М. Дымов «Дети пишут Богу»⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Эта глава о тех родителях, людях, которые смогли сделать все то, о чем я пишу в этой книге. Конечно, о всего лишь некоторых из них. У этих, очень уважаемых мною взрослых, нашлось достаточно мужества начать смотреть на свою жизнь, изучая, радуясь, ужасаясь, горюя над всем тем, что им открылось. Это помогло им лучше понимать самих себя, свои модели, окружающих их людей и, конечно, своих детей. И жизнь этих детей переменилась, хотя большинство из них даже не посещали психолога. Мы «всего лишь» попытались разобраться с прошлым их родителей, которое так влияло на их настоящее и будущее. Ей было трудно довериться мне. Не уверена, что и сейчас доверяет, несмотря на то, что мы знакомы уже около трех лет. Три года! Небольшая цифра, а кажется, что знаем друг друга так давно... Так много уже пройдено вместе! Итак, она не доверяла никому, и мне в том числе. Я была уверена, что у нее есть на это основания. Кто я для нее? Малоизвестный человек. Ну слышала обо мне, ну книжки читала. Ну и что? Кому она может доверить все то, что у нее на душе, все то, что никому в течение жизни нельзя было доверить, то, что, по большому счету, никогда никого не интересовало? Ей очень рано пришлось понять, что ее жизнь — только в ее руках, что, какой она будет, зависит только от нее. Поэтому к своим сорока годам она не только не доверяющий, но и гиперответственный, контролирующий взрослый. У нее муж и трое детей, и все они нуждаются в ее руководстве, организации и поддержке. Она очень беспокоится о своих детях, ее переживания каждодневны, всепроникающи, сильны. Хотя сами дети не дают для этого никаких оснований. Они вполне счастливы: учатся, ходят в садик, ссорятся, мирятся, играют. Она сделала для них, наверное, даже больше того, что могла бы иная мать: у них большой дом, в котором у каждого есть по комнате, лучшие детские садики и школа, много ее внимания и заботы. Но ей страшно, почти каждый день, почти каждую минуту, хотя признаваться в этом, с одной стороны, невыносимо, а с другой — хочется разделить свои страхи хоть с кем-то. Ей страшно, что ее детей может кто-то унизить или обидеть, и тогда они будут психологически ранены или покалечены, будут беспомощны, раздавлены тем, что с ними произойдет. Все это, конечно, случилось с ней в ее детстве. Поскольку, если б не так, она не могла бы этого так бояться. Она была младшим ребенком в семье, мама родила ее, когда старшей сестре было уже десять, и мама, со свойственной тем временам безответственностью в этом вопросе, поручила уход за ней старшей сестре. Та была, естественно, не только не рада, но и, не сильно скрывая это, ненавидела свою младшую сестру за изменившуюся теперь жизнь. Как может воспитывать одна маленькая девочка, желающая гулять, играть с подружками, которой еще надо учиться, делать уроки, другую, еще более маленькую девочку? Окриками, приказаниями, возмущением и даже рукоприкладством, если та чего-то хочет или не слушается, отвлекая ее от взрослых и детских дел. Она, конечно, кормит и спать укладывает. Но как она это делает, будучи сама внезапно повзрослевшей, когда самой еще так хочется оставаться просто девчонкой ? К тому же папа уходит из семьи, мама остается одна, и ее становится еще меньше в жизни обеих сестер. Любви в семье от этого не прибавляется. Когда старшей было всего шестнадцать лет, и они были вынуждены жить вдвоем с сестрой в незнакомом городе, та и кормить ее почти перестала, копила деньги на новые джинсы. Живя в атмосфере постоянного недовольства сестры и возможности получить от нее отнюдь не заботу и радость за любое проявление себя, моя клиентка усвоила от мира простое послание: «Ты должна быть тише воды, ниже травы, никого не беспокоить, ничего не хотеть. При этом, если чего-то хочешь, добивайся этого сама, никто тебе не поможет. Наоборот, будь начеку, поскольку угрожающий тебе мир в любой момент готов обрушиться на тебя с недовольством, окриком, унижением». Совсем не проявляться — изначально было не в ее характере, поэтому каждое проявление себя сопровождалось страхом того, что сейчас она будет раскритикована, растоптана, застыжена, обвинена. Только одним способом можно было хоть как-то спастись от этих последствий: стать очень контролирующей, безупречной, совершенной. На это уходило много сил. Она всю жизнь жила в напряжении и ожидании всего вышеперечисленного и, конечно, временами получала от мира все то, чего так боялась. Ведь совершенство невозможно... Ее сверхтребования к себе неизбежно выливались в сверхтребования к окружающим: мужу, детям, маме. И тогда она волей-неволей превращалась в Тирана и приходила в ужас от этого, потому что больше всего на свете она боялась уподобиться тому, от чего так страдала. Второй ее страх, еще более безотчетный и неотвязный, появился с рождением детей. Ей было страшно оказаться для них плохой матерью: недостаточно ответственной, предусмотрительной, заботливой, взрослой, охраняющей. Ведь причиной ее детских страданий было отсутствие у нее именно такой матери, и она, хлебнув этого горя сполна, ни за что не хотела бы такого своим детям. И потому ответственный, за всем следящий взрослый занял в ее психике главенствующее место. Не давая себе права расслабиться, повеселиться, отдаться потоку, чувствам, проявлению спонтанности, загнав своего «внутреннего ребенка» в тюрьму, она с трудно скрываемым раздражением и недовольством воспринимала любое проявление детскости, даже у своих детей, особенно у старшего, который уже ходил в школу. Каждый божий день она жила в напряженном конфликте с собой: как засадить его за уроки, нагрузить «полезной», небессмысленной деятельностью, что требовала от нее роль Тирана, и тем, чтобы быть хорошей, любящей матерью, которая хочет, чтобы у ее мальчика было детство. Этот конфликт, не могущий тогда разрешиться, делал ее несовершенной, а значит, находящейся под прицелом чьего-то недовольства и обвинения, и прежде всего, конечно, своего собственного. Нам много еще чего пришлось обнаружить и пережить в процессе нашей совместной работы. Еще много ниточек узора на ковре ее жизни рассмотреть и распутать, чтобы она смогла больше доверять своему старшему ребенку в том, что он сам организует свое время и свою учебу, чтобы ей меньше пришлось беспокоиться за младших, чтобы доверить и мужу участие в жизни их детей, а самой заняться собственной жизнью и собственной реализацией, по возможности — без привычных, тотальных и мучительных чувств: так хорошо знакомых ей вины и страха. Он пришел ко мне, когда у его сына появились проблемы со школой. Или у школы проблемы с ним, сначала было трудно понять. Но восьмилетний ребенок отказывался посещать это заведение, а родители не могли уговорить его это сделать. Чего только не пробовали, ничего не помогало, даже школу другую нашли, но проблемы все оставались. Дело в том, что оба родителя этого мальчика в своем детском прошлом — травматики; не желая наносить травму своему ребенку, они не могли поставить ему твердой границы («в школу ходить нужно»), отправляя его туда с трепещущим от беспокойства сердцем, что мальчик, конечно, чувствовал, и это не помогало ему преодолевать и так присущее многим детям нежелание идти туда, где трудно и не всегда интересно. С ребятками он быстро находил общий язык, поучился не очень хорошо, скорее, находясь в отстающих. Домашние задания, которые он делал под папиным руководством, давались ему с не меньшими мучениями, чем сами походы в школу. Маму я знала мало, виделись лишь на одной консультации. Поскольку для разбирательства со своей жизнью у нее был свой психолог, то со своим прошлым наследием она разбиралась у него. А папа несколько лет назад был моим клиентом, поэтому разматывать нити своего прошлого остался у меня. Он тоже в детстве ненавидел школу, воспринимал ее как наказание, длиною в десять лет, которое