Понятие, предмет, методы и система финансового права
Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждом этапе развития. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов финансовых ресурсов. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган Методы финансового права - совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства. В действующей системе права закреплены два основных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон - из отношений власти и подчинения, является основным методомправового регулирования финансового права. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования. Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика определяются особенностями тех материальных благ в форме фондов финансовых ресурсов, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения, их роли в удовлетворении потребностей государства. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отраслей финансового права в определенные правовые институты - взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной направленности. Система финансового правасостоит из двух частей - Общей и Особенной. К Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и т.д. (до валютного права включительно).
5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются законность, гласность, федерализм, плановость. 1. Принцип законности выражается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписанийзаконодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет обновление финансового права приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое и бюджетное законодательство. 2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. 3. Принцип федерализма обусловлен особенностями государственного устройства(федеративного) и в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерациинаходятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра в управлении финансами. 4. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.
Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы. 1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе: Акты федеральных органов, которые подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. Законы Российской Федерации: А.Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Б. Акты Федерального Собрания Российской Федерации: · федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; · федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; · акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.). Подзаконные федеральные акты: · указы, распоряжения Президента Российской Федерации; · постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; · нормативные акты министерств и других центральных органов; · приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы (конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации) и подзаконные акты субъектов Российской Федерации (указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации). Акты органов местного самоуправления- нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, горо-да, района, сельской местности в виде распоряжений и решений. 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). 3.Финансовое законодательство - совокупность нормативных актов, непосредственно содержащих нормы финансового права. . Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ, , Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года, Бюджетный и Налоговый кодексы, Законы РФ «О Счетной палате РФ» «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О бухгалтерском учете» и другие законы подзаконные нормативно-правовые акты.
7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права, которые регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Как нормы других отраслей права - это правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме, вводятся в действие в установленный законодателем срок. Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим и физическим лицам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категоричной форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения. Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений. Диспозиция— содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности. Санкции - выступают способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы и неустойки, отзыв бюджетных назначений (лимитов) и субсидий, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций и др. Финансово-правовые нормы подразделяются на виды: 1. В зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы действуют в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфере, они закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений. Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок применения материальных норм. 2. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие нормы финансового права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|