Здавалка
Главная | Обратная связь

Методология исторической науки



Субъективистская методология (субъективизм)- методология, в соответствии с которой ход истории определяют выдающиеся люди, герои.

Объективно-идеалистическая методология (теологический подход) - рассмотрение исторического процесса как результата проявления Божественной воли, Мирового духа, Абсолютной идеи.

Формационная методология (марксизм) - методология, в соответствии с которой исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций.

Цивилизационная методология – методология, которая дает представление о многовариантности исторического процесса.

Особенности российской цивилизации

В истории человечества известно много различных этносов, цивилизаций и государств. Выделяют два основных типа цивилизаций - непрогрессивный циклический (восточный) и прогрессивный (западноевропейский).

С позиций цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из этих типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному варианту. Это место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность ее истории, которая проявилась в таких факторах, как: географический, колонизации, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ, значимости сословного строя и др. На различных этапах отечественной истории проявление этих основных факторов имело разное значение. Однако эти особенности не исключали Россию из семьи европейских народов и мирового цивилизационного процесса. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире процессы интеграции становятся доминирующими.

Глоссарий

Географический детерминизм - подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

Историография– история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной проблеме.

Исторический материализм– составная часть марксизма; теория развития и познания общества. Исторический материализм исходит из признания первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к общественному сознанию; из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства.

Исторический процесс– расположенная во времени последовательность сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основа исторического процесса – исторические факты. Субъектами исторического процесса являются исторические личности, социальные группы и общественные объединения.

Метод -совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания.

Методология- теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания.

Национальное (этническое) самосознание– ощущение людьми общности их культуры и языка, заставляющее их думать о народе (нации) как едином целом.

Периодизация – установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии; временные и содержательные отрезки развития общества, отличающиеся друг от друга политическими, экономическими, социальными и другими основополагающими критериями.

Рационализм - подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

Формация (от лат. formatio – строй) - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) – степень, уровень материального и культурного развития общества.

Эволюционизм - подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

Персоналии

Гумилев Лев Николаевич(1912 – 1992), последователь учения академика В.И.Вернадского о биосфере, создатель глобальной концепции этнической истории нашей планеты, теории пассионарности (пассионарность – эффект избытка биохимической энергии живого вещества). Автор работ «Древняя Русь и Великая Степь», «Открытие Хазарии», «От Руси к России» и др.

Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) - русский литератор и историк, представитель сентиментализма, первым выдвинувший и начавший ее воплощение в художественной литературе, идею о сближении разговорного и официального делопроизводственного языка. В 1803 г. был назначен придворным историографом. Автор «Истории государства Российского», труда, ставшего самым значительным явлением в русской историографии первой половины XIX в.

Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) - русский историк, крупнейший представитель буржуазно-либеральной историографии. Наиболее известное из его произведений – лекционный «Курс русской истории».

Ломоносов Михаил Васильевич(1711 – 1765) – русский ученый-энциклопедист, автор «Древней Российской истории», основоположник антинорманнизма.

Покровский Михаил Николаевич (1868 – 1932) – русский историк, родоначальник марксистской концепции отечественной истории, автор трудов «Русская история с древнейших времен», «Историческая наука и борьба классов».

Соловьев Сергей Михайлович (1820 – 1879) - русский историк, представитель «государственной» исторической школы, ректор Московского университета, автор 29-томной «Истории России с древнейших времен».

Татищев Василий Никитич(1686 - 1750) - русский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого основательного труда по русской истории - «Истории Российской», сподвижник Петра I, основатель Екатеринбурга и Перми.

Вопросы для самоконтроля

1. Что и как изучает история?

2. Сравните понятия «формация» и «цивилизация». Почему цивилизационный подход в настоящее время получил широкое распространение?

3. Какие факторы оказывают влияние на формирование цивилизации?

4. Какой тип цивилизации характерен для России и почему?

5. Каких русских историков Вы знаете? Как они трактуют значение истории?

6. Какова периодизация истории России? В чем особенности различных периодизаций истории России?

7. Определите место и роль России в мировой истории.

Тест

1. Кто является основоположником истории:

а) Гесиод;

б) Геродот;

в) Тацит;

г) Нестор.

2. Предметом исторической науки является:

а) исторические факты;

б) природно-географические факторы развития общества;

в) деятельность исторических личностей;

г) общественные явления;

д) верно всё перечисленное.

3. Периодизация истории – это:

а) деление исторического процесса на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества;

б) деление истории для удобства её изучения;

в) деление истории в соответствии с мировоззренческими и научными взглядами ведущих историков.

4. Кто является основоположником концепции исторического материализма:

а) К. Маркс;

б) А. Тойнби;

в) В. Ленин;

г) С. Соловьёв.

5. Писатель-сентименталист и публицист, который, не являясь профессиональным историком, написал первую систематическую многотомную «Историю государства Российского»:

а) С.М. Соловьев;

б) Н.М. Карамзин;

в) В.О. Ключевский;

г) М.П. Погодин.

6. Соотнесите историков и их труды:

1) Н.М. Карамзин

2) В.О. Ключевский

3) М.Н. Покровский

а) «Историческая наука и борьба классов»

б) «Курс русской истории»

в) «История Государства Российского»

7. Соотнесите название исторической школы и период ее формирования:

1) дворянская историография

2) революционная историография

3) «государственная школа»

а) вторая половина XVIII в.

б) рубеж XIX - ХХ вв.

в) середина XIX в.

8. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением:

1) прогностическая

2) практически-рекомендательная

3) социальной памяти

а) выработка научно обоснованного политического курса

б) способ идентификации общества, личности

в) предвидение будущего

9. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли:

а) С. Соловьев и В. Татищев;

б) Н. Карамзин и М. Ломоносов;

в) О. Шпенглер и А. Тойнби;

г) В. Ленин и Г. Плеханов.

10. После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен:

а) волюнтаризм;

б) марксизм;

в) рационализм;

г) субъективизм.

Рекомендуемая литература

1. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. – М., 1992.

2. Алексеев Н. Русский народ и государство. – М., 2000.

3. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. – М., 1987.

5. Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М.: Наука, 1973.

6. Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980.

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

8. Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. – М., 1987.

9. Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. – Казань, 1991.

10. Историческая наука, вопросы методологии. – М., 1986.

11. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн. - М.: Наука, 1988.

12. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.

13. Леонтьев Е.Н. Восток, Россия и славянство. – М., 1985.

14. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М., 1989.

15. Образ России: Россия и русские в восприятии Запада и Востока. - СПб., 1998.

16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2004.

17. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. – М.: Академия/Academia, 2007.

18. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн. – М., 1988.

19. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

20. Тойнби А.Д. Постижение истории. – М., 1991.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1990.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.