надо отбыть. Тоже, скорее, пребывал в числе тех, кто «ниже среднего» по знаниям, но учителя всегда про него говорили: «такой, в общем, потенциально способный мальчик». А у него часто болела голова, то ли пытался «закосить» от школы, то ли хотелось маминого внимания, он ведь был третьим, самым младшим ребенком в семье. Он поначалу даже не может вспомнить никаких особенно травматичных событий или очевидных неприятных происшествий в своем детстве. Просто «мой отец был все время мною разочарован, всегда, сколько я себя помню». Это даже не кажется ему тяжелым, подумаешь, самый важный человек в его жизни, каким всегда, так или иначе, является для мальчика отец, им разочарован. · Ну да, а еще лет в девять или десять я пытался покончить с собой. Наглотался таблеток от кашля, — улыбается он, — они были такие зелененькие, и мне показалось, что они и есть самые вредные, ядовитые, вот и выпил десять штук. Я ж не знал, какими надо травиться, а спросить было не у кого. Ничего такого мне не было после этого, так... расстройство желудка и только. Никто про это так и не узнал. Меня ужасает, что он говорит об этом так шутя, так иронизируя над своей детской наивностью. · Послушай, но ведь для того, чтобы ребенок в таком возрасте решил свести счеты с жизнью, он должен находиться в совершенном отчаянии, в полном тупике! Дети в таком возрасте не играют в смерть, это им, к сожалению, приходит в голову в более позднем, подростковом возрасте. Но в девять — это надо быть очень отчаявшимся, запутавшимся и одиноким! Безусловно, что в его девять лет он и был таким. Постепенно мы стали разматывать, нить за нитью, все его прошлое, которое сделало его именно тем, кем он предстал передо мной: красивый, умный тридцатисемилетний мужчина, сменивший несколько профессий, однозначно «потенциально способный», но абсолютно не верящий в себя, с больной спиной, делающей его полуинвалидом, с нежеланием и невозможностью искать себе еще одну работу, и потому сидящий дома, помогающий сыну делать уроки. Ему уже больше года напряженно смотрят в спину все его близкие: «ну когда уже ты возьмешься за ум и выйдешь на работу ?», и они уже почти готовы смириться, разочароваться. Он никогда не принадлежал себе, потому что не знал себя. Все детство — в тисках тотальной разочарованности отца, опеки контролирующе-заботливой, но совсем не понимающей его матери, упоенно делающей из него «хорошего мальчика», и ревности сестер, унижениями и подставами стремящихся показать матери, кого ей на самом деле нужно любить. Он всегда делал, что нужно, но никогда то, что хотел. Потому что понятия не имел, что хочет. Знал только, как быть таким, чтобы выжить в его семье. И сейчас его жизнь зашла в такой тупик, в котором заниматься своей жизнью не было ни сил, ни желания, ни надежды. Проще было заниматься своим ребенком, пусть хоть у него не будет этих проблем. Выходить из депрессии, искать работу?А смысл? Если все закончится тем же, что и раньше, он устанет от всего, поменяет работу и будет там снова пытаться делать то, что от него ждут, будет делать вид, что ему не тревожно и не страшно не оправдывать их ожиданий. Прошел год наших с ним встреч. На работу он по-прежнему так пока и не вышел, все еще не решил, чем ему стоит заняться. ЕМУ, а не тому «хорошему мальчику», что был прежде. Понимать себя стал значительно лучше, спина болит все реже, депрессивных настроений все меньше, появилось ощущение, что хоть как-то управляет своей жизнью. Хотя по-прежнему, когда мы смотрим на его изменения, скорее разочарован собой, чем доволен (не так-то просто отмахнуться от отцовского наследия!). Но зато сын ходит в школу без всяких уговоров и скандалов, и уроки сам делает, да и с границами у них в семье лучше стало, больше честности, уважения, понимания. Никто не ждет от жизни бед, трудностей и страданий. Она тоже не ждала (так ей, во всяком случае, казалось). Но трудностей и страданий в ее жизни всегда было достаточно, а вот беда пришла, как всегда это бывает, незванно и негаданно, ударив по самому больному — по ребенку. Ему, малышу, было-то тогда еще меньше месяца от роду, как приступ внезапных судорог перевернул всю их жизнь, заставив врачей говорить о нем теперь постоянно с частичкой «не». Не сможет, не достаточно, недоразвитие, и так далее. Это беда. Для любой матери. Для нее, матери-одиночки с еще одним, шестилетним ребенком, беда еще большая. Потому что одна, потому что почти без поддержки, потому что все сама. Отец мальчика, которого она так любила, пообещал не бросать, приезжал, навещал, помогал, чем мог. Не мог только одного: разрешить свою бесконечно запутанную жизнь и быть с ними. Не мог, не хотел, не был способен. Кто ж его знает... Только мучились они оба. И в его присутствии ребенок часто плакал, отказывался есть, когда его пытался накормить редко приходящий папа. Она пришла ко мне, когда малышу было уже три месяца. Изможденная, напряженная, но серьезная, готовая разбираться со своей жизнью во что бы то ни стало. Видимо, какой-то частью своего сознания понимала, что ей нужно выжить, ведь у нее двое детей, один из которых серьезно болен: угроза судорог все время сохраняется, а последствия тех, что уже были, настолько серьезны, что он, скорее всего, не будет таким, как все дети. Конечно, особенно тогда все ее силы были брошены на малыша: врачи, массажисты, специалисты, лечение, специальный уход. Она вызнавала любую новую информацию о том, что может ему помочь, слушала, анализировала, проверяла, пробовала. С первых же встреч я изумлялась тому, с каким спокойствием говорит она о его ограничениях, с какой готовностью принимает его страшный диагноз и все то, что ждет их впереди в связи с этим. Я удивлялась, обычно у матерей так много времени уходит на то, чтобы принять инвалидность или ограничения своего больного ребенка. А она так разумна и так включена. Не тратит силы на то, чтобы бороться с врачами, на сопротивление. Просто делает все, что нужно, отдавая себя всю. О ее тогдашнем спокойствии мы заговорили лишь год спустя, когда она, на очередном витке исследований себя, вдруг понимает, что всю жизнь ждала, что с ее ребенком будет что-то не так. Даже с первым, совершенно здоровым сыном она ждала беды и, когда второй ребенок заболел, она как будто поняла: свершилось. Что свершилось ? Откуда такое странное ожидание? — Я была уверена, что меня должны наказать. Я ждала наказания. За что ? Что должна была она совершить за свою не очень длинную жизнь, чтобы ожидать такого? Ничего особенного. «Все как у всех». Творческая семья: вечно гастролирующая, отсутствующая мама, в постоянных творческих муках, неудовлетворенный собой и этой жизнью пьющий отец. Насилия разного рода в их доме было предостаточно, защищенности — острый дефицит, заботу и любовь она помнит только от няни. Лишь только раз мама выступила в ее защиту, когда пришла договариваться в школу, чтобы она, почти год ее прогуливавшая, могла сдать какие-то экзамены и получить- таки аттестат. Она, получившая хоть сколько-то заботы и любви от няни и матери, всю жизнь искала в своей жизни «отца», такого, который бы защитил, признал, поддержал бы ее творческие таланты, которых у нее немерено. Поэтому она так упорно искала и находила призрак его в мужчинах, хоть немного интересовавшихся ею, хоть немного поддерживающих, хотя бы мимолетно заботящихся, и многое готова была отдать за то, чтобы они были рядом. Таким был и отец ее второго малыша. И отношения с ним, выматывающие своей невозможностью, забирали у нее много сил, а их и так было совсем чуть- чуть. Ей, и так всю жизнь привычно опиравшейся только на себя саму, так хотелось кого-то, кто разделил бы тяготы, проблемы или хотя бы жизнь. Кого-нибудь взрослого, мудрого, всезнающего и всегда готового к тому, чтобы принять какое-то трудное решение. Но мужчины, которых она выбирала, не хотели, а иногда и не могли быть ей отцами, хотя им иногда и