо использовать ставки, согласно действующему законодательству.

2.2.7 Расчет суммы финансовых результатов и налога на прибыль

Финансовый результат определяется как разность между доходами (оборот по кредиту счета 79) и расходами (оборот по дебету счета 79) и представляет собой сальдо по указанному счету до налогообложения: – если сальдо дебетовое – убыток, если сальдо кредитовое – прибыль.

Налог на прибыль для целей бухгалтерского учета рассчитывается по ставке 25 % от суммы прибыли, т.е. от суммы промежуточного кредитового сальдо по счету 79. В случае если предприятие получило убыток, т.е. сальдо по счету. 79 дебетовое, то налог на прибыль не рассчитывается.

Нераспределенная прибыль определяется как разница между кредитовым сальдо по счету 79 до налогообложения и суммой начисленного налога на прибыль. Непокрытый убыток определяется как дебетовое сальдо по счету 79.

Например:

В конце отчетного периода предприятие отразило списание на финансовый результат полученные доходы и расходы.

Для отражения доходов все текущие кредитовые сальдо по счетам 701, 702, 703, 714 списываются (конечное сальдо по указанным счетам должно быть равно 0) по дебету в кредит счета 79 – таблица 2.10.

Для отражения расходов все текущие дебетовые сальдо по счетам 901, 902, 903, 92, 93, 951 списываются (конечное сальдо по указанным счетам должно быть равно 0) по кредиту в дебет счета 79 – таблица 2.11.

Таблица 2.10

Отражение доходов

Отражение доходов от реализации: а) от реализации продукции; б) от реализации товаров; в) от реализации услуг; в) от курсовой разницы       45000,00 51500,00 55000,00 4320,00

 

 

Таблица 2.11

Отражение расходов

Отражение расходов: а) себестоимость реализованной продукции; б) себестоимость реализованных товаров; в) себестоимость реализованных услуг; г) списание административных расходов; д) списание сбытовых расходов е) списание расходов по банковским процентам       39167,49 40128,00 41120,00 1867,00 5562,51 5000,00

 

 

Налог на прибыль начисляется только при наличии прибыли, т.е. если конечное сальдо по счету 79 кредитовое:

Прибыль = КО 79 – ДО 79 = 155820,00 – 132845,00 = 22975,00 грн.

Налог на прибыль определяется в размере 25 % от полученной прибыли: 22975,00 х / 100 % = 5743,75 грн., отражение которого в бухгалтерском учете приведено в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12

Налог на прибыль

Налог на прибыль: – начисление налога на прибыль – включение налога на прибыль в финансовый результат 641-2 5743,75 5743,75

 

Внимание:

– если при расчете прибыли будет получен убыток, то начисление налога на прибыль не проводится и хозяйственная операция не отражается;

– если на момент получения задания по самостоятельной работе изменилась ставка налога на прибыль, то при выполнении работы необходимо использовать ставку, согласно действующему законодательству.

 

Определение суммы нераспределенной прибыли или непокрытых убытков зависит от того, какой финансовый результат получен от деятельности предприятия, т.е. прибыль или убыток.

Если в результате деятельности получена прибыль, то определяется сумма нераспределенной прибыли как разность между суммой прибыли и начисленным налогом на прибыль. Если же получены убытки, то тогда вся сумма убытка отражается как непокрытые убытки. Сумма нераспределенной прибыли списывается по дебету счета 79 в кредит счета 44-1, сумма непокрытых убытков списывается по кредиту счета 79 в дебет счета 44-2. По результатам данной операции сальдо по счету 79 должно быть равным нулю.

В приведенном примере была получена прибыль, поэтому рассчитывается нераспределенная прибыль: 22975,00 – 5743,75 = 17231,25 грн., отражение которой в бухгалтерском учете приведено в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Отражение нераспределенной прибыли (убытков)

Отражение нераспределенной прибыли (непокрытых убытков): а) прибыль; б) убытки   44-2   44-1   17231,25 ---------

 

2.3 Заполнение оборотов по счетам и оборотно-сальдовой ведомости и форм отчетности

Обороты по счетам бухгалтерского учета, определяются на основании данных журнала операций, данных № варианта, расчетных данных и приводятся в виде, представленном на рисунке 2.1.

Допускается отражение оборотов по счетам бухгалтерского учета в виде Т-счетов (рисунок 2.2).

