Здавалка
Главная | Обратная связь

Процедуры получения аудиторских доказательств



Собирая аудиторские доказательства, аудитор применяет одну или несколько следующих процедур:

- пересчет документов клиента;

- экспертная проверка;

- инспектирование;

- инвентаризация;

- проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций;

- подтверждение;

- наблюдение;

- прослеживание;

- проверка документов;

- составление альтернативного баланса;

- устный опрос;

- сканирование;

- аналитические процедуры.

 

А. Проверка первичных документов и учётных регистров: формальная проверка подлинности документов, проверка по существу (законности, достоверности и целесообразности операции), счётная проверка, сопоставление документов

 

Следующий раздел методики отражает порядок проведения аудиторской проверки, ее методы, систематизацию материалов для заключения. Точное соблюдение приемов и правильный выбор методов определяют результативность проверки и, следовательно, степень выполнения аудитом защитных функций. Аудитор в зависимости от вида проверки и конкретной ситуации на предприятии выбирает методы (приемы, способы) ее проведения, важнейшими среди которых являются:

1). Документальные – доскональные проверки документов:

формальная проверка – проверка документов по форме и соблюдению правил их оформления и заполнения;

логическая проверка – проверка документов, бухгалтерских записей, регистров на соответствие правилам и нормам бухгалтерского учета и финансового законодательства;

встречная проверка – проверка корреспондирующих счетов, правильности отражения в учетных регистрах и в аналитическом учете записей по одним и тем же операциям;

сверка расчетов с дебиторами и кредиторами – способ подтверждения состояния расчетов с конкретными партнерами по бизнесу;

арифметическая (счетная) проверка – проверка точности произведенных в документах и регистрах расчетов;

взаимный контроль операций, отраженных в различных документах и регистрах;

хронологическая проверка операций по датам их совершения.

2). Органолептические – проверки, проводимые при помощи органов чувств: инвентаризация; контрольные замеры; выборочные и сплошные наблюдения; технологический контроль; экспертиза.

3). Расчетно-аналитические:

анализ информации, содержащейся в бухгалтерских и отчетных документах, и сопоставление ее с фактическими данными;

функциональный, детальный анализ хозяйственной деятельности;

статистические расчеты.

Источниками информации для проведения экспертизы являются: законодательные и нормативные акты, инструктивный материал; нормативно-справочная, нормативно-правовая документация; планово-нормативная информация; техническая документация;

первичная документация; отчетность материально-ответственных лиц и должностных работников; выписки банков; регистры аналитического и синтетического учетов; отчетность об использовании и состоянии объектов проверки.

1). Группировку недостатков:

хронологическую (по времени совершения операций по отчетным периодам);

систематизированную (по задачам и объектам аудиторской проверки).

2). Принятие мер по промежуточным результатам экспертизы:

документирование промежуточных результатов экспертизы;

подготовка письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;

обсуждение предварительных заключений с руководством предприятия;

уточнение, получение дополнительной информации, внесение корректировок в учетный процесс, составление исправительных проводок.

3). Оформление результатов экспертизы:

составление аналитической части аудиторского заключения;

подготовка письменной информации руководству и собственникам о результатах аудиторской проверки;

составление аудиторского заключения для всех пользователей финансовой отчетности.

Фирма разрабатывает стандартные аудиторские заключения с возможными вариантами результатов экспертизы в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, касающейся отчетности. В заключении аудитор указывает реквизиты клиента, его адрес, ответственных лиц за составление отчетности, отмечает вид проверки, в соответствии с какими стандартами она проводилась. В положительном аудиторском заключении должны содержаться указания о соблюдении на проверяемом предприятии общепринятых бухгалтерских принципов и положительных результатов проведенной проверки.

В случае невозможности положительного заключения указываются причины.

 

27а. Методы фактического контроля: пересчёт, инвентаризация, проверка соблюдения правил учёта хозяйственных операций, …

 

При проведении ревизии при помощи приемов фактического контроля

¾ по многим объектам контроля можно установить их реальное состояние в натуре. Существует несколько приемов фактического контроля, получивших широкое распространение.

¾ инвентаризация;

Инвентаризация – это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствие данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи материальных ценностей. Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого предприятия создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица (подготовка мест и документов (бирки, инв. номера)) и ревизора. При инвентаризации составляются все необходимые документы (инвентаризационные описи и ведомости, сличит ведомости). Данные о фактическом наличии каждого вида материальных ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. При обнаружении расхождений ревизор должен потребовать от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах расхождений, определить их характер и порядок урегулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. До начала инвентаризации ревизор обязан отобрать у материально-ответственного лица расписку о том, что все, относящиеся к приходу или расходу ТМЦ документы, проведены по складскому учету и сданы в бухгалтерию для определения остатков на момент проверки и неоприходование и несписание в расход ценностей не имеется. Ко времени окончания инвентаризации обработать все документы и определить остатки на дату инвентаризации.

Кол-во ТМЦ оприходуются исходя из натур свойств и принятых единиц измерения путем подсчета, взвешивания, обмера и др. приемов. Данные о факт наличии каждого вида средств, топлива, запчасти, МБП, п/ф фиксируются в инвентаризационных описях или соотв. актах проверки, составленных по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, отв. за их сохранность, описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а у МОЛ берется расписка об отсутствии претензий к инвентаризационной комиссии.