нравилось немного покровительственно поиграть в эту роль. Но быть такими нет, не могли, да и не должны были быть, конечно. Чем сильнее, независимее она становилась от этого призрака отца, живущего в мужчине, которого она любила, тем легче становилось ее ребенку. Здоровье малыша постепенно улучшалось, приступы не возвращались, все больше появлялось признаков того, что он сможет стать таким, как все дети. Врачи и специалисты, которые знали его с самого первого приступа, изумлялись тому, каких невероятных успехов им с мамой удалось достичь. А самое главное, у нее появилось отчетливое и твердое намерение больше никогда в своей жизни не становиться жертвой чего бы то ни было. И я уверена, что ей это удастся. Эти истории, как и не один десяток других, которые я могла бы вам еще рассказать, говорят о том, что прошлое обладает огромной силой, но оно не всевластно. О том, что оно сделало нас такими, какие мы есть, но у нас все еще остается шанс сделать еще что-то со своей жизнью. Мы, взрослые, можем взять нашу жизнь в свои руки и хотя бы попытаться изменить в ней то, что нас не устраивает или калечит. Это в нашей власти. Нашим детям сложнее, многие из них пытаются, и многие могут, если им не мешать, а пытаться поддерживать, понимать и любить. Мы, взрослые, пока они маленькие, отвечаем за их настоящее в той же мере, в какой отвечаем за свое. А главным образом, зато, какие мы есть, и зато, что мы сделали со своим прошлым, каким бы оно ни было. Эти истории, как и вся книга, о том, что психотерапия — это не чудо, не волшебная таблетка и не мудрый совет, получив который можно все поправить. Это работа, кропотливая, трудная, рисковая, сродни археологии: ведь это поиски психологических фактов своей личной истории, извлечение из глубин прошлого причин, по которым мы стали именно такими, какими мы стали. Такое трудное, но такое необходимое последующее принятие и пересмотр обнаруженных сокровищ и «скелетов» постепенно открывает нам возможность ясно видеть самих себя и окружающий нас мир, и это позволит сделать нашу жизнь именно такой, какой мы ее выбираем. Когда им всего пять лет, больше всего на свете они любят задавать вопросы. Большинство детей размышляют о жизни значительно чаще и глубже, чем нам, взрослым, это кажется. Дети, с беспощадной честностью способные видеть «голого короля», будут ставить вас в тупик вопросами, на которые, вы, возможно, до сих пор не ответили себе сами. И тогда, скорее всего, вы будете избегать таких важных разговоров. Ваши дети постепенно перестанут вас спрашивать, но это еще не значит, что они перестанут об этом думать... Эта почти невыдуманная история — взрослым о детях и для детей, любящих задавать вопросы. Меня зовут Петр. Папа еще иногда называет меня «Петр Сергеевич». Мама — Петенькой, а бабушка — еще хлеще — Петушком! Ну, кому понравится, если его кто-то называет Петушком? Что в головах у этих взрослых? Мне подойдет, если вы будете звать меня Петром. Ну, Петр Сергеевич тоже можно. Мне пять лет, а это значит, что пять лет назад я родился. Я совсем не помню этого момента, но по рассказам взрослых, которые так любят вспоминать тот день, я доставил немало хлопот моей маме, а папа так спешил довезти маму до больницы, что поехал прямо в тапочках. Как выяснилось, он напрасно спешил. Я почему-то не торопился «выбираться наружу». Так они об этом рассказывают. Почему я так не хотел наружу, не знаю. Мама сказала, что это значит, что я не спешил попасть в этот мир. И, скорее всего потому, что в ее животе мне было и так очень даже хорошо. Ну, может быть, я не помню. С мамой и вправду всегда хорошо. Но против этого мира я тоже ничего не имею. Пока, во всяком случае, пока мне пять. Меня, правда, временами пугают школой, в которую я должен буду пойти, когда мне будет семь лет. Но это еще так не скоро, «дожить надо», как говорит бабушка. Не знаю пока, что я буду делать, если мир этот не будет меня устраивать. К маме в живот что-то не хочется. Когда я на него смотрю, мне не верится, что там может хоть кто-то поместиться, не то что я. Так что даже не знаю. Не нравится пока мне эта школа, так много они мне о ней говорят. Наверняка, ничего хорошего, раз у них при этом такие серьезные лица. А пока я живу хорошо. У меня самая красивая и добрая в мире мама, самый большой и сильный папа, самая беспокойная и говорливая бабушка, кот Ботокс, по прозвищу просто Ботя, и трехкомнатная квартира в Москве, что «само по себе уже роскошь» — любит говаривать папа. Хотя почему квартира — это роскошь, мне непонятно. Роскошь, по-моему, это всякие драгоценности. Анаша квартира — это наш дом. Все же где-то живут. Но папе виднее. Москва — это город, где я родился. Мама с папой в нем не родились. Мама приехала из Ульяновска, там родился и жил какой- то Ленин, видимо, очень был знаменитый в свое время. А папа из Томска, это в Сибири. Сибирь — это не город, а такая большая земля, где много лесов, рек и «рождаются самые крутые парни». Так папа всегда говорит, а мама улыбается. Она, наверное, про своего Ленина вспоминает, он ведь тоже, судя по всему, крутой парень был, раз даже по его фамилии город назвали. Хотя почему не Ленинск тогда? Наверное, Ленин — это его имя. Так вот, папа с мамой познакомились в Москве, в университете. С тех пор здесь живут, потом и бабушку из Ульяновска сюда привезли. Здесь «учителям больше платят». Она — учительница. Вот она-то меня больше всего школой и пугает. Зачем тогда там сама работает, не понимаю, если там так страшно. Но, может, учительницам не так страшно, а только детям. У меня еще есть бабушка с дедушкой, но они далеко, в Томске, и я их мало видел. Только когда они приезжали к нам в Москву. Я их плохо запомнил. Это было, когда мне было три года, то есть очень-очень давно. Еще я вам должен рассказать о нашем Боте. Это очень хороший кот. Он весь черный, и только на мордочке у него есть беленькие полосочки на лбу. За это его папа и назвал Ботоксом. Почему, не знаю. «Ботя» звучит лучше, к тому же больше ему подходит, потому что он добрый, любит урчать и всегда спит у меня в ногах. У нас у каждого своя работа, у всех, кроме мамы. Папа работает в офисе, бабушка в школе, а я в детском саду. Мама сначала «сидела» со мной, а теперь, когда я остаюсь в детском саду уже на полный день, будет искать работу. Вот только, по-моему, ей не очень хочется, потому что, когда она говорит про работу, у нее появляется морщинка на лбу и вид становится серьезный и немного грустный. Немного расскажу вам о своей работе. Детский сад — это место, где много детей. Их приводят туда родители потому, что им надо выходить на свою работу, а детей девать некуда, вот они и приводят их сюда поработать. Здесь нас собирают в кучу, в группы. Наша группа называется «ежики». Ежиком быть, конечно, не очень приятно, но не так уж и плохо. Потому что те, кто гуляет с нами на соседней площадке, вообще «зайчики». Ежики как-то солиднее, что ли. У нас на шкафчиках, где висит наша одежда, у всех ежики нарисованы, у кого-то ежик веселый, у кого-то с листочком, у кого- то с грибочком. На моем шкафчике ежик с яблоком — большим и красным. Мне нравится, я яблоки люблю. И мой ежик, наверное, тоже. Из неживых животных, игрушечных, я больше всего люблю крокодила. Он большой, длинный, зеленый и мягкий. У него большая пасть, на ней нарисованы зубы, но он не кусается. Наверное, потому, что я с ним хорошо обращаюсь. Из живых животных мне больше всех нравится наш Ботя, я уже рассказал вам почему. Вы бы тоже его полюбили, потому что он кот очень добрый и с «достоинством барона» — так обычно восхищенно говорит о нем мама. Не знаю, как насчет достоинства, но добрый и очень мягкий — это точно. Из неживых, игрушечных я больше всего не люблю синюю собачку в мягких кудряшках, мне ее бабушка подарила. Она такая глупая и синяя! И вид у нее дурацкий и несчастный, и кудряшки эти! Бррр! Кто только придумывает таких собак! Никогда