Здавалка
Главная | Обратная связь

УСТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД»



Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[22]

Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Установление категории «ребенок-инвалид» осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014г. № 664н (далее – Классификации и критерии).

Условиями признания ребенка инвалидом являются[23]:

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

– ограничение жизнедеятельности;

– необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Оценка нарушения здоровья ребенка в соответствии с Классификациями и критериями предусматривает отнесение его по характеру расстройств функций организма к шести основным группам (рис.2) .

Комплексная оценка показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение 4 степеней, которые оцениваются количественно в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Детальная количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций приводится в Приложении к Классификациям и критериям. Приложение включает классы, блоки и наименование болезней, травм или дефектов (их последствий), соответствующую им рубрику по МКБ-10, а также клинико-функциональную характеристику стойких нарушений функций организма человека, обусловленных указанными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и собственно количественную оценку последних в процентах.

 

сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений
нарушения психических функций

нарушения языковых и речевых функций


устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия); вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования

зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль
нарушения сенсорных функций

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций


движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем

 


Рис. 2 Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека[24]

 

При наличии нескольких видов стойких нарушений функций организма необходимо отдельно оценивать степень выраженности каждого из них в процентах. Сначала следует установить максимально выраженное нарушение, затем определить - имеется ли влияние всех других выявленных нарушений функций на максимально выраженное нарушение функции. При наличии указанного влияния определяется суммарная оценка степени нарушения функции путем сложения выявленных количественных величин. Окончательная величина (независимо от фактически полученной путем сложения) может быть выше максимально выраженного нарушения функций не более чем на 10 процентов. Значения максимально выраженных нарушений функций по соответствующему заболеванию, травме или дефекту указаны в Приложении к Классификациям и критериям.[25]

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Ограничением жизнедеятельности ребенка может считаться полная или частичная утрата им способности или возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для конкретного детского возраста. Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 2.

Таблица 2

Содержание категорий жизнедеятельности человека

Категории жизнедеятельности Содержание категории жизнедеятельности
Способность к самообслуживанию способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены
Способность к самостоятельному передвижению способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом
Способность к ориентации способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения
Способность к общению способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации
Способность контролировать свое поведение способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм
Способность к обучению способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни
Способность к трудовой деятельности способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы

 

Классификация основных категорий жизнедеятельности не выделяет специфические для детей категории.

Классификация основных категорий жизнедеятельности включает также три степени выраженности этих категорий в зависимости от способности лица осуществлять определенный вид жизнедеятельности и необходимых для этого условий. Для оценки ограничений жизнедеятельности ребенка специалисты бюро МСЭ (главного бюро, Федерального бюро) проводят сопоставление выявленных нарушений здоровья ребенка и требований, которые предъявляются конкретными видами деятельности к системам организма ребенка соответствующего возраста.

Социальная защита – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества[26].

Комплексная оценка последствий болезни, травмы или увечья в виде нарушения функций, ограничений жизнедеятельности и нуждаемости в мерах социальной защиты является основой для вынесения решения об установлении категории «ребенок-инвалид».

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.