Требования к зданиям учреждений образования
┌───────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Объект │ Требования по критериям │ │ ├────────────┬───────────────┬────────────┬─────────────────────┤ │ │доступности │ безопасности │информатив- │ комфортности │ │ │ │ │ ности │ │ ├───────┼────────────┼───────────────┼────────────┼─────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───────┼────────────┼───────────────┼────────────┼─────────────────────┤ │1 │2.1 Подъем│3.1 Лифт для│4.1 В│5.1 Поручни на│ │Входы, │на площадку│учащихся-инва- │вестибюлях │ограждениях лестниц│ │общее │крыльца в│лидов, │учреждений │следует │ │комму- │учреждениях │передвигающихся│образования │предусматривать на│ │никаци-│общего и│в инвалидном│следует │высоте 0,5 м (в блоке│ │онно- │начального │кресле, в│предусматри-│начальных классов);│ │рекреа-│профессиона-│учреждениях │вать │0,7 и 0,9 м. │ │ционное│льного │общего │электронные │5.2 Если лестницы│ │прост- │образования │образования, а│часы и│крыльца проектируются│ │ранство│- по│также │календарь │без ограждения (с│ │здания │пандусу, в│начального и│ │двух- или│ │ │учреждениях │среднего │ │трехсторонним │ │ │среднего и│профессиональ- │ │спуском), их следует│ │ │высшего │ного │ │оборудовать │ │ │профессиона-│образования │ │поручнями, │ │ │льного │должен │ │крепящимися к│ │ │образования,│предусматрива- │ │фасадной поверхности│ │ │в центрах│ться в│ │или на отдельных│ │ │переквалифи-│специальном │ │опорах. │ │ │кации - по│лифтовом холле│ │5.3 Следует│ │ │пандусу или│с ограниченным│ │предусматривать зоны│ │ │с │доступом в него│ │отдыха для│ │ │применением │остальных │ │учащихся-инвалидов: │ │ │специального│учащихся │ │3-4 места в каждой│ │ │подъемника. │ │ │рекреации, 5-6 мест в│ │ │2.2 Наличие│ │ │гардеробе верхней│ │ │не менее│ │ │одежды. │ │ │одного лифта│ │ │5.4 Зоны переодевания│ │ │для │ │ │учащихся-инвалидов в│ │ │учащихся, │ │ │гардеробе должны│ │ │передвигаю- │ │ │размещаться в стороне│ │ │щихся в│ │ │от транзитных│ │ │инвалидном │ │ │проходов и иметь│ │ │кресле и с│ │ │специальное │ │ │нарушениями │ │ │оборудование: │ │ │сердечно-со-│ │ │поручни, скамьи│ │ │судистой и│ │ │шириной не менее 0,4│ │ │легочной │ │ │м, полки и крючки для│ │ │системы. │ │ │сумок и одежды, места│ │ │2.3 Если│ │ │для сидения и│ │ │ширина │ │ │переодевания. Вблизи│ │ │коридора │ │ │следует │ │ │менее 1,8 м,│ │ │предусматривать │ │ │рекомендует-│ │ │индивидуальные камеры│ │ │ся │ │ │хранения личных вещей│ │ │предусматри-│ │ │и учебников, │ │ │вать через│ │ │5.5 При входной│ │ │каждые 10-15│ │ │группе помещений│ │ │м длины│ │ │следует │ │ │коридора, но│ │ │предусматривать │ │ │не менее│ │ │телефоны-автоматы, │ │ │одного на│ │ │другие устройства│ │ │коридор, │ │ │внешней и внутренней│ │ │карман │ │ │двусторонней связи.│ │ │глубиной 1,8│ │ │Телефоны-автоматы │ │ │м, длиной -│ │ │следует крепить на│ │ │3,0 м │ │ │высоте (до│ │ │ │ │ │номеронабирателя) не│ │ │ │ │ │выше 0,85 м. │ │ │ │ │ │ │ │2 │2.4 Все│3.2 │4.2 │5.6 В зоне│ │Основ- │ученические │Стационарное │Ученические │специальных │ │ные │места для│крепление │места для│ученических мест для│ │учебные│учащихся-ин-│необходимо │учащихся-ин-│учащихся с нарушением│ │помеще-│валидов │предусматривать│валидов │ОДА и слепых следует│ │ния │следует │для │должны │предусматривать │ │ │оборудовать │ученических, │размещаться │дополнительное │ │ │одноместными│рабочих и│идентично в│пространство для│ │ │столами. │обеденных │однотипных │хранения │ │ │2.5 Места│столов, │учебных │индивидуальных │ │ │для учащихся│стульев, │помещениях │средств реабилитации│ │ │с нарушением│мольбертов, │одного │при передвижении,│ │ │зрения │кроватей в│учебного │личных индивидуальных│ │ │должны иметь│спальнях и т.п.│учреждения. │средств компенсации,│ │ │свободный │для учащихся с│4.3 Зону│личных вещей. │ │ │доступ с│нарушением ОДА.│специальных │5.7 Ученические места│ │ │двух сторон.│Кровати в│ученических │для учащихся с│ │ │2.6 В│спальнях и│мест в│нарушением слуха и│ │ │учебных │ученические │учебных │зрения должны иметь│ │ │мастерских │места в опытных│помещениях │дополнительное │ │ │общеобразо- │лабораториях и│следует │местное освещение│ │ │вательных │практикумах │выделять из│рабочего места. В│ │ │учреждений │ │общей │учебном помещении эти│ │ │следует │ │площади │места следует│ │ │предусматри-│ │помещений │располагать в первых│ │ │вать 3 места│ │рельефной │рядах и у окна. │ │ │по каждому│ │фактурой или│5.8 Ученические места│ │ │профилю │ │ковровым │для учащихся с│ │ │обучения для│ │покрытием │нарушением слуха│ │ │учащихся-ин-│ │поверхности │(слабослышащих) │ │ │валидов с│ │пола. │должны иметь│ │ │нарушением │ │4.4 В│возможность │ │ │ОДА. │ │многофункци-│оборудоваться │ │ │2.7 В│ │ональных │электроакустическими │ │ │мастерских │ │помещениях │приборами, │ │ │профессиона-│ │(группа │индивидуальными │ │ │льных │ │продленного │наушниками, а в│ │ │учебных │ │дня, │лекционных аудиториях│ │ │заведений │ │мастерские с│учреждений │ │ │для │ │разными │профессионального │ │ │учащихся, │ │видами │образования еще и│ │ │передвигаю- │ │деятельности│сурдотехнической │ │ │щихся в│ │, клубные и│аппаратурой. │ │ │инвалидном │ │кружковые │5.9 Вдоль свободных│ │ │кресле-коля-│ │помещения и│участков стен в│ │ │ске, ширину│ │т.