Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

О РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ У ДЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Разработано в рамках государственного контракта 14-К-13-Т-131 от 01.09.2014 г. по

оказанию услуг по написанию, редактированию, рецензированию методического пособия по методике проведения медико-социальной экспертизы и формирования заключений о реабилитационных мероприятиях у детей

 

Санкт-Петербург

УДК 618Д:616.036.865.331

Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие / под редакцией В.Г.Помникова, Г.О.Пениной, О.Н.Владимировой – СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. – 281 с.

Авторский коллектив

Сотрудники ФГБУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России:

доктора медицинских наук:

А.В.Адрианов, Л.А.Карасаева, М.В.Коробов, С.М.Милютин, Т.Ф.Мурзина, Г.О.Пенина, В.Г.Помников, Р.Т.Скляренко, М.И.Разумовский;

кандидаты медицинских наук:

А.О.Андриевская, О.Н.Владимирова, Р.М.Войтенко, И.А.Дубинина, Г.П.Квашнина, Ю.А.Колчева, О.В.Макарова, В.Ф.Николаев, А.М.Разумовская, В.С.Спиридонова, О.А.Шабанова;

кандидат психологических наук Н.Г.Травникова;

Н.П.Чистякова.

Сотрудники ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова» Минздрава России:

доктор медицинских наук А.А.Корюков.

Сотрудники ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России:

Л.А.Бессонова, Н.В.Лебедева, Т.Б.Поддубная,

Рецензенты:

доктора медицинских наук:

С.П.Запарий, Т.К.Кручина, Л.Л.Науменко, А.Б.Орешков, В.П.Шестаков;

кандидат медицинских наук А.Г.Рябоконь;

А.В.Абросимов

 

Методическое пособие содержит общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, основы их комплексной реабилитации и подходы к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях.

