Расчет на прочность валов и осей
Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания расположенных на них деталей (рис. 2.1, а); оси, поддерживая расположенные на них детали, вращающего момента не передают.
Рис. 2.1. Валы и оси: а — вал; б — вращающаяся ось; в — неподвижная ось; 1 — цапфа; 2 — шейка
Оси бывают вращающимися (рис. 2.1, б) и неподвижными (рис. 2.1, в). Исходя из расчета на прочность и для удобства установки деталей валы выполняют ступенчатыми. Переходные участки вала выполняют цилиндрическими или коническими с галтелями разной формы и фасками (рис. 2.2). Материалы Для валов и осей применяют качественные углеродистые и легированные стали. Для валов и осей неответственных передач применяют стали обыкновенного качества (без термообработки). Валы и оси обрабатывают на токарных станках, посадочные поверхности могут шлифоваться. Критерии работоспособности и виды разрушений валов и осей Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения (рис. 2.3) и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений. Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент (для валов) и изгибающий момент. Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость. Расчет валов Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов. Рис. 2.2. Переходные участки вала: 1 – фаска; 2 – галтель; r – радиус галтели Рис. 2.3. Циклы напряжений в сечении валов: а — симметричный; б — отнулевой; Т — продолжительность одного цикла (период)
1. Проектировочный (предварительный) расчет вала проводят по формуле ,
где Мк — крутящий момент, Мк= Т; Т — вращающий момент на валу; d — диаметр вала; [τк] — допускаемое напряжение при кручении, [τк] = 20...30 МПа. Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего размера из ряда чисел R40 по ГОСТ «Нормальные линейные размеры». Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке вала после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала. Проверочный расчет спроектированного вала проводят по сопротивлению усталости и на жесткость. Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки. 2. Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений. Принимают, что напряжение изгиба меняется по симметричному циклу (см. рис. 2.3, а), а напряжение кручения — по отнулевому (см. рис. 2.3, б). Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
, где МИ — изгибающий момент; амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
,
где Woc, Wp — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно. Запас прочности вала: по нормальным напряжениям
; по касательным напряжениям
,
где — предел выносливости при расчете на изгиб; — предел выносливости при расчете на кручение; KσD, КτD — общий коэффициент концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно:
; ,
где Кσ, Кτ — коэффициенты снижения предела выносливости за счет местных концентраторов — галтелей, выточек, поперечных отверстий, шпоночных пазов (эффективный коэффициент концентрации напряжений); Kd — коэффициент влияния абсолютных размеров; KF — коэффициент влияния обработки поверхности; Кv — коэффициент упрочнения поверхности; значения перечисленных коэффициентов приведены в специальной литературе. Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения
.
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности 1,6...2,5. Расчет осей ведут только на изгиб: при расчете неподвижных осей принимают изменения напряжений по отнулевому циклу, при расчете подвижных — по симметричному. 3. Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений ,
где МИ — суммарный изгибающий момент, геометрическая сумма изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
.
Условие сопротивления усталости
, где — эквивалентные напряжения в сечении; Мэкв — эквивалентный момент в сечении; d — диаметр вала в сечении; [σ–1и] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений. В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом. В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы.
Задача 2. Вал с маховиком, вращающийся со скоростью n=1600 об/мин, после включения тормоза останавливается, сделав n1=5 оборотов. Вычислить диаметр вала, принимая максимальное касательное напряжение, возникающее в вале при торможении, = 80 МПа. Момент инерции маховика J = 70 кГм2. Силу торможения принять постоянной и движение вала равнозамедленным. Момент инерции вала не учитывать. Вычислить силу торможения, принимая коэффициент трения между тормозной колодкой и маховиком f = 0,33. Потерями на трение в подшипниках вала пренебречь. Вычислить контактное напряжение между колодкой тормоза и маховиком, принимая размер b=120 мм и высоту тормозной колодки 170 мм. Диаметр маховика D= 400 мм.
Порядок решения: По условиям задачи вращение вала в процессе остановки является равнозамедленным. Начальная угловая скорость вала . Конечная угловая скорость вала . Угловое ускорение вала , где – угол поворота вала по заданию. Крутящий момент, приложенный к валу силами инерции . Напряжение кручения в сечениях вала, нагруженных данным моментом Отсюда искомый диаметр вала где – полярный момент сопротивления сечения вала. Уравнение движения вала в период торможения запишется в виде , т.е. кинетическая энергия вращения вала будет затрачена на работу сил трения. Момент сил трения . Из совместного решения уравнений Контактное напряжение на поверхности колодки
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|