п.) │безбарьерной зоне│ │ │свободного │ │следует │учебного помещения│ │ │прохода, а│ │предусматри-│рекомендуется │ │ │также │ │вать │предусматривать │ │ │расстояние │ │информацион-│опорный поручень на│ │ │между │ │ные │высоте 0,5 и 0,7 м -│ │ │станками │ │указатели │в помещениях│ │ │следует │ │размещения │начальных классов;│ │ │принимать не│ │функциональ-│0,7 и 0,9 м - для│ │ │менее 1,6 м │ │ных зон по│остального │ │ │ │ │видам │контингента учащихся.│ │ │ │ │деятельности│5.10 Диаметр поручня│ │ │ │ │ │- 0,35-0,45 м для│ │ │ │ │ │начальных классов и│ │ │ │ │ │0,45-0,55 м - для│ │ │ │ │ │остального │ │ │ │ │ │контингента учащихся │ ├───────┼────────────┼───────────────┼────────────┼─────────────────────┤ │3 Залы│2.8 На│должны │ │5.11 В│ │для │площади │оборудоваться │ │образовательных │ │физку- │спортивного │опорными │ │учреждениях в│ │льтур- │зала или в│поручнями │ │раздевальных │ │ных │отдельном │3.3 │ │физкультурного зала и│ │занятий│помещении │Раздевальная, │ │бассейнах для│ │, │следует │душевая и│ │учащихся-инвалидов │ │бассей-│предусмот- │туалет при│ │следует │ │ны, │реть │физкультурном │ │предусматривать │ │разде- │пространство│зале для│ │изолированную │ │вальные│(свободное │учащихся-инва- │ │раздевальную с душем│ │, │или со│лидов с│ │и туалетом │ │душевые│специальными│нарушениями ОДА│ │ │ │ │тренажерами)│должны │ │ │ │ │для занятий│предусматрива- │ │ │ │ │учащихся-ин-│ться отдельным│ │ │ │ │валидов, не│комплексом │ │ │ │ │имеющих │помещений с│ │ │ │ │противопока-│соответствующим│ │ │ │ │заний к│оборудованием. │ │ │ │ │физкультур- │3.4 В│ │ │ │ │ным занятиям│специальной │ │ │ │ │ │зоне │ │ │ │ │ │физкультурного │ │ │ │ │ │зала или в│ │ │ │ │ │специальном │ │ │ │ │ │помещении для│ │ │ │ │ │занятий │ │ │ │ │ │учащихся-инва- │ │ │ │ │ │лидов │ │ │ │ │ │общеобразовате-│ │ │ │ │ │льных │ │ │ │ │ │учреждений │ │ │ │ │ │следует │ │ │ │ │ │предусматривать│ │ │ │ │ │"мягкие стены"│ │ │ │ │ │для защиты от│ │ │ │ │ │травм │ │ │ └───────┴────────────┴───────────────┴────────────┴─────────────────────┘
12.8 В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6х9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с нарушением зрения и слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходов к входной двери и доске. 12.9 Требования доступности при проектировании относятся: к габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест, место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами; к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест; к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении; к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи). 12.10 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.), что создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.
Прочие помещения
12.11 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов-колясочников из расчета: в зале на 50 - 150 мест - 3-5 мест; в зале на 150-300 мест - 5-7 мест; в зале на 300 - 500 мест - 7-10 мест; в зале на 500 - 800 мест - 10-15 мест. Места для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.). 12.12 Часть обычных кресел в зале рекомендуется оборудовать специальными фиксирующими и опорными приспособлениями. Эти кресла из числа остальных следует выделить цветом, а в рядах напротив них поместить соответствующие визуальные указатели. 12.13 В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха в учреждениях общего образования - не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося - 1,2х1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале. 12.14 В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных рабочих мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно - для учащихся с ослабленным зрением. 12.15 Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде изолированных барьерами индивидуальных полукабин. Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,65 м. 12.16 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м. 12.17 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно. 12.18 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать расширенный состав медицинских помещений, в том числе в расчете на медицинскую и психологическую реабилитацию учащихся-инвалидов: кабинет психоневролога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование. 12.19 В туалетах один из писсуаров следует располагать на высоте не более 0,4 м от уровня пола и оборудовать его вертикальными поручнями с двух сторон. Одна из раковин в помещении умывальной в общеобразовательных учреждениях должна крепиться на высоте 0,65 м от пола.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|