Здавалка
Главная | Обратная связь

Личные права и свободы



В отличие от большинства государств права, свободы и обязанности человека и гражданина в Великобритании не разделяются на конституционные (основные, общие) и отраслевые, имеющие специализированный характер (трудовые, земельные и проч.). Это обусловлено рассмотренной выше спецификой формы британской конституции. Содержание прав и свобод к тому же нередко определяется не законом, а обычаями. Основополагающим из них является правило, согласно которому можно делать все, что прямо не запрещено законом. «Гражданин может пойти или поехать, куда он захочет, при условии, что он не нарушает запретов и велений уголовного права или прав других лиц»*.

* Уэйд Э.К.С. и Филлипс Д.Г. Конституционное право. М.: ИЛ, 1950, с. 410.

 

Такой подход обусловливает преобладание негативного способа формулирования прав и свобод человека в статутном регулировании. По выражению А.В. Дайси, классика британского конституционализма, права и свободы частных лиц являются не следствием, а источником законов. Поэтому при использовании позитивной регламентации прав и свобод сама собой является мысль, что право может быть приостановлено или совсем отнято с такой же легкостью, как оно было провозглашено. Для этого достаточно всего лишь изменить текст закона. Британская же доктрина такую возможность отвергает: права и свободы имеют естественный характер, они не зависят от провозглашения их в законе. Именно поэтому англичане всегда «обращали гораздо больше внимания на приискание средств, которыми можно заставить признавать права частных лиц, ... чем на провозглашение прав человека»*.

* Дайси А.В. Указ соч., с. 223.

 

В содержательном плане развитие прав и свобод в Великобритании вполне укладывается в русло тех общих тенденций, которые действуют повсеместно в мире. Более того, именно здесь некоторые из них были заложены. Действительно, Великая хартия вольностей, Билль о правах, Хабеас корпус акт и ряд других стали первыми правовыми актами, обеспечивающими гражданские и политические права и свободы человека и дали мощный импульс развитию этого института как существенного элемента современной цивилизации.

В период, последовавший за Второй мировой войной, был принят ряд статутов, направленных на дальнейшее утверждение гуманистических и либеральных ценностей, а также на усиление социального характера государства. В отличие от прежней традиции английского права стали признаваться не только индивидуальные, но и коллективные права.

В качестве наиболее значимых личных прав физических лиц доктрина признает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и отсутствие дискриминации, а также свободу передвижения. Право на жизнь гарантируется прежде всего отменой смертной казни: в 1965 г. — временно, а в 1969 г. — постоянно (хотя формально продолжают действовать статуты, предусматривающие смертную казнь за государственную измену, пиратство и поджог королевских доков, смертные приговоры по таким делам уже несколько десятилетий не выносятся). Право на свободу и личную неприкосновенность заключается в том, что «никто не может быть арестован, посажен в тюрьму, подвергнут физическому стеснению, если такой образ действия не имеет законного оправдания»*. Последнее же имеет место только в двух случаях: как мера пресечения при наличии обвинения в совершении лицом преступления и необходимости предания его суду, а также если преступление лица доказано судом и это лицо должно понести наказание. Право на свободу гарантируется актами уголовно-процессуального законодательства, принятыми на основе Хабеас корпус акта и Билля о правах.

* Дайси А.В. Указ соч., с. 232.

 

Однако законодательство Великобритании направлено не только на гарантированность личных прав и свобод физических лиц. Оно содержит и определенные, по мнению законодателя — необходимые, их ограничения.

Так, свобода передвижения внутри страны в соответствии с Актом об общественном порядке 1986 г. может быть ограничена в отношении определенного лица органами полиции, если у них имеются достаточные основания полагать, что данная свобода используется соответствующим лицом в целях совершения преступления.

В связи с обострением обстановки в Северной Ирландии (Ольстере) в этой части страны с 1973 г. действует Акт о чрезвычайном положении, предоставляющий чрезвычайные полномочия силам безопасности. Акт носит временный характер, нуждаясь в периодической пролонгации Парламентом. Очередное продление его действия состоялось в конце 1995 г. после того, как летом террористическая организация Ирландская республиканская армия объявила об отказе от соблюдения прекращения огня, действовавшего в Ольстере с 31 августа 1994 г. в соответствии с межправительственным англо-ирландским договором, и провела серию террористических акций. Актом данная организация запрещена.

Североирландским фактором, а также всплеском терроризма в стране обусловлено и принятие, начиная с 1974 г., ряда законов о предупреждении терроризма, ограничивающих личные права. В настоящее время действует Акт о предупреждении терроризма 1989 г. Он определяет терроризм как применение силы для достижения политических целей и ограничивает права лиц, подозреваемых в нем, в сфере уголовного преследования. Такие лица могут быть задержаны на 48 часов без судебной проверки оснований для задержания, а с согласия государственного секретаря внутренних дел — еще на пять суток.

Акт о чрезвычайном положении допускает в отношении лиц, подозреваемых в принадлежности к запрещенным организациям либо в террористической деятельности, превентивный арест на срок до одного года, а в некоторых случаях — издание приказа о высылке из Северной Ирландии либо о запрете въезда на ее территорию или на территорию Соединенного Королевства сроком до трех лет. Лица, обвиняемые в терроризме, не могут требовать суда присяжных и ограничены в использовании права на защиту.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.