ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯСтр 1 из 109Следующая ⇒
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ О РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ У ДЕТЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Разработано в рамках государственного контракта 14-К-13-Т-131 от 01.09.2014 г. по оказанию услуг по написанию, редактированию, рецензированию методического пособия по методике проведения медико-социальной экспертизы и формирования заключений о реабилитационных мероприятиях у детей
Санкт-Петербург УДК 618Д:616.036.865.331 Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие / под редакцией В.Г.Помникова, Г.О.Пениной, О.Н.Владимировой – СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. – 281 с. Авторский коллектив Сотрудники ФГБУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России: доктора медицинских наук: А.В.Адрианов, Л.А.Карасаева, М.В.Коробов, С.М.Милютин, Т.Ф.Мурзина, Г.О.Пенина, В.Г.Помников, Р.Т.Скляренко, М.И.Разумовский; кандидаты медицинских наук: А.О.Андриевская, О.Н.Владимирова, Р.М.Войтенко, И.А.Дубинина, Г.П.Квашнина, Ю.А.Колчева, О.В.Макарова, В.Ф.Николаев, А.М.Разумовская, В.С.Спиридонова, О.А.Шабанова; кандидат психологических наук Н.Г.Травникова; Н.П.Чистякова. Сотрудники ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова» Минздрава России: доктор медицинских наук А.А.Корюков. Сотрудники ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России: Л.А.Бессонова, Н.В.Лебедева, Т.Б.Поддубная, Рецензенты: доктора медицинских наук: С.П.Запарий, Т.К.Кручина, Л.Л.Науменко, А.Б.Орешков, В.П.Шестаков; кандидат медицинских наук А.Г.Рябоконь; А.В.Абросимов
Методическое пособие содержит общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, основы их комплексной реабилитации и подходы к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях. Издание предназначено для врачей различных специальностей по медико-социальной экспертизе, специалистов по реабилитации, социальной работе, психологов учреждений МСЭ. Также пособие может быть использовано широким кругом специалистов медицинских организаций, учреждений реабилитации и образования, общественных организаций инвалидов и др., осуществляющих направление детей на медико-социальную экспертизу и их комплексную реабилитацию. СОДЕРЖАНИЕ Стр.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ DQ – коэффициент развития IQ – коэффициент интеллектуальности РСО2 – парциальное содержание углекислого газа. РО2 – парциальное содержание кислорода АД – артериальное давление БКН – белково-калорийная недостаточность ВМ – венозные мальформации ВМП – высокотехнологичная медицинская помощь ВОЗ – Всемирная Огранизация Здравоохранения ВПС – врожденные пороки сердца ВЭМ – велоэргометрия ГКС – глюкокортикостероиды ДДП – дегенеративно-дистрофическое поражение ДМЖП – дефект межжелудочковой перегородки ДМПП – дефект межпредсердной перегородки ЖКТ – желудочно-кишечный тракт ИМТ – индекс массы тела КА – коарктация аорты КТ – компьютерная томография ЛА – легочная артерия МКН – Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности МКФ – Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья МСЭ – медико-социальная экспертиза МРТ – магнитно-резонансная томография НК – нарушение кровообращения ОАП – открытый артериальный проток ОЖД – ограничение жизнедеятельности ОЛС – общее легочное сопротивление ОМС – обязательное медицинское страхование ООН – Организация Объединенных Наций ОФВ – объем физиологического вдоха ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссия ПРЛ – патологическое развитие личности РЭГ – реоэнцефалография СЛБ – среднесуточная лабильность бронхов СН – сердечная недостаточность СПБ – среднесуточная проходимость бронхов ТСР – технические средства реабилитации ТФ – ТетрадаФалло УЗИ – ультразвуковая допплерография ФВД – функция внешнего дыхания ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ФК – функциональный класс ФКУ – федеральное казенное учреждение ФСС – Фонд социального страхования ХРП – хроническое расстройство питания ХСН – хроническая сердечная недостаточность ЭКГ – электрокардиография ЭПО – экспериментально-психологическое исследование ЭхоКГ – эхокардиография ЭЭГ – электроэнцефалография Введение Данное методическое пособие разработано в целях реализации мероприятий пункта 2.7 «Внедрение подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта» подпрограммы 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы[1]. К подготовке методического пособия были привлечены профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, имеющий 55-летний опыт работы в сфере врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы, в том числе, научные и научно-практические разработки первой в Российской Федерации кафедры педиатрии, медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, созданной 15 лет назад под руководством профессора Е.В.Прониной, а также специалисты ФКУ «Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Методическое пособие разработано сотрудниками института в содружестве со специалистами ФГУ «Федеральное бюро МСЭ», ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ленинградской области», которые оказывали необходимые консультации. Методическое пособие учитывает принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006), которой признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; а также концептуальные подходы Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, или МКФ (ВОЗ, 2001). Авторами в методическом пособии сформулированы общие теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, включая анализ нормативно-правовых документов, порядок направления детей на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; актуальные методические вопросы медико-социальной экспертизы детей, такие как современные основы реабилитационно-экспертной диагностики детей, установление категории «ребенок-инвалид» в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, установление срока инвалидности у детей. В издании рассмотрены теоретические и организационные основы комплексной реабилитации детей-инвалидов, алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов. Особое внимание уделено современным подходам к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных наиболее часто встречающихся заболеваниях. Представлены особенности направления детей на медико-социальную экспертизу, критерии инвалидности, количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах, конкретные мероприятия для включения в программу реабилитации ребенка-инвалида. Использование данных сведений позволит повысить качество и эффективность медицинского, экспертного и реабилитационного обслуживания детского населения.