Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционное развитие



 

Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конституцией. Вместе с тем есть все основания полагать, что Франция держит в Европе рекорд по числу разработанных и действовавших в ней конституций со времени Великой революции конца XVIII в.

После Второй мировой войны в 1946 г. Франция получила самую демократическую в своей истории Конституцию, однако эта Конституция не смогла гарантировать политическую стабильность в стране. Путч в Алжире, бывшем тогда французским владением, и угроза гражданской войны в самой метрополии повлекли принятие 1 июня 1958 г. закона о наделении генерала де Голля полномочиями по выработке новой Конституции. Предусматривалось, что выработанный Правительством проект Конституции по получении заключения Государственного совета будет вынесен на референдум и после промульгации Президентом республики вступит в силу через восемь дней после его принятия. Одновременно Конституционным законом от 3 июня 1958 г. образовывался Консультативный комитет, который должен был включить членов обеих парламентских палат: нижней — Национального собрания и верхней — Совета республики. Общая доля парламентариев в комитете должна была составлять 2/3 членов. В соответствии с декретом от 16 июля 1958 г. о Конституционном консультативном комитете он включал 16 членов, назначавшихся комиссией всеобщего голосования Национального собрания, и 10 членов, назначавшихся аналогичной комиссией Совета республики, а 13 членов подбирались Правительством из числа «компетентных лиц» и назначались его декретом. Названный Комитет должен был рассматривать подготовленный Правительством проект с точки зрения условий, установленных для Конституции законом от 3 июня 1958 г.

Эти условия по существу состояли в следующем.

Всеобщее голосование должно было оставаться источником власти, а законодательная и исполнительная власть — быть производными от такого голосования. Обе эти ветви власти должны были быть разделены, а судебная власть — сохранять, независимость, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содержащихся в преамбуле Конституции 1946 г. и в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Правительство должно было нести ответственность перед Парламентом. Наконец, Конституция должна была организовать отношения Франции с народами ее колоний.

Делегированный способ создания Конституции противоречил прежним французским традициям: ранее все республиканские конституции разрабатывались выборными учреждениями.

Подготовленный сотрудниками Шарля де Голля проект Конституции после обсуждения в Консультативном комитете и в Совете министров был вынесен на референдум и одобрен 28 октября 1958 г. Так в истории Франции начался период, именуемый Пятой республикой Конституция 1958 г. стала 17-й с 1789 г. и оформила 22-й по счету политический режим в стране*.

* См.: Debbasch Ch., Bourdon J., Pontier J.M., Ricci J.C. La V-e Rpublique. P.: Economica, 1985, p. 5.

 

Переходные положения Конституции уполномочили Правительство создать путем ордонансов, имеющих силу закона, в течение четырех месяцев после промульгации Конституции предусмотренные ею институты Республики и в течение шести месяцев — институты Сообщества (так новая Конституция стала именовать прежний Французский Союз — юридическое объединение метрополии с ее колониальными владениями). Четырехмесячный переходный период закончился в полночь 4 февраля 1959 г. За это время Правительство издало 296 ордонансов, многие из которых могли быть востребованы только в будущем. В результате такой делегации полномочий была создана нормативная база нового конституционного режима.

В дальнейшем Конституция была несколько раз новеллизована. До середины 1996 г. она претерпела девять пересмотров, из которых одни носили технический характер, другие же кардинально влияли на ее содержание.

Наиболее важная реформа была предпринята в ноябре 1962 г.; она установила новый порядок избрания Президента Республики. Этот пересмотр был оформлен на референдуме 28 октября 1962 г. Ш. де Голль применил для пересмотра процедуру ст. 11 Конституции, хотя действовала, как и действует сейчас, специальная норма ст. 89.

20 декабря 1903 г. Конгрессом (т. е. совместно заседающими палатами Парламента) было изменено время проведения парламентских сессий (ст. 28). Конституционным законом от 29 октября 1974 г., ратифицированным Конгрессом, была изменена ст. 61 Конституции и расширен круг субъектов, имеющих право запроса Конституционного совета — органа конституционного контроля страны. Также Конгрессом 18 июня 1976 г. была преобразована ст. 7 Конституции и уточнен порядок избрания главы государства.

Следующая по счету процедура конституционного пересмотра состоялась спустя более 15 лет после названной. Она положила начало серии пересмотров, значительно преобразовавших Конституцию. Конституционным законом от 25 июня 1992 г. были изменены ст. 2, 54 и 74 и включен новый раздел «О Европейских сообществах и Европейском союзе». Этот конституционный закон также был одобрен Конгрессом. Чуть более года спустя, а именно Конституционным законом от 27 июля 1993 г., были изменены ст. 65 и 68 и включены новый раздел «Об уголовной ответственности членов Правительства» и новая ст. 93, по характеру относящаяся к переходным положениям. Пересмотр был ратифицирован Конгрессом. Через четыре месяца Конституционным законом от 25 ноября 1993 г. в Конституцию была включена статья 53-1, касающаяся международных соглашений о предоставлении права убежища. Ратификация поправки также была проведена Конгрессом.

Конституционный закон от 4 августа 1995 г. изменил ст. 11 (положения о референдуме), 28 (нормы о парламентской сессии) и ряд связанных с ней других статей, а также ст. 26 (о парламентской неприкосновенности) и отменил положения о Сообществе и переходные положения Основного закона, внес в конституционный текст некоторые связанные с этим другие изменения. И этот конституционный закон был одобрен Конгрессом.

Наконец, Конституционный закон, принятый Конгрессом 19 февраля 1996 г., изменил ст. 34 (полномочия Парламента), 39 (нормы о процедуре внесения финансовых законопроектов) и включил новую ст. 47-1 (о процедуре рассмотрения законопроектов о социальном обеспечении).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.