Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционные основы политической системы.



 

Характеристика главных задач публичной власти, основных принципов ее организации и деятельности содержится в Декларации. Согласно ее ст. 2, «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». А в ст. 16, напомним, сказано, что общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции. В соответствии со ст. 3 Декларации источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Эти принципы лежат в основе демократической организации государства не только во Франции, но и в большинстве стран современного мира. Выше уже цитировалась ст. 12, где, в частности, говорится, что государственная сила необходима для гарантии прав человека и гражданина. А ст. 15 провозгласила, что общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Преамбула Конституции 1946 г. определила ряд принципов французской внешней политики. В абзацах четырнадцатом и пятнадцатом сказано, что республика, верная своим традициям, придерживается норм международного публичного права, не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа. При условии взаимности она соглашается на ограничения суверенитета, необходимые для организации и защиты мира.

Конституция определила основные характеристики государства, установив, что Франция — неделимая, светская, демократическая и социальная республика (ст. 1, предложение первое), принципом которой является правление народа, народом и для народа (ч. 4 ст. 2). Эти положения повторяют нормы, содержавшиеся в ст. 1 и 2 Конституции 1946 г. В ст. 2, кроме того, определены символы государства: национальная эмблема — трехцветный сине-бело-красный флаг, национальный гимн «Марсельеза» и девиз Республики «Свобода, Равенство, Братство», восходящие, как известно, ко временам Великой революции 1789 г., дата которой — 14 июля — доныне отмечается как национальный праздник, несмотря на последовавший якобинский террор и другие трагические события, связанные с этой революцией. В июне 1992 г. ст. 2 была дополнена еще одной нормой: «Французский язык является языком Республики». Франция, таким образом, восприняла практику некоторых зарубежных конституций о собственной языковой идентификации*.

* Сходные положения содержатся, например, в ч. 1 ст. 3 Конституции Испании 1978 г., в ст. 8 Конституции Ирландии 1937 г. (ирландский язык является первым официальным языком, английский — вторым); Конституция Бельгии в редакции 1994 г., хотя прямо не называет языков своей страны, но в ст. 4 учреждает четыре лингвистических области — французского языка, нидерландского языка, двуязычную область столицы Брюсселя и область немецкого языка.

Неделимость — константа французского государства. Еще 25 сентября 1792 г. Конвент провозгласил: «Республика едина и неделима». Покушение на целостность территории республики наказуемо согласно ст. 86 — 88 Уголовного кодекса в редакции 1832 г., действующего в настоящее время, как преступление против безопасности государства.

Однако Конституция 1958 г. отнесла этот принцип только к метрополии. Народам заморских территорий, которые пожелали бы присоединиться к республике, в преамбуле Конституции были предложены «новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию». Те колонии, которые на референдуме отклонили бы Конституцию, должны были немедленно получить независимость. Так в полночь 30 сентября 1958 г. стала независимой Гвинейская Республика. Колонии, одобрившие Конституцию, включались в Сообщество в качестве государств-членов либо преобразовывались в заморские департаменты метрополии или в ее заморские территории. К 4 февраля 1959 г, республика стала числить в своем составе, помимо департаментов в европейской ее части, также четыре заморских департамента и шесть заморских территорий (в настоящее время в составе страны четыре заморских департамента и четыре заморские территории). В последующие годы члены Сообщества обрели государственную независимость, Сообщество распалось, однако конституционные нормы о нем формально продолжали действовать до августа 1995 г. Экономическое и политическое влияние Франции на ее бывшие колонии остается значительным.

Впрочем, принцип неделимости Конституция не трактует слишком жестко. Согласно ч. 3 ст. 53, «никакие уступка, обмен или присоединение территории недействительны без согласия заинтересованного населения». Конституционный совет в своем решении от 30 декабря 1975 г. истолковал данное положение как допускающее возможность уступки территории иностранному государству, образования на ней независимого государства или ее присоединения к независимому государству.

Светский характер французского государства означает отсутствие официальной религии и признание за гражданами свободы исповедовать любую веру или не исповедовать никакой. Этот конституционный принцип был установлен еще Законом 1905 г. об отделении церкви от государства: «Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободу религиозных отправлений при соблюдении единственного ограничения, устанавливаемого в интересах соблюдения общественного порядка»; «Республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей». Уголовный кодекс предусматривает ответственность священнослужителей за совершение обряда бракосочетания до заключения гражданского брака. Эти положения могут сегодня рассматриваться как развивающие ст. 1 Конституции и положения преамбулы Конституции 1946 г. об обеспечении равенства всех граждан независимо от отношения к религии.

Сказанное, однако, не запрещает государству устанавливать отношения с церквами, действующими на его территории. Так, на территории Эльзаса и Лотарингии традиционно действуют конкордаты, заключенные со Святым престолом в Ватикане. В заморском департаменте Гвиана не признается отделение церкви от государства.