Издание предназначено для врачей различных специальностей по медико-социальной экспертизе, специалистов по реабилитации, социальной работе, психологов учреждений МСЭ. Также пособие может быть использовано широким кругом специалистов медицинских организаций, учреждений реабилитации и образования, общественных организаций инвалидов и др., осуществляющих направление детей на медико-социальную экспертизу и их комплексную реабилитацию.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Список сокращений ……………………………………………………………………………
Введение……………………………………………………………………………………….. 6
Раздел 1. Общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов……….. 7
1.1 Теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов …………… 7
1.2 Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов 11
1.2.1 Порядок направления на медико-социальную экспертизу………………………… 11
1.2.2 Порядок проведения медико-социальной экспертизы …………………………….. 12
1.3 Методические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов……………. 15
1.3.1 Современные основы реабилитационно-экспертной диагностики ……………… 15
1.3.2 Установление категории «ребенок-инвалид»………………………………………. 23
1.3.3 Установление срока категории «ребенок-инвалид»……………………………….. 26
Раздел 2. Основы комплексной реабилитации детей-инвалидов………………………. 28
2.1 Теоретические и организационные основы реабилитации детей-инвалидов…………. 28
2.2 Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации …………………….. 33
2.2.1 Программа медицинской реабилитации ……………………………………………. 36
2.2.2 Программа психолого-педагогической реабилитации…………………………....... 43
2.2.3 Программа социальной реабилитации………………………………………………. 51
2.2.4 Технические средства реабилитации ……………………………………………….. 59
2.3 Современные подходы к организации комплексной реабилитации детей-инвалидов 63
2.4 Алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов………… 69
Раздел 3. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при отдельных болезнях…………………………………………………………………………… 72
3.1 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при внутренних болезнях………………………………………………………………………………………….. 72
3.1.1 Болезни дыхательной системы ………………………………………………………. 72
3.1.2 Болезни сердечно-сосудистой системы ……………………………………………… 81
3.1.3 Болезни мочевыделительной системы……………………………………….............. 91
3.1.4 Болезни пищеварительной системы…………………………………………………. 99
3.1.5 Болезни эндокринной системы……………………………………………….............. 109
3.1.6 Болезни иммунной системы………………………………………………………….. 120
3.1.7 Болезни кожи…………………………………………………………………………. 122
3.2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при врождённых аномалиях (пороках развития) внутренних органов……………………….. 3.2.1.Врожденные пороки сердца…………………………………………………………… 123 123
3.2.2 Врожденные аномалии (пороки развития) кровеносных сосудов (ангиодисплазии) 128
3.2.3 Врожденные аномалии (пороки развития) и болезни органов дыхания…………… 134
3.2.4 Врожденные аномалии (пороки развития) органов пищеварения………………….. 139
3.3 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при врожденных аномалиях (пороках развития) и деформациях костно-мышечной системы…………... 144
3.3.1 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации верхней конечности…… 144
3.3.2 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации нижней конечности …… 167
3.3.3 Врожденные аномалии (пороки развития) деформации стопы …………………….. 3.3.4 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации костно-мышечной системы (врожденные системные заболевания)………………………………………………. 184 191
3.4 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани ………………………………….. 202
3.4.1 Врожденные заболевания позвоночника……………………………………………… 202
3.4.2 Врожденный вывих бедра……………………………………………………………… 207
3.4.3 Болезнь Легга-Кальве-Пертеса………………………………………………………… 3.4.4 Остеомиелит…………………………………………………………………………….. 209 212
3.5 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях нервной системы………………………………………………………………………………… 214
3.5.1 Эпилепсия……………………………………………………………………………….. 214
3.5.2 Родовые черепно-мозговые травмы, последствия черепно-мозговой травмы ……. 219
3.5.3 Детский церебральный паралич………………………………………………………. 224
3.5.4 Первичные прогрессирующие мышечные дистрофии………………………………. 232
3.5.5 Наследственные моторно-сенсорные полиневропатии…………………………….. 235
3.5.6 Спинальные амиотрофии ……………………………………………………………. 238
3.5.7 Наследственно-дегенеративные заболевания………………………………………... 241
3.6. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при психических расстройствах и расстройствах поведения …………………………………. 245
3.6.1 Олигофрения (умственная отсталость)………………………………………………… 3.6.2 Неврозы (невротические расстройства и состояния)………………………………… 245 251
3.6.3 Органические поражения головного мозга и эпилепсия с нервно-психическими расстройствами ………………………………………………………………………………….. 256
3.6.4 Шизофрения и аффективные расстройства ………………………………………… 264
3.6.5 Аутизм………………………………………………………………………………....... 270
3.7 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при расстройствах развития речи и языка………………………………………………………. 273
3.8 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях уха 277
3.9 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях глаза……………………………………………………………………………………………….. 280
 
Рекомендуемая литература ……………………………………………………………………… 288
Приложения……………………………………………………………………………………….. 296

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

DQ – коэффициент развития

IQ – коэффициент интеллектуальности

РСО2 – парциальное содержание углекислого газа.

РО2 – парциальное содержание кислорода

АД – артериальное давление

БКН – белково-калорийная недостаточность

ВМ – венозные мальформации

ВМП – высокотехнологичная медицинская помощь

ВОЗ – Всемирная Огранизация Здравоохранения

ВПС – врожденные пороки сердца

ВЭМ – велоэргометрия

ГКС – глюкокортикостероиды

ДДП – дегенеративно-дистрофическое поражение

ДМЖП – дефект межжелудочковой перегородки

ДМПП – дефект межпредсердной перегородки

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИМТ – индекс массы тела

КА – коарктация аорты

КТ – компьютерная томография

ЛА – легочная артерия

МКН – Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности

МКФ – Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

МСЭ – медико-социальная экспертиза

МРТ – магнитно-резонансная томография

НК – нарушение кровообращения

ОАП – открытый артериальный проток

ОЖД – ограничение жизнедеятельности

ОЛС – общее легочное сопротивление

ОМС – обязательное медицинское страхование

ООН – Организация Объединенных Наций

ОФВ – объем физиологического вдоха

ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссия

ПРЛ – патологическое развитие личности

РЭГ – реоэнцефалография

СЛБ – среднесуточная лабильность бронхов

СН – сердечная недостаточность

СПБ – среднесуточная проходимость бронхов

ТСР – технические средства реабилитации

ТФ – ТетрадаФалло

УЗИ – ультразвуковая допплерография

ФВД – функция внешнего дыхания

ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФК – функциональный класс

ФКУ – федеральное казенное учреждение

ФСС – Фонд социального страхования

ХРП – хроническое расстройство питания

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЭКГ – электрокардиография

ЭПО – экспериментально-психологическое исследование

ЭхоКГ – эхокардиография

ЭЭГ – электроэнцефалография

Введение

Данное методическое пособие разработано в целях реализации мероприятий пункта 2.7 «Внедрение подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта» подпрограммы 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы[1].

