Методология исторической науки
Субъективистская методология (субъективизм)- методология, в соответствии с которой ход истории определяют выдающиеся люди, герои. Объективно-идеалистическая методология (теологический подход) - рассмотрение исторического процесса как результата проявления Божественной воли, Мирового духа, Абсолютной идеи. Формационная методология (марксизм) - методология, в соответствии с которой исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Цивилизационная методология – методология, которая дает представление о многовариантности исторического процесса. Особенности российской цивилизации В истории человечества известно много различных этносов, цивилизаций и государств. Выделяют два основных типа цивилизаций - непрогрессивный циклический (восточный) и прогрессивный (западноевропейский). С позиций цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из этих типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному варианту. Это место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность ее истории, которая проявилась в таких факторах, как: географический, колонизации, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ, значимости сословного строя и др. На различных этапах отечественной истории проявление этих основных факторов имело разное значение. Однако эти особенности не исключали Россию из семьи европейских народов и мирового цивилизационного процесса. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире процессы интеграции становятся доминирующими. Глоссарий Географический детерминизм - подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда. Историография– история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной проблеме. Исторический материализм– составная часть марксизма; теория развития и познания общества. Исторический материализм исходит из признания первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к общественному сознанию; из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства. Исторический процесс– расположенная во времени последовательность сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основа исторического процесса – исторические факты. Субъектами исторического процесса являются исторические личности, социальные группы и общественные объединения. Метод -совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания. Методология- теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. Национальное (этническое) самосознание– ощущение людьми общности их культуры и языка, заставляющее их думать о народе (нации) как едином целом. Периодизация – установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии; временные и содержательные отрезки развития общества, отличающиеся друг от друга политическими, экономическими, социальными и другими основополагающими критериями. Рационализм - подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития. Формация (от лат. formatio – строй) - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) – степень, уровень материального и культурного развития общества. Эволюционизм - подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития. Персоналии Гумилев Лев Николаевич(1912 – 1992), последователь учения академика В.И.Вернадского о биосфере, создатель глобальной концепции этнической истории нашей планеты, теории пассионарности (пассионарность – эффект избытка биохимической энергии живого вещества). Автор работ «Древняя Русь и Великая Степь», «Открытие Хазарии», «От Руси к России» и др. Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) - русский литератор и историк, представитель сентиментализма, первым выдвинувший и начавший ее воплощение в художественной литературе, идею о сближении разговорного и официального делопроизводственного языка. В 1803 г. был назначен придворным историографом. Автор «Истории государства Российского», труда, ставшего самым значительным явлением в русской историографии первой половины XIX в. Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) - русский историк, крупнейший представитель буржуазно-либеральной историографии. Наиболее известное из его произведений – лекционный «Курс русской истории». Ломоносов Михаил Васильевич(1711 – 1765) – русский ученый-энциклопедист, автор «Древней Российской истории», основоположник антинорманнизма. Покровский Михаил Николаевич (1868 – 1932) – русский историк, родоначальник марксистской концепции отечественной истории, автор трудов «Русская история с древнейших времен», «Историческая наука и борьба классов». Соловьев Сергей Михайлович (1820 – 1879) - русский историк, представитель «государственной» исторической школы, ректор Московского университета, автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Татищев Василий Никитич(1686 - 1750) - русский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого основательного труда по русской истории - «Истории Российской», сподвижник Петра I, основатель Екатеринбурга и Перми. Вопросы для самоконтроля 1. Что и как изучает история? 2. Сравните понятия «формация» и «цивилизация». Почему цивилизационный подход в настоящее время получил широкое распространение? 3. Какие факторы оказывают влияние на формирование цивилизации? 4. Какой тип цивилизации характерен для России и почему? 5. Каких русских историков Вы знаете? Как они трактуют значение истории? 6. Какова периодизация истории России? В чем особенности различных периодизаций истории России? 7. Определите место и роль России в мировой истории. Тест 1. Кто является основоположником истории: а) Гесиод; б) Геродот; в) Тацит; г) Нестор. 2. Предметом исторической науки является: а) исторические факты; б) природно-географические факторы развития общества; в) деятельность исторических личностей; г) общественные явления; д) верно всё перечисленное. 3. Периодизация истории – это: а) деление исторического процесса на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества; б) деление истории для удобства её изучения; в) деление истории в соответствии с мировоззренческими и научными взглядами ведущих историков. 4. Кто является основоположником концепции исторического материализма: а) К. Маркс; б) А. Тойнби; в) В. Ленин; г) С. Соловьёв. 5. Писатель-сентименталист и публицист, который, не являясь профессиональным историком, написал первую систематическую многотомную «Историю государства Российского»: а) С.М. Соловьев; б) Н.М. Карамзин; в) В.О. Ключевский; г) М.П. Погодин. 6. Соотнесите историков и их труды: 1) Н.М. Карамзин 2) В.О. Ключевский 3) М.Н. Покровский а) «Историческая наука и борьба классов» б) «Курс русской истории» в) «История Государства Российского» 7. Соотнесите название исторической школы и период ее формирования: 1) дворянская историография 2) революционная историография 3) «государственная школа» а) вторая половина XVIII в. б) рубеж XIX - ХХ вв. в) середина XIX в. 8. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением: 1) прогностическая 2) практически-рекомендательная 3) социальной памяти а) выработка научно обоснованного политического курса б) способ идентификации общества, личности в) предвидение будущего 9. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли: а) С. Соловьев и В. Татищев; б) Н. Карамзин и М. Ломоносов; в) О. Шпенглер и А. Тойнби; г) В. Ленин и Г. Плеханов. 10. После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен: а) волюнтаризм; б) марксизм; в) рационализм; г) субъективизм. Рекомендуемая литература 1. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. – М., 1992. 2. Алексеев Н. Русский народ и государство. – М., 2000. 3. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984. 4. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. – М., 1987. 5. Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М.: Наука, 1973. 6. Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980. 7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 8. Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. – М., 1987. 9. Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. – Казань, 1991. 10. Историческая наука, вопросы методологии. – М., 1986. 11. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн. - М.: Наука, 1988. 12. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987. 13. Леонтьев Е.Н. Восток, Россия и славянство. – М., 1985. 14. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М., 1989. 15. Образ России: Россия и русские в восприятии Запада и Востока. - СПб., 1998. 16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2004. 17. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. – М.: Академия/Academia, 2007. 18. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн. – М., 1988. 19. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. 20. Тойнби А.Д. Постижение истории. – М., 1991. 21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1990. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|