таких не видел. Она еще и противно скулит, если ей нажать на пузо. Моя мама, после того как застилает мне кровать, всегда кладет ее мне на подушку, хотя отлично знает, что сплю я всегда с крокодилом. Я ее один раз даже на шкаф закинул, думал, может тогда перестанут мне ставить ее перед носом. И что вы думаете? С утра она снова была на своем месте! Мне к ней даже прикасаться неприятно, поэтому перед сном я обычно беру ее за краешек уха и швыряю в другой угол куда-подальше, вытаскиваю крокодила из шкафа и ложусь. И почему мама всегда его прячет в шкаф? Так вот, про мою работу. Что-то я отвлекся. Когда мама впервые сказала мне, что мы пойдем в детский сад, я не был против. Дома уже давно стало все скучно, лето закончилось, все время шли дожди, не погулять даже. Мы почти все время были с мамой одни, она что-то все время делала на кухне, а я играл. Играть одному хорошо, но скучно. А мама не умела со мной играть. Когда она брала в руки машинку, то почему-то начинала говорить как будто за нее каким-то неестественным писклявым голоском. Приходилось ей подыгрывать, что поделаешь, мама же, и я ее люблю. И наши с ней машинки вместо гонок и приключений должны были все время совершать какие-то добрые дела, и тогда у меня возникали сложные чувства. Мне очень хотелось, чтобы мама подольше оставалась со мной и не убегала на свою кухню готовить обед под звуки дурацких сериалов. А с другой стороны, мне хотелось ее пожалеть, такая вымученная у нас получалась игра, и так по-дурацки вели себя эти машинки. Но мама так старалась, не мог же я ее обидеть. К тому же она такая взрослая. Не объяснять же мне ей, как ведут себя настоящие гоночные машинки. Так вот, когда мама повела меня в детский сад, она перво-наперво сказала, что там будет много новых игрушек, хороших ребяток и что мне будет там очень весело. Так все и было, пока я не понял, что мама куда-то ушла. Одно дело, когда так много всего интересного, но ты точно знаешь, что мама рядом. Другое дело, когда она ушла, и ты не знаешь, вернется она или нет. Это ж, сами понимаете, страшно. Вот я и заревел, да погромче, чтобы мама услышала, если она недалеко ушла. Раньше в песочнице это всегда помогало. Ко мне тут же подскочили тетеньки и стали говорить, что мама скоро вернется и что не надо так плакать. Но почему я им должен был верить? Я же их совсем не знаю, хоть мама и говорила мне, как их зовут. И почему плакать надо перестать, если страшно? Я даже бросился было к двери, вдруг мама просто вышла, я ее догоню, и мы сможем пойти домой. Но меня поймали и, на что-то уговаривая, снова привели к игрушкам. Как будто мне захочется сейчас забыть про маму и поиграть! Я уже было стал уставать плакать, потому что понял, что мама меня не услышит и не спасет, как ко мне подошла девочка, чем-то похожая на Мальвину из маминой старой книжки про Буратино, и сказала: · Хватит реветь, твоя мама придет, но потом. Здесь все мамы приходят, но не сразу. Сначала ты побудешь здесь несколько часов, и тебя заберут. А потом останешься до обеда, потом будешь оставаться с нами спать. Я здесь давно, а ты — новенький. Мальвине, на самом деле ее зовут Даша, я поверил. Потому что она понимала, что я реву потому, что боюсь, что мама больше не придет за мной. Я сразу понял, что надо с Дашей дружить, потому что она здесь давно и знает, как здесь все устроено. Мама, как и сказала мне Даша, все-таки пришла за мной. У нее был беспокойно-радостный вид. Я вцепился в нее и не мог никак оторваться, потому что боялся, что она снова куда-то исчезнет. · Тебе понравился детский сад, ведь правда? — спросила она меня опять этим неестественным голоском, когда мы шли домой. · Совсем даже нет, — ответил я. Я решил быть с ней правдив и не беречь ее, понимая, какого ответа она от меня ждала. Я был на нее обижен. Она не предупредила меня, что оставит меня там. И это было нехорошо. Если бы она меня предупредила, я бы все равно не захотел остаться, но, по крайней мере, это было бы честно. Мы же «близкие люди», так она сама любила повторять. Так вот разве близкие люди так поступают? · Но ты ведь еще пойдешь туда завтра, правда? — пытаясь казаться бодрой и воодушевленной, снова спросила она. · Если только ты там останешься со мной. · Но я не могу! Там нельзя оставаться мамам. Послушай, там же много ребяток и добрые тети-воспитательницы. Ты быстро привыкнешь, и тебе там будет очень интересно и весело! — снова она принялась рекламировать этот дурацкий садик. · Ничего мне там не весело, — угрюмо ответил я, твердо приняв решение завтра ни в какой садик не ходить и маму никуда не отпускать, чтобы мне там ни говорили. Я ревел в этом детском саду еще три дня подряд, но мама все равно уходила, а я оставался. Хуже всего было то, с каким лицом мама уходила, будто оставляет меня в клетке с тиграми, и я, конечно, не хотел там быть без нее. Как-то вечером папа вернулся с работы пораньше, еще до того, как меня стали уговаривать ложиться спать. И мама, шепнув ему «поговори с ним», впихнула его в мою комнату. Папа немного помялся на пороге, но потом шагнул ко мне, подошел к моему столу и, положив мне руку на плечо, почему-то преувеличенно бодро спросил: · Ну, Петр Сергеевич, как дела? Чем занят? · Рисую вот бомболет, разве не видишь? Вот тут у него двигатели, вот крылья, они большие должны быть, потому что бомбы тяжелые, вот отсюда бомбы валятся. Бдж! И прямо вниз! Бдж! · Интересно... — рассеянно сказал папа, — Петр, я должен с тобой серьезно поговорить. · Бдж! Бдж! — продолжал я, ведь если люк у бомболета открылся, то бомбы оттуда валятся до тех пор, пока все не вылетят. Уж папа-то должен это понимать. · Петр, послушай меня. · Бдж! Бдж! · Петр, прекрати сейчас же! У меня к тебе мужской разговор. Я расстрелял последние бомбы, сказав еще несколько раз «Бдж!», но уже одними губами, чтобы его это так не злило, и приготовился слушать. Такое начало разговора обычно не сулило мне ничего хорошего. · Понимаешь, Петр, в жизни каждого мужчины наступает пора, когда ему приходится выполнять некоторые обязательства. · А обязательства — это что, пап? · Обязательства — это когда ты должен что-то делать, даже если ты этого не хочешь или тебе это совсем не нравится. · И зачем же наступает такая пора? Зачем делать то, что не нравится? Кто это такое придумал? · Ну... так принято, понимаешь? · Кем принято, пап? Что за люди приняли такое странное правило? Почему бы им не принять такое, чтобы какая бы пора ни наступила, делать все равно только то, что интересно, что нравится? · Это невозможно, Петр. Вот я хожу же на работу, несмотря на то, что ходить туда мне совсем не хочется. · А зачем тогда ты это делаешь, папа? · Вот из-за этих самых обязательств. Чтобы у всех нас были деньги, которые мне там платят. На эти деньги мы можем покупать еду и тебе игрушки. · А если мы станем меньше есть, ты будешь тогда меньше ходить на работу? Мне не нравится, что ты должен делать то, что тебе совсем не хочется. И игрушек мне столько не нужно, смотри, их у меня и так полно. · Нет, сын, я не смогу ходить меньше. · Но почему? · Потому что это моя работа! · А бывают такие работы, на которых работать нравиться, но деньги все равно платят? · Бывает, наверное... · И почему бы тебе тогда не пойти на такую? — я уже стал всерьез жалеть папу, я и не знал, что у него так плохо обстоят дела. · Это все сложно... И мы сейчас не об этом. · Да, мы об обязательствах! — я был горд тем, что запомнил такое сложное слово, хотя оно мне совсем и не нравилось. · Да, о них. Так вот, сын, теперь детский сад — это твоя работа. · Ухты! А мне много за нее будут денег давать? · ??? · Ну, ты сказал, что за обязательства, за работу тебе платят. Я и спрашиваю, а мне много будут платить? Может, нам тогда всем хватит, и тебе не надо будет ходить туда, куда ты не хочешь? · ... Да, сын, это было бы неплохо. Но, видимо, не сейчас. Пока тебе будут платить немного, ты же начинающий, но