К подготовке методического пособия были привлечены профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, имеющий 55-летний опыт работы в сфере врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы, в том числе, научные и научно-практические разработки первой в Российской Федерации кафедры педиатрии, медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, созданной 15 лет назад под руководством профессора Е.В.Прониной, а также специалисты ФКУ «Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Методическое пособие разработано сотрудниками института в содружестве со специалистами ФГУ «Федеральное бюро МСЭ», ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ленинградской области», которые оказывали необходимые консультации.

Методическое пособие учитывает принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006), которой признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; а также концептуальные подходы Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, или МКФ (ВОЗ, 2001).

Авторами в методическом пособии сформулированы общие теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, включая анализ нормативно-правовых документов, порядок направления детей на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; актуальные методические вопросы медико-социальной экспертизы детей, такие как современные основы реабилитационно-экспертной диагностики детей, установление категории «ребенок-инвалид» в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, установление срока инвалидности у детей.

В издании рассмотрены теоретические и организационные основы комплексной реабилитации детей-инвалидов, алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Особое внимание уделено современным подходам к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных наиболее часто встречающихся заболеваниях. Представлены особенности направления детей на медико-социальную экспертизу, критерии инвалидности, количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах, конкретные мероприятия для включения в программу реабилитации ребенка-инвалида.

Использование данных сведений позволит повысить качество и эффективность медицинского, экспертного и реабилитационного обслуживания детского населения.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

Статус ребенка-инвалида был впервые введен в СССР в 1979 г.[2], устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет. В 1980 г. началась регистрация детей-инвалидов и их статистический учет. Освидетельствование детского населения в то время осуществлялось в учреждениях здравоохранения - детских поликлиниках по месту жительства.

С 1997 г. в Российской Федерации стала создаваться педиатрическая служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), освидетельствование детей постепенно стало передаваться в органы социальной защиты, к которым относилась МСЭ (табл.1), а с 2002 г. на всей территории Российской Федерации освидетельствование детей осуществляется в учреждениях МСЭ.

Конвенцией о правах инвалидов признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Именно с учетом принципиальных положений данного документа и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья предполагается развивать в ближайшие годы систему медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации (табл.1) .

Таблица 1

Развитие медико-социальной экспертизы детского населения в России

Период (годы) Методологическая основа Установление категории «ребенок-инвалид»
Нормативно-правовые документы   Учреждения
1979-2000 Медицинская модель инва-лидности. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается по перечню медицинских показаний Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.05.1979 № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» Приказ Министерства здравоохранения СССР от 14.12.1979 № 1265«О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.07.1991 №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет» Лечебно-профилактические учреждения
2000-2012 «Линейная» модель инвалидности, основанная на МКН,1980. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ОЖД Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы МСЭ (1997) Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ (2005) Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ (2009)   Учреждения государствен-ной службы медико-социальной экспертизы (федеральные государствен-ные учреждения МСЭ), создание педиатричес-ких бюро МСЭ, введение врачей-педиатров в составы бюро МСЭ
с 2012 г. Апробация в 3-х пилотных регионах РФ биопсихосоциальной «зонтичной» модели ин-валидности, основанной на МКФ, 2001 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы/ утверждена постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 Проект новых классификаций и критериев, используемых при осуществлении освидетельствования граждан учреждениями МСЭ Проект кодификатора (буквенного кода) инвалидности для оказания адресной социальной помощи   Федеральные учреждения МСЭ 3-х пилотных регионов: Тюменская обл., Республика Хакасия, Республика Удмуртия
С 2014 гг. по настоящее время Модель инва-лидности, основанная на МКФ, 2001 Утвержденные по результатам апробации: Классификации и критерии, используемые при осуществлении освидетельствования граждан учреждениями медико-социальной экспертизы (2014)     Федеральные учреждения МСЭ Российской Федерации
Плани-руется с 2016 Установление инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма Изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ[3] Федеральные учреждения МСЭ Российской Федерации