При этом, при отражении оборотов по Дт или Кт перед суммой обязательно указывать № хозяйственной операции по журналу операций. Для активно-пассивных счетов, по которым ведется аналитический учет Т-счета приводятся для каждого объекта аналитического учета, затем путем простого суммирования сальдо начального, оборотов, сальдо конечного данные по аналитическим счетам отражаются в синтетическом (общем) счете.

В оборотно-сальдовую ведомость заносятся данные только по синтетическим счетам.

 

 

Обороты по счету № "__ "_____________________________"

(наименование счета)

По дебету счета № По кредиту счета №
Хозяйственная операция В дебет счета с кредита счетов Итого по дебету С кредита счета в дебет счетов Итого по кредиту
Дата Счет № Счет № Счет № Счет №
Сальдо начальное   Сальдо начальное  
                 
                 
Итого              
Сальдо конечное   Сальдо конечное  
Примечание: необходимое количество строк и граф определяется самостоятельно.
                 

 

Рисунок 2.1 Обороты по счетам бухгалтерского учета

 

Обороты по счету № __ "_____________________________"

(наименование счета)

Сальдо начальное Дт_____ Сальдо начальное Кт______
Обороты по Дт Обороты по Кт
Итого обороты по Дт_____ Итого обороты по Кт______
Сальдо конечное по Дт____ Сальдо конечное по Кт____

Рисунок 2.2 Отражение оборотов по счетам бухгалтерского учета в виде Т-счетов

 

Обороты по счетам, требующие расчета по формулам, приводятся в самостоятельной работе, по всем остальным - в приложении к самостоятельной работе. Обороты приводятся только по тем счетам, по которым, на основании данных журнала хозяйственных операций, было движение по счету.

Внимание: Сальдо по активным счетам может быть только Дебетовое, по пассивным счетам только Кредитовое.

По активно-пассивным счетам сальдо может быть как Дебетовое, так и/или Кредитовое.

На основании данных оборотов по счетам и начального баланса составляется оборотно-сальдовая ведомость по форме, приведенной в таблице приложение Б-3 приложения Б.

Итоговые суммы по дебету и кредиту начального сальдо, оборотов, конечного сальдо в оборотно-сальдовой ведомости должны быть равны.

На основании оборотно-сальдовой ведомости и журнала хозяйственных операций, составляются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по типовым формам, приведенным соответственно в таблицах Б-4, Б-5, Б-6 приложения Б.

Бухгалтерский баланс составляется путем перенесения данных из оборотно-сальдовой ведомости в соответствующие строки баланса. При этом следует обратить внимание на то, что строки бухгалтерского баланса могут содержать остатки (сальдо) по нескольким счетам. Порядок заполнения приведен в таблицах В-1, В-2 и В-3 приложения В.

При этом используются следующие сокращения:

СНД ХХ – сальдо начальное дебетовое по счету № ХХ;

СКД ХХ – сальдо конечное дебетовое по счету № ХХ;

СНК ХХ – сальдо начальное кредитовое по счету № ХХ;

СКК ХХ – сальдо конечное кредитовое по счету № ХХ;

ДО – дебетовый оборот по счету № ХХ;

КО – кредитовый оборот по счету № ХХ;

∑ОБ ХХ-УУ – сумма оборотов между счетами № ХХ и № УУ.

Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах приводятся в приложении к самостоятельной работе.

Внимание:

1. Если активно-пассивный счет имеет и дебетовое и кредитовое сальдо, то они отражаются и в оборотно-сальдовой ведомости и в бухгалтерском балансе раздельно (сворачивание сальдо по эти счетам не допускается).

2. Итоги по оборотно-сальдовой ведомости и итоги по бухгалтерскому балансу могут не совпадать.

 

2.4 Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния предприятия производится на основании данных баланса и отчета о финансовых результатах в соответствии с требованиями «Положения о порядке проведения финансового состояния предприятий, которые подлежат приватизации», утвержденные Министерством Финансов Украины Фонда Государственного Имущества Украины № 49/121 от 26.01.2001 г.

С учетом ограниченного объема финансовой отчетности анализ финансового состояния выполняется по следующим направлениям:

– анализ ликвидности;

– анализ платежеспособности (финансовой устойчивости).