потом, может быть... · Вот так я оказался на работе. Так и не знаю, сколько мне платят. Когда я пытался спросить об этом у Дашки, она почему-то ответила: · Ты что, идиот? И я понял, что это, наверное, какой-то неприличный вопрос. Потому что взрослые часто ведут себя странно, когда заговаривают о деньгах. Я и подумал, что, наверное, деньги — это немного стыдная вещь. Я после этого разговора с папой как-то смирился с этим детским садом, но вовсе даже не из-за этих дурацких обязательств, а из-за того, что там Дашка. Я такой умной девчонки никогда не видел. Думаю, что Дашка знает все. Иногда мне кажется, что Дашка знает даже больше, чем мама. Потому что на некоторые мои вопросы мама не знает, как отвечать, она просто смотрит на меня таким странным взглядом, что мне начинает казаться, что я говорю что-то совсем не то. Я вот все думаю иногда, как объяснить, кем я работаю, ну, если вдруг кто-то спросит. Взрослые же часто друг друга спрашивают об этом. Вот что мне тогда ответить? И я придумал, что я буду говорить, что работаю ребенком в группе ежиков. Работать ребенком в детском саду — это вовсе даже не простая работа, что бы вы там себе ни думали. Во-первых, надо все время слушаться, а от этого очень устаешь. Во-вторых, надо все делать по расписанию: спать, когда не хочется, есть то, что не любишь. Занятия там всякие, и там опять делай, что скажут. Вот хоть раз бы сказали: «Дети, все рисуем бомболет. Кто круче всех нарисует, тот и молодец». Ничего подобного. Рисуем дурацких бабочек, домики, лес, осень. Ну, кому это все интересно! И хуже всего — утренники ко всяким праздникам. Я у Дашки спрашиваю перед Новым годом: · Они что, и вправду заставят нас зайчиками одеться, и мы должны будем, как сумасшедшие, под елочкой плясать? · Конечно, и будешь плясать, как миленький. Еще и заставят стишок выучить, будешь его Деду Морозу зачитывать, он тебе за это подарок даст. · Зачем они это делают? Зачем нам надо будет зайцев из себя корчить? · Зачем, зачем? Потому что праздник такой. Они думают, что нам от этого весело. · А если нам не весело, мы можем тогда в зайцев не одеваться? Или это наше обязательство? · Чего? Нет, я думаю, что не можем. · Значит, обязательство. Да, работать — это и вправду тяжело, я стал понимать папу. Надеюсь, что мне все-таки платят за это достаточно. Хотя иногда у меня есть на этот счет подозрения, ведь маме все-таки пришлось выходить на работу, и не похоже, что ей это нравится. Какая все- таки дурацкая вещь, эти обязательства! Я очень рад тому, что у меня есть Дашка. Мы с ней большие друзья. Хотя за это мне пришлось побороться. Даже к папе пришлось обращаться как мужчина к мужчине. Как-то в воскресенье, когда он после утренних бабушкиных блинов (а у нас с утра в воскресенье всегда блины бабушка печет — вкусные!) лежал на диване с пультом от телевизора в руках, я подошел к нему с важным вопросом, понимая, что момент сейчас подходящий. · Пап, мне нужно поговорить с тобой по важному вопросу как мужчина с мужчиной. Пойдем выйдем, — я не хотел говорить при маме и бабушке, и они все почему-то разулыбались, хотя дело-то было серьезное. · Понимаешь, — начал я, когда мы удалились с ним в мою комнату и закрыли за собой дверь, — я не знаю, что делать. У меня в садике, ну ты знаешь, есть Дашка. Она — мой друг. Но с ней всегда за едой сидит этот противный Эдик Трохин. Он же с ней и играл всегда, пока я не пришел. И вот теперь, когда мы с Дашкой стали такие друзья, этот Эдик все время у нас под ногами болтается. И за едой с ней по-прежнему сидит. Хотя все уже знают, что я самый главный Дашкин друг. Как бы мне этого Эдика — того. · «Того» это чего? — оторопело спросил папа. · Ну, сделать так, чтобы он с ней не сидел и не лез к нам играть, а то он лезет всегда. И Дашка почти всегда соглашается его взять в игру. Не нужен нам этот Эдик, ты же понимаешь. Он такой противный, все время нюнит. · Понимаю, сын. Эдик не нужен... — задумчиво уставился он прямо в шкаф. · Ну, так что, пап? Что скажешь? · Что тут скажешь, Петр. Придется тебе заявить о своих намерениях. Скажи ему твердо, что теперь ты хочешь сидеть рядом с Дашей. · А вдруг он не согласиться, что тогда? · Тогда будь упорным и не уступай. Мужчина должен быть тверд в своих намерениях. Я согласился с папой, хотя и не очень понял, что это значит. Но мне показалось, что спрашивать его еще раз будет как-то по-детски, а не по-мужски, и не спросил. Я решил, что, скорее всего, быть «твердым в своих намерениях» — это значит, что надо первым занять стул возле Дашки и не сходить с него ни за что, пока обед не закончится. После завтрака я подошел к нашей нянечке Ниневанне и попросился в помощники. Она аж прямо расцвела вся, и я ее понимаю, ведь в помощники обычно рвутся только девчонки. А тут я. Конечно, она согласилась. И я понял, что шансы у меня есть. Раз я помогаю накрывать на стол, значит, я первым смогу занять место возле Дашки. До обеда я переживал, у меня аж под коленками что-то дрожало. Наверное, сердце в пятки рвалось. Так иногда говорят о тех, кто сильно напугался: «сердце в пятках». Вот и мое, наверное, в пятки рвалось, да под коленками задерживалось, у меня, наверное, там место слишком узкое, сердце не пролазит. Сначала все шло по плану. Я разложил, как надо, ложки и вилки, расставил стаканы с компотом и уселся на намеченное место. Дашка подошла к своему стулу и уставилась на меня удивленно: · Ты чего, Синельников? Тут же Трохин всегда сидел. · Ну, сидел, а теперь я сижу. · Ну, смотри, Синельников, влетит тебе. Шел бы ты лучше на свой стул. В этот момент подошел и Трохин. Надув свои толстые губы и постояв возле меня всего секундочку, он вдруг скривил свой рот и как завопит: · Светлана Сергеевна, а чего Синельников на мой стул уселся? · Петр, чего ты здесь? — подскочила ко мне Светлана Сергеевна, как ужаленная. · Я теперь буду здесь сидеть. · И почему же это? · Потому, что у меня твердые намерения. · Ну да, конечно, намерения у тебя. После обеда сиди на здоровье. Там будет у нас пять минут перед сном, вот и сиди себе, пожалуйста, а сейчас будь добр, отправляйся на свое место. · Понял? — торжествующе посмотрел на меня этот противный Эдик. Лучше бы он этого не делал. Потому что от его взгляда мои намерения стали только еще тверже. Я прямо-таки прирос к стулу. · Ну, что же ты ждешь? Вставай! Давай, Синельников. А вы, ребята, быстренько все начинаем кушать. Звездунов, не кидайся хлебом! Сколько раз говорить? · Я не встану, — мне было страшно, я ведь в садике, в общем- то, всегда был послушный, но сегодня я решил делать то, что мне папа сказал. · Так, давай поднимайся, — Светлана Сергеевна начала поднимать меня, но я намертво вцепился в стул, — Ну что мне с тобой делать? Эдик, видимо, понял, что моя победа близка, занюнил вдруг как девчонка: · Я есть хочу, а он на моем стуле сидит! Я всегда здесь сидел, еще давно. А он недавно пришел и на мой стул садится. Я есть хочу- у-у-у, ну Светла-а-а-а-на Сергеевна-а-а. Та тут почему-то испугалась и как давай меня дергать вверх. А я как крутанусь, ну тут все и попадало: сначала стакан с компотом упал в суп, потом суп весь разлился, потом второе куда-то поехало. В общем, бедлам. Все кончилось тем, что прямо на этом стуле меня и посадили в угол в раздевалке, а мой обед достался Трохину. Потом почти каждый из группы иногда туда выбегал и дразнил меня, и только Дашка сказала: · Я же говорила, не связывайся с Трохиным. Его мама дружит со Светланой Сергеевной, она ей массаж лица бесплатно делает. Но это еще ладно, вечером, когда за мной пришла бабушка, ей все было рассказано и показано в лицах, даже Эдик вышел в раздевалку, чтобы похныкать и пожаловаться. Конечно, потом всю дорогу домой она ругала меня и дергала мою руку, видимо проверяла, насколько я все понял и сильно ли мне стыдно. Не знаю уж, что она рассказала маме, но та весь вечер потом выглядела очень огорченной. Особенно