Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика действующей конституции



Французская юридическая конституция в материальном смысле включает три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Это следует из первой части преамбулы Конституции 1958 г., которая гласит: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.». С помощью такой отсылки составители Конституции 1958 г. избежали включения в ее текст перечня гарантируемых прав и свобод. Конституционный совет в своих решениях неоднократно указывал на Декларацию 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. (впервые соответственной 1974 и 1975 гг.) как на составные части действующей конституции и включил их в тот блок законов, соответствие которому остальных актов он проверяет.

Вряд ли, однако, это можно считать удачным выходом из положения: мировой опыт конституционализма показывает, что время от времени перечень конституционных прав и свобод пополняется и обеспечивается все новыми гарантиями. Декларация же 1789 г., как и преамбула Конституции 1946 г., — это, с текстуальной точки зрения, застывшие памятники права, новеллизовать которые просто неуместно. Кроме того, положения преамбул к конституциям обычно судебной защитой не пользуются.

Например, если преамбула Конституции США 1787 г. не обладает юридической силой, а указывает лишь направления, в которых суды должны рассматривать дела, то во Франции проблема стоит совершенно иначе. Здесь во времена Четвертой республики суды мало-помалу признали юридическую силу Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулы к Конституции 1946 г. и стали их применять, несмотря на отсутствие в тексте этой Конституции прямых соответствующих намерений учредителей*. В частности, суды признали право на забастовку.

* См.: Chantebout В. Droit constitutionnel et science politique. Douzieme edition. P.: Armand Coline editeur, 1995, p. 5.

 

Вступление в силу Конституции 1958 г. значительно усилило юридическое значение норм названных Декларации 1789 г. и преамбулы Конституции 1946 г., позволив осуществлять конституционный контроль за законами по отношению к этим документам. Данному обстоятельству способствовала формулировка преамбулы Конституции 1958 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.». В ряде последовательных решений Конституционный совет истолковал эту формулу как намерение учредителей добиться соблюдения названных актов, о которых не заставили себя подумать создатели предыдущей Конституции. Первым решительным шагом в названном направлении стало решение по делу о свободе ассоциаций, рассмотренному Конституционным советом 16 июля 1971 г.* Он признал, что эта свобода, установленная в Законе о договоре образования ассоциации 1901 г., имеет позитивное и конституционное значение.

* Перевод решения и пояснения см.: Маклаков В.В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. М.: ВЮЗИ, 1988, с. 45 — 54.

 

В настоящее время в науке французского конституционного права общепризнанно существование «конституционного блока» («bloc de constitutionnalite»), включающего три иерархических элемента: Конституцию 1958 г.; «принципы, имеющие конституционную силу», которые содержатся в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в преамбуле Конституции 1946 г. или которые Конституционный совет объявит «признаваемыми законами Республики»; органические законы.

В следующем параграфе мы упомянем ту часть второго элемента юридической французской конституции в материальном смысле, которая не представляет собой единого акта, а включает принципы конституционного характера, содержащиеся в ряде законов, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Что же касается самой Конституции 1958 г., то в нынешней редакции она состоит из краткой преамбулы и 17 разделов, хотя два из них (XIII и XVII) не содержат каких-либо норм. Они были исключены Конституционным законом от 4 августа 1995 г., но заголовки разделов остались нетронутыми. В тексте Конституции содержатся 89 статей, из которых несколько имеют двойные номера (например, 88-1, 88-2), поскольку были включены, в текст позднее, а менять в связи с этим общую нумерацию статей французский законодатель не пожелал. Номера же разделов Конституции после включения новых подвергались изменению, хотя и не всегда. Ныне в Конституции фактически 15 разделов.

Вопрос о верховенстве Конституции в национальной правовой системе имеет во Франции свои особенности, не в последнюю очередь связанные с участием ее в Европейских сообществах (в Европейском объединении угля и стали, Европейском агентстве по атомной энергии и Европейском экономическом сообществе) и в Европейском союзе. Признаваемый Конституцией примат международного права над внутренним законодательством обусловлен прежде всего требованием взаимности: «Договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные, с момента их опубликования имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной» (ст. 55 Конституции). Но есть основания утверждать, что этот примат вообще не распространяется на конституционные нормы. Так, согласно ст. 54 Конституции, в случае установления Конституционным советом по запросу Президента Республики, Премьер-министра, председателя одной из палат Парламента, 60 депутатов или 60 сенаторов противоречия международного обязательства Конституции разрешение на ратификацию или одобрение такого рбязательства может быть дано только после пересмотра Конституции. Такой случай, правда, единственный пока в истории страны, уже имел место.