Анализ ликвидности предприятия производится на основании данных баланса и позволяет определить возможность предприятия погасить свои текущие обязательства.Анализ ликвидности предприятия осуществляется путем расчета таких показателей (коэффициентов): – коэффициент покрытия рассчитывается как отношения оборотных активов к текущим обязательствам предприятия и показывает достаточность ресурсов предприятия, которые могут быть использованы для погашения его текущих обязательств; – коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношения наиболее ликвидных оборотных средств (денежных средств и их эквивалентов, текущих финансовых инвестиций и дебиторской задолженности) к текущим обязательствам предприятия. Он отображает платежные возможности предприятия относительно уплаты текущих обязательств при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. – коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношения денежных средств и их эквивалентов и текущих финансовых инвестиций к текущим обязательствам. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть долгов предприятия может быть уплачена немедленно; – чистый оборотный капитал рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его текущими обязательствами. Его наличие и величина свидетельствуют о возможности предприятия погасить свои текущие обязательства и расширять дальнейшую деятельность.Анализ платежеспособности (финансовой стойкости) производится на основании данных баланса и характеризует структуру источников финансирования ресурсов предприятия, степень финансовой стойкости и независимости предприятия от внешних источников финансирования деятельности.Анализ платежеспособности (финансовой стойкости) предприятия осуществляется путем расчета таких показателей (коэффициентов): – коэффициент платежеспособности (автономии) рассчитывается как отношения собственного капитала предприятия к итогу баланса предприятия и показывает удельный вес собственного капитала в общей сумме средств, авансированных в его деятельность; – коэффициент финансирования рассчитывается как соотношения привлеченных и собственных средств и характеризует зависимость предприятия от привлеченных средств; – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношения величины чистого оборотного капитала к величине оборотных активов предприятия и показывает обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами. – коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть вложенная в оборотные средства, а которая - капитализированная. Коэффициент маневренности собственного капитала рассчитывается как отношения чистого оборотного капитала к собственному капиталу.

Порядок расчета указанных коэффициентов и их нормативные величины приведены в таблице 2.14.

Таблица 2.14

Порядок расчета коэффициентов анализа финансового состояния

Наименование показателя Нормативное значение Порядок расчета
Анализ ликвидности
Коэффициент покрытия > 1 стр.260 стр.620
Коэффициент быстрой ликвидности 0.6 – 0.8 стр.(260–100–110-120-130-140) стр.620
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0 увеличение стр.(220 + 230 + 240) стр.620
Чистый оборотный капитал, тыс. грн. > 0 увеличение стр. (260 – 620)
Анализ платежеспособности (финансовой стойкости) предприятия
Коэффициент платежеспособности   стр.380 стр.640
Коэффициент финансирования   стр.(430+480+620+630) стр.380
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами   стр.(260-620) стр.260
Коэффициент маневренности собственного капитала   стр.(260-620) стр.380
Примечание: все данные берутся из баланса из соответствующих строк – например: стр.(260-620) означает разность строк баланса 260 и 620.

Расчет коэффициентов (показателей), характеризующих финансовое состояние предприятия производится по состоянию на начало и конец периода. Соответственно для расчета используются данные колонок баланса – «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».

 

Полученные результаты отражаются в таблице по форме, приведенной в таблице 2.15, и делаются выводы относительно финансового состояния предприятия на конец периода, произошедших изменениях и основных факторах, повлиявших на данные изменения.

Таблица 2.15

Анализ финансового состояния

Наименование показателя Нормативное значение Значение Отклонения
на начало на конец абсолютное рост (%)
Анализ ликвидности
Коэффициент покрытия > 1        
Коэффициент быстрой ликвидности 0.6 – 0.8        
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0 увеличение        
Чистый оборотный капитал, тыс.грн. > 0 увеличение        
Анализ платежеспособности (финансовой стойкости) предприятия
Коэффициент платежеспособности          
Коэффициент финансирования          
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами          
Коэффициент маневренности собственного капитала          
                 

 

Защита Самостоятельной работы

Выполненная студентом самостоятельная работа сдается на кафедру не позднее чем за 10 дней до дня защиты и направляется преподавателю на отзыв.

Самостоятельная pa6oтa с отзывом преподавателя студенту не позднее чем за 2 дня до защиты.