после того, как они поругались с бабушкой на кухне. Та за закрытой дверью почему-то все повторяла одну и ту же фразу: «Все твое воспитание! Разбаловала! Вот и вырастила бандита!» Но я же не бандит. И воспитание у меня хорошее, мамино. Чьему ж еще быть? И почему взрослые думают, что если они закрыли дверь в кухне, но орут там как резаные, то мне ничего не слышно. Вот уж чудаки! Наутро по дороге в садик мама все больше молчала, и я, как ни старался рассмешить ее, все никак не мог. Уже заведя меня в раздевалку, она села передо мной на корточки, и сказала серьезно: · Петенька, я прошу тебя, веди себя хорошо. · Я всегда веду себя хорошо, мам. · Не всегда. Вот вчера видишь, что вышло. · Так я не виноват. У меня были просто твердые намерения, а они сами, когда отдирать меня стали от стула, все и посыпалось. Я хорошо себя вел, мам. · Но ты не слушал воспитателя, а его надо слушать. Если она тебе сказала, что надо сесть на свое место, значит надо сесть и все. · Я не мог сесть на место. В этом был весь смысл. · Петенька, я на работу опаздываю. Я просто прошу тебя, веди себя хорошо, слушай воспитателей, вот и все. Пока, сынок, я побежала. За тобой сегодня снова бабушка придет, я не успеваю. Вот как быть с этими взрослыми? Но зато Дашка сказала, что я ей все равно друг, даже если не сижу с ней рядом на обеде. Пришлось пока смириться с этим Трохиным. Но при случае он у меня еще получит! Ненавижу таких нюнь. Вот я никогда не нюню. Если что не по мне, так я просто ору погромче, как тогда у зубного. Мне это кажется больше по-мужски, чем нюнить. Кстати о зубных. Вот работа, я вам скажу, хуже еще, чем моя! Вот я думаю, сколько же им платят за такие ужасные обязательства — детей мучить? Наверное, эти зубные очень богатые люди. И все-таки непонятно, кто соглашается на такую работу? Я вот к этому зубному ни за что идти не хотел. Ну болел у меня зуб, ну и что. Я как чувствовал, что добром это не кончится. Уговорили только потому, что мама пообещала меня тогда из сада забрать сразу после обеда. И еще сказала, что у меня день рождения скоро, а я с больным зубом не смогу есть ни торта, ни конфет. Я как представил себе, что придут гости и станут мой торт есть, а я только смотри на них да завидуй, так и согласился. Но по дороге, когда мама мне стала говорить: «Это совсем не больно. Дядя твой зубик только посмотрит, пломбочку поставит, и все. Очень быстро и совсем не больно. Вот увидишь». — Вот тог-да-то я и заподозрил неладное. Когда мама со мной говорит таким голосом, добра не жди. У меня под коленками опять сердце забилось. Я стал спотыкаться и два раза даже упал, правда, было очень скользко. Но я все-таки ей поверил. Я привык верить маме. Когда мы зашли в этот кабинет и я увидел это страшное кресло, и лампы, и какие-то железячки, и воняло там чем-то очень противно, я сразу развернулся и решил, что, пожалуй, пойду-ка я отсюда. Зубной сначала показался мне добрым, поэтому я решил быть с ним вежливым, поэтому сказал, открывая дверь: · Вы извините, я пойду, пусть лучше едят мой торт. Всего хорошего. Но мама почему-то схватила меня за руку и сказала: · Петр, прекрати. Мы должны вылечить твой зуб. Это не страшно, садись в кресло и дай доктору тебя осмотреть. Что меня осматривать, меня и возле дверей хорошо видно! Но мама потащила меня к креслу, а доктор так противно заулыбался и сказал: · Ты же будущий мужчина, молодой человек, давай-ка забирайся сюда. Вот ну при чем тут это? Что мужчина — это тот, который должен у зубных радостно в их ужасное кресло садиться? Я, конечно, стал сопротивляться и из кресла выбираться, тогда противная толстая тетка, там еще одна была возле этого зубного, как заругается на мою маму: · Женщина, давайте быстрее, у нас очередь. Мы что с вами тут полдня возиться будем? Держите вашего сына, и пусть быстрее открывает рот. Сколько его Олег Юрьевич будет уговаривать! Что за дети такие невоспитанные все, не знают, как себя у врача надо вести! У мамы вдруг стало такое лицо, как у маленькой девочки. Я испугался за нее и сел, и даже открыл рот. Ведь ей опять из-за меня влетело, и опять из-за того, что я как-то не так воспитан. Но очень быстро пожалел об этом. Потому что я ее пожалел, а она меня обманула. И я очень на нее обиделся. Во-первых, потому что это было очень больно и к тому же очень противно. Я со зла пытался несколько раз укусить этому противному доктору пальцы, но он все время уворачивался. Я орал, а потом и плакал от бессилия. Но они еще напихали мне в рот много всякой ваты, и у меня заложило нос, так что дышать мне было трудно. И зуб сначала хотели сверлить какой-то жужжащей штуковиной, но потом просто вырвали («все равно молочный») страшными щипцами, потому что со мной им было не сладить. Обратно мы шли измученные. Я видел, что мама была очень уставшей и расстроенной, но я был на нее очень обижен за то, что она мне наврала, и не хотел ее жалеть. К тому же я сам шел без зуба, и во рту от этого было как-то очень противно. Так что если вам будут говорить, что зубные — это «быстро и совсем не больно», ни за что не верьте. Это вранье! Лучше уж смотреть, как кто-то поедает твой торт, чем ходить к людям с такими обязательствами. Я вообще удивляюсь тому, что взрослые так много врут. Они же взрослые, и сами нас всегда учат тому, что врать — не хорошо. А сами врут! Да так часто! Я даже у Дашки спросил, почему так. · Синельников, ты такой наивный! Взрослые часто говорят одно, а делают совсем другое. Ты разве не замечал? · Но почему они это делают? Они же взрослые! · Вот именно поэтому. Им нужно, чтобы всегда было все так, как они хотят. Но они думают, что мы — маленькие и ничего не понимаем, поэтому любят нас дурить. Им кажется, что, обманывая нас, они делают нам добро. · Это как с зайцами на Новый год? · Ну да, что-то типа того. Ну как не восхищаться умом этой девчонки! Всегда все знает! И еще Дашка очень красивая и серьезная. Я в ней это очень люблю. Другие девчонки в нашей группе глупые и любят похихикать не к месту, а еще нюнят часто, как Трохин. Дашка не такая, она никогда не плачет. Я, во всяком случае, ни разу не видел. Мой день рождения приближался, и я уже считал дни. Я мечтал о подарках. Но самое главное, я ждал, что ко мне придет Дашка и я, наконец, покажу ей, как я живу: свои машинки, особенно эту, новую, которую мне на Новый год подарили. И хорошо, что я заговорил об этом с мамой. Потому что выяснилось, что она даже не думала ее приглашать! · Я думала, что соберутся только родные, тетя Вера приедет, да еще Наталья Вениаминовна, бабушкина подруга. · Мама, а как же я? Это же мой день рождения? Я хочу, чтобы были дети. · Ну, мы же еще позовем Васильевых, с их Валеркой ты всегда хорошо играл. К тому же они были в прошлый раз. · Мам, ну какой Валерка?! Ну, пусть он будет, если хотите. Но я хочу, чтобы Дашка тоже была, понимаешь, она же мой самый главный друг! · Ну хорошо, я попрошу бабушку, чтобы она поговорила с ее родителями, когда придет тебя забирать. · Не надо бабушку, она все испортит. Поговори с ними сама. Дашку всегда забирает тетя Галя, вот с ней и поговори. Она, правда, за ней позже всех приходит. Но я лучше тебя вместе с ней подожду. Ну пожалуйста, ну мам. · Хорошо, ладно, в четверг я попробую пораньше отпроситься, чтобы успеть. Гости должны были прийти в субботу, хотя день рождения у меня был в пятницу. В пятницу все было как всегда. Так, ничего особенного. Бабушка меня опять школой пугала: · Моему Петушочку уже шесть лет! Скоро в школу! Вот скоро у тебя серьезная жизнь начнется! Мама к вечеру испекла пирог, хотела, чтобы у нас был праздничный ужин. Но все как-то было не так. Потому что папа не пришел пораньше, хоть и обещал. Мама нервничала и все время куда- то звонила. У бабушки почему-то блестели глаза, особенно, когда она говорила маме: «Что я тебе говорила! Ну что за отец такой, даже в день рождения сына не может прийти пораньше! Выбрала себе