Здавалка
Главная | Обратная связь

А. Понятия и методы обоснования аудиторской выборки. Критерии аудиторской проверки



Формируя мнение о достов-ти БФО эк.субъекта, а-р, к.п., осущ-ет сплош­ную проверку только для наиболее важных объектов. Для проверки всех ос­тальных фин-хоз. операций прим-ся метод выборочно­го к-ля.

Применяя метод выборочного к-ля, а-р формирует а.выборку. Авыборка - способ провед-я а.проверки, при котором а-р изучает б.докум-цию эк.субъ-а не сплошным порядком, а выборочно, сле­дуя требованиям соотв-щего ПСАДа; а.выборка (в узком смысле) - перечень эл-тов проверяемой совок-ти, отобранных определенным образом для того, чтобы на основе их изуч-я сделать вывод обо всей проверяемой сово­к-ти. При этом под проверяемой совок-тью (генеральной совок-тью) понимают совок-ть всех проверяемых на данном участке аудита эл-тов докум-ции БУ или объектов аудита.

Провед-е выборочной проверки состоит из след. стадий (эта­пов):

1.Принятие реш-я о проведении выбороч.проверки. Уста­навл-ся целесообразность осущ-я а.выборки. А-р м.принять реш-е о проведении сплошной проверки, если: - число эл-тов ген.совок-ти настолько мало, что применение стати-их методов неправомерно; - применение а.выборки для выраж-я мнения о дос­тов-ти отч-ти менее эф-но, чем проведение сплошной про­верки.

2.Планир-е выборочной проверки: - опр-е совок-ти данных, которая будет подвергнута выборочному исслед-ю. – опр-е эл-тов наибольшей ст-ти, а также ключе­вых эл-тов (эл-тов, в которых а-р считает наиболее вероятным сущее-ие ошибок и искажений). - отбор опред. числа эл-тов, подлежащих дальнейшей выборке.

3.Проверка эл-тов выборки (непосредственное осущ-е а.процедур в отношении эл-тов выборки).

4.Анализ рез-тов выборочного исслед-я: - анализ каждой ошибки, попавшей в выборку. - Экстраполяция полученных при выборке рез-тов на всю прове­ряемую совок-ть. - Оценка рисков выборки.

Методы отбора: - случайный отбор (может проводиться по таблице случайных чисел); - систематический отбор (предполагает, что эл-ты отбир-ся ч/з постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа); - комбинированный отбор (предст-ет собой комбинацию различ­ных методов случайного и систематического отбора).

В соотв-ии с фед. ПСАД№16 «А.выборка» при опр-ии объема (размера) выборки а.орг-я д. установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошиб­ки.

Риск выборки – вероятность составления неверного мнения о всей генеральной совок-ти на основе данных выборки. Риск выборки закл-ся в том, что мнение а-ра по опред. вопросу, состав-е на основе выборочных данных, может отличать­ся от мнения по тому же самому вопросу, состав-му на основании изу­чения всей совокупности.

Выделяют след. методы выборочной проверки: 1.статистический (случайный) – выборочный контроль, использующий теорию вероятности для построения выборки и ее оценки с целью сделать закл-е о совок-ти в целом. Преимущество - позволяет опр-ть миним. размер выборки, необх-й для достижения цели. Риск мб измерен в колич.выражении и оценен. Уровень надеж-ти устанавливается обычно 95%. Недостатки: исп-е методов случайной выборки и более продолжительные и более дорогие, чем в нестатистическом методе. 2.нестатистический (неслучайный) - выборочный контроль, где отбор эл-тов осущ-ся произвольно или с помощью метода, не основанного на математ. приемах. Ранее при проверке эф-ти функционирования внутр. контроля определялся миним. объем выборки. К.т., могут учитываться такие факторы, как оценка контрольного риска, число аналитических процедур.

Размер выборки опр-ся величиной ошибки, которую а-р считает допустимой. Допуст-я ошибка опр-ся на стадии планир-я а-та в соотв-ии с выбранным а-ром уровнем существенности. Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше д. б. объем ауд. выборки.

Если а-р полагает, что в проверяемой совок-ти содержится ошибка, ему необходима большая по объему выборка, чтобы проверить, что общая величина таких ошибок в совок-ти не превысит размер допусти­мой ошибки. Малый размер выборки исп-ся, если а-р предпола­гает, что совок-ть свободна от ошибок.

Ожидаемая ошибка выборки - это примерное, субъективно оцени­ваемое значение ошибки в БУ или отч-ти эк.субъекта, которое а-р до начала проверки предполагает обнаружить в процессе А.

Ауд.орг-я должна в обязат. порядке отражать в рабочей докум-ции все стадии (этапы) провед-я ауд.выборки и анализ ее рез-тов.

 

21а. Рабочие документы (файлы) аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использование и хранение

Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Рабочие документы используются:
• при планировании и проведении аудита;
• при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
• для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае необходимости можно было передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию. Новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
• характер аудиторского задания;
• требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
• характер и сложность деятельности аудируемого лица;
• характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
• необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
• конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.).
Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы в соответствии со стандартом должны содержать:
• информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
• выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
• информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
• доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
• доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
• анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
• анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
• сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
• доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
• сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
• подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
• копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
• письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
• выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
• копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора. Однако они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.