Оценка скорости руления для водителей транспортных средств различных категорий
Категория транспортного средства
| Базовые модели автомобилей и их модификации
| Диаметр РК, мм
| Число оборотов РК (угол поворота, град) в полуцикле
| Оценка и время выполнения, с, пяти циклов* упражнения
| двумя руками
| одной рукой
|
|
|
|
|
|
| "B"
| ГАЗ-2410; -3102
|
| 4,5 (1620)
| 13,5
| 15,5
| 17,5
| 15,0
| 17,0
| 19,0
| "Москвич-2141" **
|
| 4,5 (1620)
| 12,6
| 14,6
| 16,6
| 14,1
| 16,1
| 18,1
| ВАЗ-2104; -2105; -2107
|
| 2,8 (1020)
| 10,0
| 11,5,
| 13,0
| 13,0
| 14,5
| 16,0
| ВАЗ-2108; -2109
|
| 3,5 (1260)
| 11,0
| 13,0
| 15,0
| 14,0
| 15,0
| 17,0
| "С"
| КамАЗ-5320
|
| 4,75 (1710)
| 24,0
| 26,0
| 30,0
| 26,0
| 28,0
| 31,0
| МАЗ-500А **
|
| 4,5 (1620)
| 23,0
| 25,0
| 29,0
| 25,0
| 27,0
| 30;0
| ЗИЛ-130
|
| 4,75 (1710)
| 22,1
| 24,1
| 27,1
| 24,1
| 26,1
| 29,1
| ГАЗ-53А **
|
| 5,5 (1980)
| 22,9
| 24,9
| 28,9
| 24,9
| 26,9
| 30,9
| "D"
| ЛАЗ-698, ЛиАЗ
|
| 5,0 (1800)
| 23,0
| 26,0
| 30,0
| 24,0
| 26,0
| 28,0
| Икарус-260
|
| 4,5 (1620)
| 22,2
| 25,2
| 29,2
| 23,2
| 27,2
| 30,2
| ПАЗ-672**, КАвЗ**
|
| 5,5 (1980)
| 22,9
| 24,1
| 27,1
| 24,9
| 26,1
| 29,1
| "E"
| КамАЗ-5410
|
| 4,75 (1710)
| 24,0
| 26,0
| 30,0
| 26,0
| 28,0
| 31,0
| МАЗ-54243**
|
| 4,5 (1620)
| 23,0
| 25,0
| 29,0
| 25,0
| 27,0
| 30,0
| Примечания: 1. В таблице приведены нормативы для базовых моделей автомобилей. 2. Упражнение выполняется на автомобиле с вывешенной передней осью. * Один цикл руления соответствует повороту управляемых колес из одного крайнего положения в другое и возврату их в ИП (соответственно полуцикл равен повороту колес из одного крайнего положения в другое). ** Нет экспериментальных данных, показатели просчитаны по формуле.
(20) Скоростное руление одной (левой или правой) рукой
Задача: оценка профессионального мастерства при скоростном рулении одной рукой. Содержание (рис. 24): методические указания так же, как и оценку скорости руления, см. в упражнении 19, с той лишь разницей, что руление выполняется одной рукой. Примечания: 1. Тестирование (оценка мастерства) проводится трижды: до начала обучения, после тренажерной подготовки, после автодромной подготовки. 2. Зачетное тестирование проводится после полного курса подготовки, так как упражнения автодромной подготовки типа "змейка" существенно влияют на конечный результат обучения.
| Практические рекомендации по технике и тактике скоростного руления
Рекомендации включают в себя опережающие действия, предназначенные для предотвращения возникновения критических ситуаций, и собственно контраварийные, направленные на стабилизацию автомобиля при потере устойчивости и управляемости. В сочетании с тренажерной контраварийной подготовкой эти рекомендации позволят вам повысить собственную безопасность и обеспечить надежность и уверенность. Все предлагаемые действия систематизированы при наблюдениях за лучшими российскими и зарубежными автогонщиками в острой соревновательной борьбе.
Опережающие действия
| Ваша посадка должна обеспечить распределение веса тела на сидении, на РК приходится лишь вес рук. Не опирайтесь на него и не тяните на себя. Этим вы существенно затормозите скоростные действия.
|
| Постарайтесь всегда держать обе руки в верхнем секторе РК, снимая одну руку только для дополнительных действий: переключения передач, включения света и др. Это поможет вам на 25 - 30% повысить безопасность в критических ситуациях.
|
| Удерживайте РК закрытым хватом. Основное усилие должно обеспечиваться 4-м и 5-м пальцами за счет прижатия обода к ладони.
|
| Вы намного повысите "чувство управляемости", если будете удерживать РК выпрямленными руками. Так вы получите больше информации от дороги и сможете приложить к РК минимальное или максимальное усилие, включив в управление мощные мышцы плеча и спины.
|
| Если вы вынуждены снять одну руку с РК, то увеличьте силу хвата другой руки, чтобы сохранить постоянную управляемость автомобиля. Приучите себя компенсировать уменьшение усилия одной руки за счет увеличения усилия другой руки и у вас будет меньше шансов попасть врасплох из-за удара передним колесом о препятствие и избежать вывиха большого пальца при этом ударе.