мужа! Нет, чтобы мать-то слушать!» И папа, правда, мог бы прийти, как обещал, чтобы бабушка так на маму не кричала. Но я на него не в обиде, думаю, что на его плохой работе такие, видно, обязательства. Когда папа все же пришел, они сначала заперлись на кухне, где бабушка опять громко им двоим повторяла: «Ну хоть раз в году можно было прийти нормально, чтобы у ребенка праздник был?» Хотя какой уж тут праздник, когда взрослые ссорятся. Так и хочется или уши заткнуть, чтобы их не слышать, или пойти и сказать бабушке тоже громко: «Чего кричать-то, если он пришел уже? Лучше уж обрадоваться, да быстрее чай с пирогом начать есть. И чтобы все улыбались друг другу и радовались. Ведь праздник же!» Но бабушку не перекричишь, она меня никогда не слушает. Я уже раньше пробовал. И особенно, когда это папы касается. У меня есть такое подозрение, что она его не очень любит. Хотя за что, ума не приложу. Он ведь такой у меня замечательный! Хорошо, что суббота все же наступила. Я прямо с утра стал ждать Дашку, хотя знал, что мама позвала их к четырем часам, а это несколько часов после обеда. Мне папа даже показал, где должны быть стрелки на часах, когда они должны будут прийти. Поэтому я часто бегал в большую комнату и смотрел за часами, как они там время отсчитывают. Я и не знал, что у них в комнате такие медленные часы, точно черепахи, еле двигаются их стрелки. Я уж и в комнате у себя прибрался: крокодила своего положил на подушку вместо противной собаки и машинки расставил покрасивше, чтобы новая гоночная стояла впереди всех и сразу бросалась в глаза. И бомболеты новейшие по стенам развесил, прикрепив их на обои скотчем. Мне, правда, потом от бабушки за это ох как влетело! Этот скотч, как оказалось, отдирается только вместе с куском обоев. Я говорю бабушке: · Так и не надо отдирать, путь бомболеты висят. Они ж такие красивые! · Ну, конечно, вот когда нарисуешь что-нибудь приличное, тогда и повесим. Не хватало еще, чтобы у нас по стенам бомбы твои висели. И что неприличного в бомболетах? Ну так я отвлекся. Мой день рождения. Каждый раз, когда звенел звонок, я подпрыгивал и несся в прихожую, думая, что это Дашка. Но все время это была не она. Сначала пришла эта противная Наталья Вениаминовна. Может, она кому-то и не противная, но я ее не люблю. Она тоже учительница, как и бабушка. Если там, в этой школе, все такие, как она, то я туда ни за что не пойду. · Кто это у нас так вырос? Что за мальчик? — говорила она каждый раз, когда приходила к нам. И как мне отвечать ей на этот дурацкий вопрос: «Что за мальчик?» Я обычно только вежливо улыбался, и то только ради бабушки. Я же знаю, как важен человеку его друг. А она была ее подруга. Противнее всего было терпеть, когда она начинала задавать свои дурацкие вопросы: · Ну-ка, Петенька, скажи, какое сейчас время года? А сколько будет, если к двум яблокам прибавить еще одно? А буквы ты писать уже умеешь, учат там вас, в садике? Ну-ка покажи, как? Я знал, что она знает все ответы на эти вопросы, и отвечал опять же только ради бабушки. Она всегда с облегчением улыбалась, если я отвечал правильно. Но в этот раз им обеим не понравилась моя буква «К» и буква «В». · Ты видела, зеркалит! — с возмущением и как-то свысока сказала эта Вениаминовна бабушке. — Куда они там, в садике, только смотрят! Неужели не видно, что зеркалит! Надо срочно к логопеду! Срочно! А то потом намаетесь исправлять. Я же говорила, что Татьяна запустила его леворукость, поздно стали на правую руку переучивать. И вот теперь — любуйтесь! Татьяна — это моя мама. И ничего она не запустила. Ас правой рукой они в свое время меня и вправду замучили. Что такое «зеркалит», я не понял, но понял, что я какой-то не очень хороший и бабушку чем-то сильно расстроил. И все из-за этой Вениаминовны! Терпеть ее не могу! Она учительница в начальных классах. Не знаю, что это за классы такие. Но мне их жалко. И подарок у нее для меня был, как всегда, дурацкий: книжка рассказов какого-то Щедрина с двойной фамилией, я не запомнил. Хоть мама и повторила мне ее два раза с умилением, чтобы я побольше показал, как я этому рад. Но чего радоваться, ни одной картинки. А столько маленьких букв мне не прочитать ни в жизнь. Потом пришли Васильевы со своим дурацким Валеркой. Ну, он не то чтобы очень дурацкий, шебутной только, шумный, но до Дашки ему далеко. Подарок хоть принесли стоящий: модель самолета, который можно самому склеить и раскрасить. Круто! На картинке он очень красивый. Жаль только, что не бомболет. Там внутри коробки много всяких деталек, я при Валерке решил его не открывать, а то он, шебутной, все разбросает. Ему только месяц назад пять исполнилось, поэтому он еще не очень соображает, что к чему. Зато он заценил мой гоночный, и мы стали с ним в гонки играть. Я выигрывал, конечно, все время, и Валерка потом стал реветь. Пошел своим родителям жаловаться. Но вместо его родителей к нам в комнату пришла мама и сказала, чтобы я хорошо с ним играл. · Я хорошо с ним играю, по-честному. · Ну понимаешь, сын, он расстраивается. А это нехорошо. Придумай какую-нибудь игру, чтобы вам обоим было весело. Ладно? Ты же у меня добрый мальчик. А Валера твой гость. И ему должно быть у тебя хорошо. Ему — хорошо. А мне? Это ж мой праздник! Почему я должен думать о нем, если он даже в гонке выиграть не может? Я понятия не имел, какую игру придумать. Но тут, к счастью, пришла Дашка. Ее тетя Галя сразу ушла, сказав, что вернется через пару часов. Дашка с серьезным видом разделась и вручила мне подарок: · С днем рождения тебя, Синельников, — она заметила, как моя мама улыбнулась, и поправилась, — Петя. Желаю тебе счастья, — сунула она мне в руки какой-то сверток. · Ой, что это за милая девочка?! — сразу выскочила из комнаты Вениаминовна. Только ее тут и ждали! Мне захотелось защитить Дашку от этой противнючей. Но она не растерялась и чинно, как взрослая, произнесла, подавая руку: · Меня зовут Дарья, приятно познакомиться. · Боже, какое чудесное создание! Ты, наверное, уже все буквы знаешь, милая... Я не дал ей развернуться со своими дурацкими вопросами и, бросая на ходу «знает, знает», потащил Дашку в мою комнату. Еще не хватало время терять на эту учительницу начальных классов! Дашка внимательно осмотрела мою комнату и сказала: · Значит, ты так живешь, Синельников... И что, вся комната — твоя? · Нуда, здорово, правда. Смотри, какая у меня гонка есть. Дайка сюда, — это я Валерке, потому что он в нее вцепился сразу же, как только я отвлекся. · Красивая. Да пусть он играет ею, он же маленький. · Я не маленький! — Валерка надул губы и приготовился снова реветь. · Хорошо, ты не маленький, не плачь только. День рождения у Синельникова все-таки. А ты тут гость, понимать должен. Я же вам говорил, что она умнее, чем мама! Сразу поняла все правильно. Что день рождения — это мой праздник, а не всяких там Валерок, которых я веселить обязан. · Ну, что, Даш, во что будем играть? · Предлагаю играть в «Скорую», мы с тобой будем врачи, а этот будет больным, мы ему жизнь спасать будем. · Я не хочу — больным, я тоже хочу жизнь спасать, — тут же захныкал Валерка. · Ты не можешь это делать, потому что ты не знаешь как. Вот научишься, тогда непременно будешь. А пока советую тебе поиграть в больного, а то вообще играть тебя не возьмем, и тебе же скучно будет. Дашку невозможно было не послушаться. Вот такая она девчонка! Мы здорово тогда поиграли. Потом еще пытались и Ботю спасать, но он почему-то сопротивлялся даже Дашке. Хотя она всего лишь капельницу пыталась ему поставить, чтобы «снизить давление». Но ему не понравилось, он даже поцарапал ее, балбес. Жаль, что за Дашкой так быстро пришли. На этом как-то сразу день рождения и закончился. Правда, еще оставался Дашкин подарок. Я решил открыть его только после того, как Васильевы заберут своего Валерку. При нем не хотел. Когда все ушли, я развернул его осторожно, будто там мог оказаться кто-то живой. И, представляете, там лежала такая штуковина, которой врачи нас слушают, когда мы кашляем. Настоящая! С такой штукой я был очень похож на настоящего доктора! И теперь вместе с Дашкой мог спасать жизнь. Я скорее побежал к маме, поделиться радостью, но они как-то странно с бабушкой переглянулись, и та сказала: · Видимо, родители у девочки — работники медицины. Ох уж эти взрослые, и настоящему подарку нормально порадоваться не могут. Зато папа мне потом сказал, как эта штука называется — «фонендоскоп»! Так что теперь, благодаря Дашке, он у меня есть. И я стал очень похож на настоящего врача.