 

Подписание Российской Федерацией в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов, выявление системных недостатков в деятельности учреждений МСЭ, привели к необходимости совершенствования работы по освидетельствованию с учетом «социальной модели инвалидности». Основные направления модернизации обозначены государственной программой Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».

В действующей в Российской Федерации модели инвалидности условиями признания гражданина (в т.ч. ребенка) инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности;

в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (ОЖД), обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, на срок 1 год, 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Стойкость функциональных нарушений определяется разными факторами:

1) клинической формой заболевания: врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) имеют стойкий характер нарушений различных функций организма; в этих случаях ориентируются также и на клинический прогноз;

2) длительностью течения заболевания: многие хронические заболевания у детей развиваются как результат перенесенных острых патологических состояний, и для оценки хронизации используется срок – 6 месяцев, который также может быть использован в качестве ориентировочного критерия стойкости нарушенных функций.

Некоторые врожденные, наследственные и хромосомные болезни выявляются у детей с рождения и уже в первые месяцы жизни могут быть причиной значительных нарушений функционального состояния многих органов и приводить к ограничению жизнедеятельности ребенка. Вид нарушений также зависит от характера патологического процесса, а степень выраженности нарушений функций организма зависит от степени компенсации этих нарушений. В большинстве случаев для определения степени нарушений функций необходимо объективно доказать степень хронической недостаточности пораженного органа или системы.

В педиатрической практике успешно применяется оценка состояния здоровья детей в виде градации уровня здоровья, предложенная Громбахом С.М. и доработанная в последующем Вельтищевым Ю.Е. с разделением на пять групп здоровья по четырем основным критериям. В современном виде она представлена в приказе Минздрава России от 30.12.2003 № 621. К 1 группе здоровья относят практически здоровых детей, ко 2 группе – детей с функциональными нарушениями без четко очерченной хронической патологии – состояние предболезни, например функциональное расстройство желудка, гипертрофия небных миндалин, часто болеющие дети и др., к 3 – дети с хронической патологией в стадии ремиссии и компенсации, к 4 – пациенты с хроническими вялотекущими заболеваниями с редкими обострениями и субкомпенсацией, к 5 – дети с хронической декомпенсированной патологией и частыми обострениями.

При оценке степени выраженности нарушений функций организма необходимо учитывать признаки развития хронической функциональной недостаточности в периоде ремиссии заболевания, принимая, однако, во внимание частоту и длительность обострений, степень выраженности острой функциональной недостаточности при обострении (например, степень выраженности острой дыхательной недостаточности при приступе бронхиальной астмы и частоту и длительность приступного периода). Если имеют место незначительные хронические функциональные нарушения и обострения возникают не часто, что не приводит к ограничениям жизнедеятельности (ОЖД), считают, что ребенок направлен на МСЭ необоснованно. По данным литературы удельный вес непризнанных инвалидами среди впервые освидетельствованных детей колеблется от 6,3 до 16,8%, составляя в среднем 10,5% соответственно.

Причины необоснованного направления детей на медико-социальную экспертизу условно можно подразделить на две группы.

Первая – несвоевременное направление детей на медико-социальную экспертизу: раннее – при отсутствии стойких нарушений функций организма в период лечения или проведения реабилитационных мероприятий; позднее – через несколько лет после рождения ребенка с тем или иным пороком развития, что приводит к позднему началу реабилитационных мероприятий, так, например, ребенок с врожденным отсутствием верхней конечности при своевременном протезировании сможет сформировать адекватный двигательный стереотип выполнения элементов жизнедеятельности сразу двумя руками.