|
| Поворачивать обод РК желательно двумя руками с основным усилием той руки, в сторону которой выполняется поворот. Такая координация оправдана тем, что основное усилие падает на сильные мышцы-сгибатели, которые тянут РК вниз - к себе.
|
| Управлять автомобилем при движении задним ходом лучше одной левой рукой, используя прием "перекат через тыльную сторону кисти" в нижнем секторе рулевого колеса, чтобы сохранить управляемость автомобиля. Это даст вам возможность развернуться на сидении вправо и вдвое увеличить зону обзора.
|
| Помните, что поворот и выравнивание РК - тесно связанные операции руления. Не делайте между ними длительной паузы, чтобы не попасть в критическую ситуацию, требующую предельной скорости вращения. Поворачивая РК, вы не только вводите автомобиль в поворот, но и перераспределяете его вес на боковые колеса. Выравнивание позволяет вернуть автомобилю потерянную устойчивость.
|
| Не пользуйтесь способом вращения РК в нижнем секторе, передавая руль из руки в руку. Такое руление малоэффективно и потенциально опасно. При прохождении поворота руки должны оказаться на боковом секторе рулевого колеса: при повороте направо - левая рука в точке 12, правая в точке 4; при повороте налево - левая рука в точке 8, правая в точке 12. Так легче сопротивляться самовыравниванию автомобиля и быть готовым к любым экстремальным маневрам на дуге поворота.
|
| Чтобы точно отреагировать на рысканье автомобиля, можно либо приложить дополнительное усилие к РК той рукой, в сторону которой нужно выполнить мини-поворот, либо уменьшить воздействие другой руки за счет напряжения мышц плеча. Второй способ предпочтительнее, так как требует меньшего усилия и позволяет совершить тонкую коррекцию траектории. Если требуется действие с большей амплитудой, то можно сочетать оба способа последовательно либо одновременно.
|
| Если вам необходимо повернуть РК на угол более 120°, то завершите тягу в точке 4 или 8 (по аналогии с циферблатом часов) и перенесите хват в верхний сектор для продолжения вращения. Боковая тяга в нижнем секторе не оправдана, так как выполняется "слабыми" мышцами, а расположение рук в нижнем секторе таит в себе большую опасность из-за того, что их готовность к экстренным действиям минимальна.
|
| Скрещение рук в верхнем или нижнем секторе РК - всегда грубая ошибка, так как вы сами блокируете экстренные действия той руки, которая оказалась на ободе снизу (ближе к центру рулевого колеса).
|
| Если при повороте РК одна из рук уже достигла точки 4 или 8, а маневр не завершен, то следующие действия (доворот) вы можете совершать той рукой, которая оказалась в точке 12. Руку, закончившую тягу, нужно перевести в верхний сектор РК для подстраховки и участия в дальнейшем довороте на еще больший угол.
|
| Не отпускайте РК после поворота для самовыравнивания. Это будет вам дорого стоить, так как неуправляемое вращение приведет к ритмическому заносу задней оси автомобиля. Если все же такой прием вошел у вас в привычку и вы не можете от него отказаться, то задерживайте вращение обода скользящим хватом на боковом секторе РК. Кисть вашей руки может точно дозировать скорость его выравнивания.
|
| Если вы проехали вперед и хотите быстро вернуться задним ходом, то на переднеприводном автомобиле удерживайте РК жестким хватом, иначе автомобиль может неожиданно развернуться на 180°, а заодно и наехать на бордюр тротуара.
|
| Если одним действием двух рук вы не смогли достичь необходимого угла поворота колес, то переходите на поочередное вращение РК на боковом его секторе. Как только рука достигнет точки 4 (8), переносите ее в точку 12 и повторяйте активное действие ею.
|
| Завершив крутой поворот или разворот автомобиля, выравнивайте его одной рукой либо двумя руками активными тормозящими действиями, исключающими проскальзывание РК или его самовыравнивание. Такие действия повысят безопасность в заключительной фазе маневра и помогут экстренно среагировать на возможный занос.
|
| Перед крутым поворотом или разворотом автомобиля можно усилить захват РК рукой, в сторону которой предполагается выполнить поворот, сместив хват скольжением по ободу РК. Прием "предварительный захват" позволит выполнить поворот одним движением руки без перехвата.
|
| Двигаясь в колее, мягко прижимайте автомобиль к любому ее краю. Этим вы сможете избежать его рысканья, выбрасывания и вращения в случае грубой ошибки в управлении.
|
| При необходимости включить понижающую передачу на дуге поворота надо от руления двумя руками перейти к рулению одной (левой) рукой. Не является ошибкой руление в нижнем секторе, если вы владеете приемом "перекат", позволяющим перейти от хвата сверху к хвату снизу без потери контакта с РК.
|
| При импульсном торможении для экстренного снижения скорости на скользкой дороге (прерывистый или ступенчатый способ) не забывайте при каждом цикле растормаживания чуть-чуть восстановить устойчивость автомобиля с помощью РК, иначе автомобиль может развернуть на 180°.
|
| Если у вас одна рука явно слабее другой, то при круговом скоростном или силовом рулении используйте в основном сильную руку, а более слабую руку применяйте как вспомогательную.
|
| Преодолевая лужу на высокой скорости, застопорите РК. До этого желательно направить автомобиль по прямой, чтобы на выходе из лужи не возник критический занос.
| |
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|