Пришла весна, но я не очень обрадовался этому, потому что бабушка сказала: · Скоро лето, вот сдадут все экзамены, твой садик закроется, и мы поедем на дачу с тобой, как всегда. Я не мог разделить ее радость, потому что на даче мне и так всегда было стра-а-ашно скучно. А уж мысль о том, что надо будет целое лето как-то прожить без Дашки, меня вообще ужасала. Но все плохое случилось еще раньше. Дашка пропала. Уже несколько дней я в тоске слонялся по группе, не зная, куда она делась и чем мне заняться. Пока как-то вечером, как всегда, за закрытыми дверями нашей кухни, я не услышал разговор бабушки с мамой. · И что же теперь будет с девочкой? Кто ж мог подумать, такая молодая... и как теперь, с кем она будет-то? · Видимо, с отцом, с кем еще, ну и с этой ее, тетей Галей, это, как я поняла, сестра ее матери. Они сказали «с тетей Галей»! Они говорят про Дашку! Они что- то знают про нее! Я вихрем влетел в кухню: · Что с Дашкой, мам? Вы знаете, где она? Когда она вернется? · Петушочек, ну что ты, — запричитала бабушка, — все хорошо с твоей Дашей. Приболела немного, вернется скоро. Ничего страшного. Что ты так разволновался. Давай-ка ложись, почему ты еще не в постели? Завтра опять недобудишься тебя с утра. · Что с ней, мам? — не унимался я. Но мама только грустно улыбнулась мне. А бабушка уже начала вытеснять меня из кухни, приговаривая: · Быстренько в крова-а-а-атку, — как будто мне два года или я какой-то больной. Я, конечно, всю ночь не спал, ну или полночи так точно. Все думал про Дашку. Этот их разговор и бабушкин невзаправдашний голосочек. Они так говорят только тогда, когда что-то скрывают. Я был уверен, что случилось что-то плохое. Но что я могу сделать? Вытащить у мамы ее мобильный телефон? Но я не знаю, как позвонить Дашкиным родителям. Может, спросить у Светланы Сергеевны или Алевтины Петровны, они ж, воспитатели, должны знать... Соврут. Если уж мама не сказала, так эти уж точно соврут. От взрослых вообще трудно добиться правды. Особенно важной правды. Неужели они не понимают, что мне так важно знать, что же все-таки происходит? А вдруг Дашка больше не вернется никогда? От этого мне стало так грустно и одиноко, что я даже заплакал немного. Но чуть-чуть, чтобы вы не думали, что я нюня ка- кой-то. Просто ночь, и страшно стало. Вот и все. Наутро выяснилось, что я заболел. Врач, который пришел к нам, сказал, что это ОРЗ и скоро пройдет. Это было неплохо. Я мог остаться с мамой и попытаться поговорить с ней. Но она весь день ходила такая расстроенная и даже сказала папе по телефону, что если ей придется часто брать «больничный», то ее уволят. Ничего хорошего, конечно. Но я не хотел ее подводить и болеть, ну разве только совсем чуть-чуть, чтобы побыть вместе. На следующий день, я все же решился. · Мам, ты можешь мне хоть раз ответить честно? · Почему ты говоришь «хоть раз», как будто я тебя все время обманываю? · Ну нет, не все время, конечно. Но в этот раз можешь? Ну пожалуйста... · Ну, хорошо, постараюсь. · Что с Дашкой? Вы же про нее тогда на кухне с бабушкой говорили? Про нее? Мама какое-то время молча продолжала мыть что-то в раковине, повернувшись ко мне спиной. Потом выключила воду, вытерла руки о полотенце. И присела за стол: · Понимаешь, Петенька, у твоей подруги несчастье случилось. Не знаю даже, как сказать... У меня сердце заколотилось так быстро, что я чуть-чуть и за него испугался. Думал, помру еще в расцвете лет. «Сердце не выдержало», — скажут потом. Так ведь часто говорят про пожилых. Мало ли, вдруг мое тоже не выдержит, вон как колотится. · Ну, мам, ну говори же, какое несчастье? · У нее мама умерла несколько дней назад, а сейчас еще и бабушке ее очень плохо, у нее сердце слабое. Я был поражен. Я, конечно, понимал, что все когда-то умирают. И сам только что про это думал, что я умру. Но чтобы мамы умирали! Это как-то слишком. Тем более Дашкина мама. Как это может такое случаться? · Почему, мам? Почему она умерла? · Давно болела, вот и умерла. · Так это что же, и ты можешь так заболеть и умереть потом? — мои глаза как-то сами собой наполнились слезами. Это ж не шутка, если моя мама умрет. Как я жить-то буду? · Нет, сыночек, что ты, не плачь. Я не умру. · Никогда-никогда? · Никогда. · А почему ж ее мама умерла? · Я же сказала тебе, что она заболела. Давай, беги, играй, мне нужно успеть обед приготовить. Я пошел в комнату. Значит, Дашка вернется. Это хорошо. Но я все-таки не понял, почему ее мама смогла заболеть, а моя не сможет. «У папы спрошу», — подумал я. Надо просто дождаться вечера. Но играть, как вы понимаете, мне вовсе не хотелось. Как играть, когда такое? Вечером меня, к счастью, не загнали спать, как обычно, и я смог дождаться папу. И пока он переодевался в комнате, я его спросил: · Пап, а ты можешь заболеть так сильно, чтобы умереть? Папа даже слегка застрял ногой в штанине трико и чуть не упал. · Ты хочешь, чтобы я умер? · Да нет же. Я просто спрашиваю. · Петр, «просто» о таких вещах не спрашивают. Что-то случилось? · Ну, конечно, случилось. У Дашки мама умерла. · У какой Дашки, что ты такое говоришь? — папа даже присел в кресло. · Ну, у моей Дашки, у какой еще! Мне мама сказала. Ее уже несколько дней нет в саду, я ее все ждал, ждал. · Вот это трагедия, Петр, — папа был прямо сам не свой, — я не знал. Это трагедия... · Что такое, трагедия, пап? · Это когда все плохо или кто-нибудь умирает. · Тогда — точно трагедия. Я вот и думаю, вдруг и моя мама заболеет и умрет или ты. Ее же мама заболела. · Видишь ли, Петр. Конечно, в этом мире возможно все. Но если хорошо следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни: хорошо кушать, все что тебе дают, вовремя ложиться спать, не нервничать по пустякам, слушаться маму, то никогда не заболеешь так сильно. · А как же ты, пап? · А что я? · Как ты будешь слушаться свою маму, если она в Томске живет, это же очень далеко! Оттуда тебе ее трудно будет слушаться! · Тогда я буду слушаться какую-нибудь другую маму, например, твою. Когда я выздоровел и пришел в сад, Дашка уже была там. Я обрадовался очень, но и смутился. Я не знал, как с ней поговорить об этом, ну, что ее мама умерла. Только к вечеру смог, когда уже многих позабирали и мы сидели с ней рядом и месили старый пластилин. Новый нам выдавали только для поделок. А старый, тот, который как какая-то каша-малаша, всегда лежал в углу на верхней полке. Мы лепили его, делая из него всякую глупость, и я ее спросил: · Даш, а как это, когда мама умирает? Она посмотрела на меня странно так, и ее глаза наполнились слезами. У меня у самого защипало где-то в носу. Я даже не знал, что она может плакать. И впервые мне ее стало так жалко-жалко. Так захотелось защитить от всего плохого, только я не знал как. · Это когда ты не веришь и думаешь, что врачи ее все равно спасут. А потом ее увозят из дома, и все. А наутро говорят, что она умерла. И плачут. А ты все равно не веришь и ждешь. А она все равно не возвращается. · Так может, она еще вернется? Может, надо подождать? Слеза, долго стоявшая у нее в глазу, скатывается по ее щеке, и мне нестерпимо хочется ее слизнуть. Но мне кажется, что у нас идет с ней серьезный разговор, и я не решаюсь. · Нет, не вернется. · Почему ты так говоришь? · Потому, что я видела, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|