Вторая – направление на медико-социальную экспертизу детей, не имеющих условий для установления инвалидности: а) у ребенка имеется та или иная патология, но отсутствуют нарушения функций организма в целом и соответственно ОЖД, например, у детей после оперированных пороков сердца без явлений сердечной недостаточности соответствующей степени, приводящей к ОЖД; б) отсутствуют признаки инвалидности (стойкие нарушения функций организма и ОЖД), но ребенок нуждается в медико-социальной помощи государства: в обеспечении лекарственными средствами, специализированным питанием, высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи и др., например, дети с муковисцидозом даже при легком течении, когда инвалидность не устанавливается, нуждаются в дорогостоящих лекарствах, в использовании ингаляторов; детям с фенилкетонурией, галактоземией, целиакией специализированное питание предоставляется в случае установления категории «ребенок-инвалид» и др.

По данным Герман С.В., 2012 в результате анализа качества оформления «Направлений на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» выявлено, что наиболее частыми дефектами являются: незаполненные строки, графы, имеющие экспертное значение; наличие незаверенных исправлений, зачеркиваний, нечитаемые записи; краткий, малоинформативный анамнез; малоинформативное описание объективного статуса; несоблюдение стандартов обследования; ошибки при формулировании основного и сопутствующего диагнозов; ошибки при определении прогноза — клинического, трудового; ошибки при формулировании цели направления на МСЭ; некачественное заполнение п. 34 (рекомендации по медицинской реабилитации); отсутствие в форме 088/у-06 печати, подписи, расшифровки подписи членов врачебной комиссии; форма № 088/у-06 заверена специалистами, не входящими в состав врачебной комиссии медицинской организации; наличие заключений специалистов медицинской организации по вопросам, не относящимся к их компетенции (например, рекомендации по установлению конкретной группы инвалидности).

Незначительные расстройства функций не являются основанием для определения инвалидности: дети относятся к III-IV группам здоровья, наблюдаются специалистами медицинских организаций и не требуют проведения мероприятий социальной защиты.

Умеренные расстройства функции у детей могут приводить к таким ограничениям жизнедеятельности как способность к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности в пределах 1 степени ограничений, когда ребенку для выполнения соответствующих занятий требуется более длительные затраты времени, дробность выполнения, специальный режим учебного процесса и использование вспомогательных средств.

У больных детей с выраженной степенью расстройств функций могут иметь место ограничения жизнедеятельности в пределах 2 степени ограничений в отношении способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности, что требует обучения либо в домашних условиях, либо в специальных учебных заведениях по специальным программам, использование вспомогательных средств или помощь других лиц при самообслуживании, передвижении и в игре.

При значительно выраженных расстройствах функций ограничения жизнедеятельности достигают наивысшей степени, что проявляется ограничением способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности 3 степени, то есть практически полная неспособность к самостоятельному передвижению, самообслуживанию и полная зависимость от других лиц, способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения.

В новой международной трактовке инвалидность рассматривают как результат взаимодействия между людьми c нарушениями здоровья и окружающей средой, имеющей барьеры, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества.

МКФ предлагает принципиально иной подход, интегрирующий медицинскую и социальную точки зрения на инвалидность и рассматривающий проблемы здоровья инвалида в контексте факторов окружающей среды.

Для детей и подростков разработана адаптированная версия данной классификации «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков» – МКФ-ДП, слияние которой с МКФ одобрено в 2012 г.

Начиная с 2011 года, в стране разрабатывались новые подходы к установлению инвалидности у граждан (в т.ч. у детей), основанные на МКФ. Произошли существенные нормативно-правовые изменения в сфере социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов[4]: уточнены понятия «индивидуальная программа реабилитации (абилитации)» «обеспечение доступности» и «удовлетворение минимальных потребностей инвалидов»; вводятся новые для российской практики термины «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация». Приняты новые «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», которыми введена количественная система оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма, уточнены содержание видов стойких нарушений функций, ограничений жизнедеятельности и критерии инвалидности. Новые классификации и критерии не расширяют возможности для определения гражданам инвалидности, а дают возможность более объективно и точно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности.

С 1 января 2016 г. после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ (статья 5) изменятся основания определения инвалидности, которая будет устанавливаться только в зависимости от степени расстройства функций организма.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.