Здавалка
Главная | Обратная связь

Состояние и оценка действующего законодательства.



1.1. Количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве избыточно (от 19 до 27).

Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями.

1.2. Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды (формы) нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности.

Так, объединение работодателей, названное в Федеральном законе "Об объединениях работодателей" (п. 1 ст. 3) формой некоммерческой организации, а также торгово-промышленная палата <1> по существу являются объединениями юридических лиц (ст. 121 ГК). Общественный фонд <2> является обычным фондом, правовое положение которого регламентировано ст. 118 ГК. Практически не отличается от фонда и автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

--------------------------------

<1> См.: Закон РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

<2> Статьи 7 и 10 Федерального закона "Об общественных объединениях".

 

Товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, фонды взаимного кредитования и иные фонды, предусмотренные Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", общества взаимного страхования, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов. Адвокатские бюро и коллегии адвокатов, адвокатская палата субъекта Российской Федерации <1> являются по своей сути общественными организациями.

--------------------------------

<1> См. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

 

Основанные на членстве Российская академия наук и иные отраслевые государственные академии наук, составляющие по Закону особую организационно-правовую форму - "государственная академия наук" <1>, по существу являются бюджетными учреждениями с несколько расширенными (в сравнении с обычными государственными учреждениями) гражданско-правовыми правомочиями (создание других учреждений - институтов и территориальных отделений и центров).

--------------------------------

<1> См.: ст. 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

 

Излишним представляется также существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу).

Федеральный закон "Об общественных объединениях" (ст. 12) допускает возможность существования в качестве юридического лица (причем в особой организационно-правовой форме) органа общественной самодеятельности, которому статус юридического лица не нужен.

1.3. Отдельные виды юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим организациям. Потребительские общества, сбытовые (торговые) потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями - производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи <1>, негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, - хозяйственными обществами.

--------------------------------

<1> См.: Федеральные законы "О товарных биржах и биржевой торговле" и "О рынке ценных бумаг".

 

1.4. С точки зрения гражданского права не имеет существенных различий статус общественных организаций (объединений), политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций (объединений). Федеральные законы, регламентирующие особенности правового положения данных организаций, противоречивы и не согласованы ни друг с другом, ни с общими нормами ГК.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.