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Статус ребенка-инвалида был впервые введен в СССР в 1979 г.[2], устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет. В 1980 г. началась регистрация детей-инвалидов и их статистический учет. Освидетельствование детского населения в то время осуществлялось в учреждениях здравоохранения - детских поликлиниках по месту жительства. С 1997 г. в Российской Федерации стала создаваться педиатрическая служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), освидетельствование детей постепенно стало передаваться в органы социальной защиты, к которым относилась МСЭ (табл.1), а с 2002 г. на всей территории Российской Федерации освидетельствование детей осуществляется в учреждениях МСЭ. Конвенцией о правах инвалидов признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Именно с учетом принципиальных положений данного документа и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья предполагается развивать в ближайшие годы систему медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации (табл.1) . Таблица 1 Развитие медико-социальной экспертизы детского населения в России
Подписание Российской Федерацией в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов, выявление системных недостатков в деятельности учреждений МСЭ, привели к необходимости совершенствования работы по освидетельствованию с учетом «социальной модели инвалидности». Основные направления модернизации обозначены государственной программой Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы». В действующей в Российской Федерации модели инвалидности условиями признания гражданина (в т.ч. ребенка) инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности; в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (ОЖД), обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, на срок 1 год, 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Стойкость функциональных нарушений определяется разными факторами: 1) клинической формой заболевания: врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) имеют стойкий характер нарушений различных функций организма; в этих случаях ориентируются также и на клинический прогноз; 2) длительностью течения заболевания: многие хронические заболевания у детей развиваются как результат перенесенных острых патологических состояний, и для оценки хронизации используется срок – 6 месяцев, который также может быть использован в качестве ориентировочного критерия стойкости нарушенных функций. Некоторые врожденные, наследственные и хромосомные болезни выявляются у детей с рождения и уже в первые месяцы жизни могут быть причиной значительных нарушений функционального состояния многих органов и приводить к ограничению жизнедеятельности ребенка. Вид нарушений также зависит от характера патологического процесса, а степень выраженности нарушений функций организма зависит от степени компенсации этих нарушений. В большинстве случаев для определения степени нарушений функций необходимо объективно доказать степень хронической недостаточности пораженного органа или системы. В педиатрической практике успешно применяется оценка состояния здоровья детей в виде градации уровня здоровья, предложенная Громбахом С.М. и доработанная в последующем Вельтищевым Ю.Е. с разделением на пять групп здоровья по четырем основным критериям. В современном виде она представлена в приказе Минздрава России от 30.12.2003 № 621. К 1 группе здоровья относят практически здоровых детей, ко 2 группе – детей с функциональными нарушениями без четко очерченной хронической патологии – состояние предболезни, например функциональное расстройство желудка, гипертрофия небных миндалин, часто болеющие дети и др., к 3 – дети с хронической патологией в стадии ремиссии и компенсации, к 4 – пациенты с хроническими вялотекущими заболеваниями с редкими обострениями и субкомпенсацией, к 5 – дети с хронической декомпенсированной патологией и частыми обострениями. При оценке степени выраженности нарушений функций организма необходимо учитывать признаки развития хронической функциональной недостаточности в периоде ремиссии заболевания, принимая, однако, во внимание частоту и длительность обострений, степень выраженности острой функциональной недостаточности при обострении (например, степень выраженности острой дыхательной недостаточности при приступе бронхиальной астмы и частоту и длительность приступного периода). Если имеют место незначительные хронические функциональные нарушения и обострения возникают не часто, что не приводит к ограничениям жизнедеятельности (ОЖД), считают, что ребенок направлен на МСЭ необоснованно. По данным литературы удельный вес непризнанных инвалидами среди впервые освидетельствованных детей колеблется от 6,3 до 16,8%, составляя в среднем 10,5% соответственно. Причины необоснованного направления детей на медико-социальную экспертизу условно можно подразделить на две группы. Первая – несвоевременное направление детей на медико-социальную экспертизу: раннее – при отсутствии