Все исправления должны быть оговорены и подписаны членами комиссии. После снятия фактических остатков бухгалтерия совместно с ревизором определяет их соответствие данным БУ, если установлены расхождения, ревизор должен потребовать у МОЛ письменное объяснение по причинам расхождения, определить их характер и порядок регулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт-обследование.

В ходе ревизионных процедур широко используют обследование объектов. Оно включает круг вопросов, связанных с изучением организационно-производственной деятельности и проверкой обеспечения сохранности имущества. Обычно обследование объектов целесообразно проводить в начале ревизии. В процессе обследования можно получить информацию о неполадках в организационно-производственной деятельности, а также найти ответы на многие вопросы по обеспечению сохранности имущества непосредственно на объектах: о наличии неиспользованного оборудования, его качественном состоянии и условиях хранения; причинах перебоев в работе оборудования; действенности пропускной системы при ввозе и вывозе материалов и готовой продукции и др.

При обследовании объектов целесообразно ознакомиться с организацией и ведением учета в местах хранения материальных ценностей и готовой продукции, соблюдением действующих правил и порядка оформления документами операций по их оприходованию и выбытию. При этом особое внимание обращается на ознакомление с неофициальной документацией, т. е. документами, не проходящими бухгалтерскую обработку (документами и записями, которые материально ответственные работники ведут по собственной инициативе для фиксации расчетов, связанных с движением денежных, материальных и других ценностей). При необходимости в круг обследования включают: анкетирование, хронометраж, фотографирование, наблюдение за поведением материально ответственных работников на рабочих местах и другие.

¾ лабораторный анализ качества сырья и готовой продукции;

Лабораторные анализы чаще всего применяют при проверках соответствия качества готовой продукции действующим стандартам.

¾ контрольный обмер;

Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяется правильность, достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. При этом ревизор устанавливает соответствие фактически строящегося или ремонтируемого объекта его характеристикам, предусмотренным в титульном списке; полноту завершения работ. Проверяется соответствие объема, характера, стоимости работ, выпуск фактически и по актам, рабочим чертежам, журналам учета выполнения работ. При таком сопоставлении ревизор выявляет их соответствие или завышение или объем незапроцентованных работ. Результаты контрольных обмеров оформляются актами и ведомостями перерасчета стоимости работ. Они подписываются ревизором, производителем работ и представителем ревизуемого предприятия. В случае приписок, завышения объемов выполненных строительных и монтажных работ ревизор выявляет виновных, получает от них письменное объяснение и разрабатывает предложения по устранению искажений и наказанию виновных. Обследование на месте производится при проверках готовности объектов собственных капитальных вложений или вышедших из ремонта объектов основных средств, установлении степени готовности объектов строительства, изношенности основных средств, порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей. - контрольный выпуск продукции;

При аудиторских проверках проверяют выпуск готовой продукции. В этом случае проверяют количество выпускаемой продукции, определением веса готовой продукции. Это дает возможность проверить фактический выход готовой продукции и сопоставить с теми данными, которые имели место до контрольного выпуска продукции.

¾ контрольный запуск сырья в производство;

Контрольный запуск сырья и основных материалов в производство используют при поверке правильности норм расхода сырья и материалов на производство продукции. Проверка качества сырья и основных материалов производится для установления причин низкого качества продукции, выполненных работ. При контрольном запуске сырья и материалов в производство в присутствии контролера проверяется весь технологический процесс, начиная от взвешивания материалов, его обработки и кончая определением веса готовой продукции. Это дает возможность проверить действительное количество израсходованного сырья и сопоставить с теми данными, которые имели место до контрольного запуска.

¾ наблюдение за выполнением операций, осмотр;

Предназначен для изучения внешних признаков объектов.

¾ Устный опрос персонала, руководства проверяемого объекта и независимой стороны (третьих лиц);

Устный опрос работников организации может проводиться на всех этапах проверки. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия аудитора, проводившего опрос и фамилии имена и отчества опрошенных должностных лиц. Для проведения типовых опросов аудитор разрабатывает до проведения аудиторской проверки перечень вопросов (или тестов).

¾ получение письменных объяснений и справок;

¾ подготовка альтернативного баланса.

Для получения документов о реалистичности и полноте отражения в учете готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг, проверяющий может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Баланс сырья и материалов и выхода продукции позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

¾ контрольные проверки;

На многих участках деятельности проверяющие используют разные по своему содержанию контрольные проверки. Они применяются для изучения полноты оприходования грузов, прибывших транспортом, достоверности совершаемых операций по отпуску материальных ценностей со складов, качества инвентаризаций, проводимых в процессе аудита, соблюдения правил отпуска материалов и готовой продукции.

Важное место отводится контрольным проверкам в распознании завуалированных хищений. Иногда расхитители прибегают к созданию неучтенных излишков ценностей на разных этапах их движения. Источниками таких излишков могут быть фиктивные акты на недостачу материальных ценностей, фиктивные приемные акты, обсчет получателей при отпуске им ценностей непосредственно со складов, выпуска готовой продукции за счет изменения компонентов набора сырья для ее изготовления и т. п.

Обычно подобные хищения, если они практикуются, носят не разовый, а систематический характер. Поэтому внимательное изучение записей в аналитическом учете и первичных документах дает возможность напасть «на след», где создаются неучтенные излишки. При этом для распознания завуалированных хищений требуется комплекс методических приемов документального контроля.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.