Здавалка
Главная | Обратная связь

Состояние действующего законодательства.



1.1. Общие положения ГК о юридических лицах закрепляют традиционное для отечественного правопорядка определение юридического лица (п. 1 ст. 48 ГК), а также устанавливают принцип целевой правоспособности юридических лиц, разрешая большинству коммерческих организаций иметь общую правоспособность (ст. 49 ГК). В качестве учредительных документов юридического лица допускаются устав и учредительный договор, а также типовое положение (ст. 52 ГК) <1>. Законом закрепляются различные классификации юридических лиц (п. п. 2 и 3 ст. 48 и ст. 50 ГК). Большинство этих положений является общепринятым и не требует каких-либо кардинальных обновлений. Вместе с тем некоторые из них нуждаются в уточнении и совершенствовании.

--------------------------------

<1> Государственные корпорации в силу п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" вообще не имеют учредительных документов, функции которых выполняют федеральные законы об их создании.

 

1.2. В теоретической литературе отмечается неточность законодательного требования к юридическому лицу иметь имущество на вещном праве (п. 1 ст. 48 ГК), ибо на практике его имущество может состоять только в обязательственных правах (безналичные денежные средства на банковских счетах, арендованные объекты недвижимости и т.п.). Кроме того, в силу п. 1 ст. 56 ГК юридическое лицо по общему правилу отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только имуществом, принадлежащим ему на вещном праве.

1.3. Небесспорным является вопрос о законодательных классификациях юридических лиц. Так, подвергается критике деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, ибо последние также вправе в определенном объеме вести предпринимательскую деятельность. В связи с этим выдвигаются требования об уточнении критериев такого деления.

Необходимость различия юридических лиц в зависимости от отношения их учредителей к имуществу юридического лица (п. п. 2 и 3 ст. 48 ГК) вызвана необходимостью указать на отсутствие "долевой" ("коллективной") или какой бы то ни было иной "собственности" учредителей (участников) юридических лиц на их имущество. В противном случае (к сожалению, до сих пор иногда закрепляемом законодательно <1>) исчезает имущественная обособленность юридического лица как самостоятельного собственника своего имущества, а в конечном счете теряет смысл и сама эта юридическая конструкция. Но, с другой стороны, это деление юридических лиц не отличается необходимой для закона точностью, ибо, например, участники хозяйственных обществ, товариществ и кооперативов имеют в отношении указанных юридических лиц не только обязательственные, но и прежде всего корпоративные права.

--------------------------------

<1> Так, в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение "права государственной и муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц", т.е. образование общей долевой собственности на их имущество (уставный капитал), субъектами которой в соответствии с данной нормой Закона становятся публично-правовые образования и либо само юридическое лицо, либо его участники. При этом, разумеется, остается без внимания необходимость несения такими "сособственниками" полной (долевой) ответственности по долгам соответствующего юридического лица.

 

1.4. Некоторые вопросы вызывает статус органов юридического лица. В частности, если они являются частью юридического лица, а не самостоятельными субъектами гражданского права, то каким образом они могут нести имущественную ответственность перед юридическим лицом за свои действия (п. 3 ст. 53 ГК РФ)? Вместе с тем представляется необходимым усиление имущественной ответственности органов юридических лиц за действия, нарушающие интересы последних.

1.5. В некоторых уточнениях нуждаются правила о наименовании юридического лица (ст. 54 ГК РФ). Так, на практике возникают вопросы об использовании в наименованиях юридических лиц наименований публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), ибо пока они решены лишь в отношении использования наименования "Российская Федерация".

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.