стойких нарушений функций организма в период лечения или проведения реабилитационных мероприятий; позднее – через несколько лет после рождения ребенка с тем или иным пороком развития, что приводит к позднему началу реабилитационных мероприятий, так, например, ребенок с врожденным отсутствием верхней конечности при своевременном протезировании сможет сформировать адекватный двигательный стереотип выполнения элементов жизнедеятельности сразу двумя руками. Вторая – направление на медико-социальную экспертизу детей, не имеющих условий для установления инвалидности: а) у ребенка имеется та или иная патология, но отсутствуют нарушения функций организма в целом и соответственно ОЖД, например, у детей после оперированных пороков сердца без явлений сердечной недостаточности соответствующей степени, приводящей к ОЖД; б) отсутствуют признаки инвалидности (стойкие нарушения функций организма и ОЖД), но ребенок нуждается в медико-социальной помощи государства: в обеспечении лекарственными средствами, специализированным питанием, высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи и др., например, дети с муковисцидозом даже при легком течении, когда инвалидность не устанавливается, нуждаются в дорогостоящих лекарствах, в использовании ингаляторов; детям с фенилкетонурией, галактоземией, целиакией специализированное питание предоставляется в случае установления категории «ребенок-инвалид» и др. По данным Герман С.В., 2012 в результате анализа качества оформления «Направлений на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» выявлено, что наиболее частыми дефектами являются: незаполненные строки, графы, имеющие экспертное значение; наличие незаверенных исправлений, зачеркиваний, нечитаемые записи; краткий, малоинформативный анамнез; малоинформативное описание объективного статуса; несоблюдение стандартов обследования; ошибки при формулировании основного и сопутствующего диагнозов; ошибки при определении прогноза — клинического, трудового; ошибки при формулировании цели направления на МСЭ; некачественное заполнение п. 34 (рекомендации по медицинской реабилитации); отсутствие в форме 088/у-06 печати, подписи, расшифровки подписи членов врачебной комиссии; форма № 088/у-06 заверена специалистами, не входящими в состав врачебной комиссии медицинской организации; наличие заключений специалистов медицинской организации по вопросам, не относящимся к их компетенции (например, рекомендации по установлению конкретной группы инвалидности). Незначительные расстройства функций не являются основанием для определения инвалидности: дети относятся к III-IV группам здоровья, наблюдаются специалистами медицинских организаций и не требуют проведения мероприятий социальной защиты. Умеренные расстройства функции у детей могут приводить к таким ограничениям жизнедеятельности как способность к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности в пределах 1 степени ограничений, когда ребенку для выполнения соответствующих занятий требуется более длительные затраты времени, дробность выполнения, специальный режим учебного процесса и использование вспомогательных средств. У больных детей с выраженной степенью расстройств функций могут иметь место ограничения жизнедеятельности в пределах 2 степени ограничений в отношении способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности, что требует обучения либо в домашних условиях, либо в специальных учебных заведениях по специальным программам, использование вспомогательных средств или помощь других лиц при самообслуживании, передвижении и в игре. При значительно выраженных расстройствах функций ограничения жизнедеятельности достигают наивысшей степени, что проявляется ограничением способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности 3 степени, то есть практически полная неспособность к самостоятельному передвижению, самообслуживанию и полная зависимость от других лиц, способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения. В новой международной трактовке инвалидность рассматривают как результат взаимодействия между людьми c нарушениями здоровья и окружающей средой, имеющей барьеры, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества. МКФ предлагает принципиально иной подход, интегрирующий медицинскую и социальную точки зрения на инвалидность и рассматривающий проблемы здоровья инвалида в контексте факторов окружающей среды. Для детей и подростков разработана адаптированная версия данной классификации «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков» – МКФ-ДП, слияние которой с МКФ одобрено в 2012 г. Начиная с 2011 года, в стране разрабатывались новые подходы к установлению инвалидности у граждан (в т.ч. у детей), основанные на МКФ. Произошли существенные нормативно-правовые изменения в сфере социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов[4]: уточнены понятия «индивидуальная программа реабилитации (абилитации)» «обеспечение доступности» и «удовлетворение минимальных потребностей инвалидов»; вводятся новые для российской практики термины «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация». Приняты новые «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», которыми введена количественная система оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма, уточнены содержание видов стойких нарушений функций, ограничений жизнедеятельности и критерии инвалидности. Новые классификации и критерии не расширяют возможности для определения гражданам инвалидности, а дают возможность более объективно и точно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности. С 1 января 2016 г. после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ (статья 5) изменятся основания определения инвалидности, которая будет устанавливаться только в зависимости от степени расстройства функций организма.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|