При защите студент должен осветить следующие вопросы:

– основные положения работы;

– порядок расчета данных и показателей

– обоснование выводов и выдвигаемых предложений;

– ответы на замечания преподавателя.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутинец Т.А, Л.В.Чижевская Л.В, Береза С.Л. «Бухгалтерский учет для менеджеров и экономистов» – Житомир, 2000, с. 670.

2. Бухгалтерский учет в Украине, под. ред. Р. Хомяка – Л., 2003. –

с. 818.

3. Горицкая Н.Г. Новая финансовая отчетность. К.: Техніка, 1999 г.

4. Горицкая Н.Г. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Практическое пособие. – К.: ООО Редакция газеты «Бухгалтерия. Налоги. Бизнес», 2001. – 288 с.

5. Грабова Н. Н., Добровский В.Н. Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях,2000: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под редакцией Н.В. Кужельного. – К.: А.С.К., 2000.

6. Завгородний В.П. Бухгалтерский учет в Украине (с использованием национальных стандартов): Учеб. пособие для студентов вузов. – К.: А.С.К., 2002. – 847с.

7. Инструкция о безналичных расчетах в национальной валюте, утверждена Постановлением правления НБУ от 29.03.2001 № 135.

8. Инструкция о порядке расчетов в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям на условиях отсрочки платежей и поставок, утверждена приказом Национального банка Украины 14 июня 1994 г. № 85.

9. Инструкция об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины", утвержденная постановлением Правления НБУ от 19.02.01 г. № 69.

10. Инструкция об открытии счетов в национальной и иностранной валюте, утверждена постановлением Правления НБУ от 18 декабря 1998 г. № 527.

11. Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утверждена приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

12. Инструкция по статистике заработной платы № 5 от 13.01.2004 г.

13. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета счетов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утверждена приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999г. №291.

14. Касьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1995 г. – 192 с.

15. Кузьминский А.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - К.: Вища школа, 1990 г. – 311 с.

16. Конвенция о единообразном Законе о переводном и простом векселе. Заключена в Женеве 07 июня 1930 г.

17. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: Закон Украины от 16.07.99 г. №996- XIV.

18. О внешнеэкономической деятельности: Закон Украины от 16 апреля 1991 г. № 959-ХII.

19. О налоге на добавленную стоимость: Закон Украины, Ведомости Верховной Рады Украины 1997 г., № 21, ст. 156.

20. О налогообложении прибыли предприятий: Закон Украины, Ведомости Верховной Рады Украины 1997 г., № 27, ст. 181.

21. О налоге с дохода физических лиц: Закон Украины № 889-IV от 22.05.2003 г.

22. О нормах возмещения затрат на командировки в пределах Украины и за границу: Постановление Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1999 г. № 663.

23. О перечне товаров, не разрешенных для выплаты заработной платы натурой: Постановление Кабинета Министров Украины от 03 апреля 1993 г. № 244.

24. О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте: Закон Украины от 23 сентября 1994 г. № 185 / 94-ВС.

25. О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами: Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III.

  1. О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности: Указ Президента Украины от 12 июня 1995 г. № 436/95.
  2. О системе валютного регулирования и валютного контроля: Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 г. № 15-93.
  3. О системе налогообложения: Закон Украины, Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 16, ст. 119.

29. О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте: Постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 21 июня 1995 г. № 444.

30. О ценах и ценообразовании: Закон Украины от 3 декабря 1990 г. № 507-XII.

31. О ценных бумагах и фондовой бирже: Закон Украины от 18 июня 1991 г. № 1201-ХII.

  1. Об оплате труда: Закон Украины от 25 марта 1995 г. № 108 / 95-ВР.
  2. Об утверждении Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей: Приказ Министерства финансов Украины от 16 мая 1996 г. № 99.
  3. Об утверждении Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу: Приказ Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 г. № 59.
  4. Об утверждении Инструкции по определению стоимости рабочей силы: Приказ Министерства статистики Украины от 29 мая 1997 г. № 131.
  5. Об утверждении Положения об операциях банков с векселями: Приказ Правления Национального банка Украины от 28 мая 1999 г. № 258.
  6. Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы: Постановление Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 г. № 100.
  7. Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей: Постановление Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 г. № 116.
  8. Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности: Постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419.
  9. Об утверждении типовых форм первичного учета по расчетам с работниками и служащими по заработной плате: Приказ Министерства статистик



    ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.