Запрошенный 11 марта 1992 г. Президентом республики о соответствии Конституции Договора о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г., Конституционный совет в своем решении от 5 апреля того же года объявил о неконституционности следующих положений:

участие «европейских граждан» (т. е. граждан других государств — членов Европейских сообществ) в муниципальных выборах, начиная с 1995 г.;

определение политики в выдаче виз, начиная с 1996 г., по решению Совета министров Сообществ квалифицированным большинством;

введение единой денежной единицы вместо французского франка (замена денег планировалась на период между 1 января 1997 г. и 1 января 1999 г.).

В результате ратификация Маастрихтских соглашений могла быть осуществлена только после изменения Конституции. Как следствие этого решения Правительство внесло в Парламент проект ее пересмотра, который и был одобрен Конституционным законом от 25 июня 1992 г.

Конституция ныне в достаточной мере приспособлена к развивающейся в Европе межгосударственной интеграции. Так, включенные в июне 1992 г. ст. 88-1 — 88-4 предусматривают добровольную передачу Францией Европейским сообществам и Европейскому союзу определенной компетенции, в осуществлении которой Франция будет участвовать в рамках этих объединений, передачу на условиях взаимности компетенции для учреждения Европейского экономического и финансового союза, включая установление правил пересечения его внешних границ, предоставление на условиях взаимности избирательных прав на муниципальных выборах гражданам других государств — участников Европейского союза.

В ст. 89 Конституции урегулирован порядок ее пересмотра. С инициативой такого пересмотра могут выступать Президент республики по предложению Премьер-министра и члены Парламента. На практике Президент неоднократно выступал с инициативой пересмотра Конституции, не ожидая предложения Премьер-министра. Что же касается членов Парламента, то им не удается внести свой проект в повестку дня заседаний палат из-за противодействия Правительства. Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами Парламента и одобрены на референдуме. Однако Президент может передать принятый палатами проект пересмотра на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса (здесь члены обеих палат действуют в качестве единой коллегии), где для одобрения проекта требуется 3/5 поданных голосов. Можно констатировать, что это преобладающий способ изменения Конституции.

На практике процедура пересмотра Конституции до сих пор всегда начиналась по инициативе Правительства. Это не означает, что парламентарии не предпринимают никаких усилий для того, чтобы изменить Конституцию. С начала действия этого акта по 31 декабря 1995 г. было внесено 290 предложений о его пересмотре со стороны членов Парламента, в каждом из которых предлагалось изменить от одной до 17 статей. С наиболее кардинальной реформой выступал депутат от фракции Демократического центра П. Кост-Флоре 2 ноября 1962 г.: он предложил изменить 17 статей и ввести президентскую форму правления*.

* Перечень законодательных предложений парламентариев см.: Les revisions de la Constitution de 1958//La Documentation francaise. Documents d'Etu-des. № 1.20 Edition 1996, p. 53 — 59.

 

Кроме перечисленных ранее девяти доведенных до конца пересмотров было еще пять, которые либо прошли через Парламент, но не были представлены на ратификацию (например, в октябре 1973 г. о продолжительности президентских полномочий), либо были только внесены Правительством в Парламент, либо в процессе обсуждения отзывались из него.

Конституция запрещает начинать или продолжать процедуру пересмотра при наличии посягательств на целостность территории страны, а также устанавливает, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

Нельзя не вспомнить в связи с этим, что в 1962 г. Президент де Голль вынес непосредственно на референдум проект изменения ст. 6 и 7 Конституции, регулирующих порядок выборов Президента. Несоблюдение при этом норм ст. 89 Конституции он обосновал ссылкой на ее ст. 11, согласно которой Президент по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат, опубликованному в «Журналь офисьель де ла Репюблик Франсэз»*, может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. Поскольку Парламент выступил против такого решения, де Голль распустил Национальное собрание и получил для своего проекта необходимое большинство на референдуме. Правда, повторная попытка действовать таким же образов в 1969 г. успеха не имела. Ш. де Голль вынес на референдум новый проект пересмотра Конституции, который отменял или изменял 23 ее статьи — ровно четвертую в то время часть, не говоря уже о полной или частичной отмене или замене ряда органических и обычных законов и многих статей Избирательного кодекса. Реформа предполагала упразднить оппозиционный в то время Сенат, вместо которого создавалась верхняя палата, построенная на корпоративной основе по примеру Экономического и социального совета; кроме того, учреждались крупные территориальные единицы — регионы. Проект Ш. де Голля на референдуме был отклонен, а сам он ушел в отставку. Последующие президенты к такому способу изменения Конституции не прибегали**.

* «Journal Officiel de la Republique Franсaise» — официальный вестник Французской Республики.

** Сменивший де Голля на посту Президента Жорж Помпиду намеревался в 1973 г. также использовать для изменения Конституции ст. 11, однако смерть помешала ему это сделать. См.: Круглоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М.: Наука, 1980, с. 150.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.