Характеристика Франции как демократической республики была впервые включена в Конституцию 1848 г. (Конституцию Второй республики). Тогда это означало введение, а точнее — восстановление всеобщего избирательного права для мужчин. Ныне содержание этого принципа определяется ст. 3 Конституции, согласно которой национальный суверенитет принадлежит народу, осуществляющему его через своих представителей и путем референдума. Осуществление суверенитета не может узурпироваться никакой частью народа и никаким отдельным лицом. Выборы в соответствии с Конституцией могут быть прямыми и косвенными, но всегда являются всеобщими, равными и тайными.

Установленная Конституцией форма правления может быть определена как смешанная республика. Президент республики избирается гражданами и обладает важными дискреционными полномочиями (признаки президентской республики), но назначаемое им Правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак парламентарной республики). В то же время нельзя не отметить выраженную антипарламентскую направленность Конституции, что превращает ее в своего рода антипод предыдущей Конституции 1946 г.* Ниже будет показано, в чем эта направленность проявилась. В центр системы власти Конституция поместила Президента, о чем также речь пойдет ниже (см § 5).

* Известный французский конституционалист Марсель Прело отмечал: «Существует закон, действующий на протяжении всей конституционной истории; он заключается в том, что всякая новая конституция вырабатывается либо по аналогии с предшествующим конституционным режимом, либо, наоборот, в порядке противопоставления ему». Прело М. Конституционное право Франции М.: ИЛ, 1957, с. 102.

 

Если внимательно читать Конституцию, трудно избавиться от впечатления, что демократический характер Республики только провозглашен, а в действительности Конституция оформляет режим личной власти Президента. Анализ же практики функционирования власти показывает, что политический режим во Франции тем не менее демократичен, поскольку мощные силовые полномочия Президента и Правительства либо не используются, либо используются весьма осторожно. Но забывать о конституционных возможностях ограничения демократии вряд ли стоит.

Термин «социальная республика» впервые был включен в Конституцию 1946 г., преамбула которой, продолжающая действовать, содержит целый ряд соответствующих принципов: гарантии социальных прав и соответствующие обязанности нации.

Следует отметить, что в ст. 4 Конституции впервые во французской конституционной истории определяется роль политических партий и группировок, создание и деятельность которых, как указывалось, свободны. Они способствуют выражению мнений в ходе выборов и обязаны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии. В отличие от других стран партии во Франции не обладают какими-либо юридическими признаками, которые отличали бы их от иных общественных объединений. Правовое положение партий подпадает под общий режим ассоциаций, который установлен Законом о договоре образования ассоциации 1901 г.

Во Франции политические партии пользуются статусом обычной ассоциации, т. е. таким же, как ассоциации родителей учеников или общества филателистов. Таким образом, чтобы получить юридическую правоспособность, политическая партия, как и иная ассоциация, должна представить в префектуру департамента или супрефектуру округа декларацию, в которой указаны название или цель ее существования, местонахождение ее учреждений и фамилии, занятия и местожительство тех, на кого по какому-либо основанию возложено управление или руководство ею. К декларации должны прилагаться два экземпляра устава.

Свобода образования политических партий определена Конституционным советом в решении от 16 июля 1971 г. в качестве «основного принципа, признаваемого законами Республики». Партиям, как и иным ассоциациям, для обретения правоспособности необходима регистрация, осуществляемая по установленной процедуре. Впрочем, при некоторых чрезвычайных обстоятельствах суды признают правоспособность и незарегистрированных политических партий.

Вопрос о финансировании политических партий долгое время составлял их собственную проблему. Однако рост расходов на пропаганду в послевоенное время нередко побуждал политические партии и их выборных представителей к использованию различных нечестных, запрещаемых законом источников, к коррупции, злоупотреблению служебным положением, оказанию давления и др. Эта практика получила особенно широкое распространение в 80-х гг., что привело к серии политических скандалов, причем часто в них были замешаны партии, находившиеся у власти. В 1988 г. Парламент решил «морализировать политическую жизнь», приняв Закон о финансовой гласности политической жизни, которым были установлены некоторые правила финансирования политических партий и регламентации финансовых расходов на выборах. Введенные нормы затем были усовершенствованы и развиты. Другими словами, с 1988 г. государство принимает участие в финансовых расходах политических партий в пределах сумм, каждый год устанавливаемой по предложению бюро парламентских палат; эти расходы вносятся в государственный бюджет с тем, чтобы затем быть распределенными между партиями. Например, в 1994 и 1995 гг. эта сумма была установлена в размере 526 млн. фр. Она делится на две равные части. Первая распределяется между партиями пропорционально числу полученных ими голосов на предыдущих парламентских выборах при условии, что они выдвигали своих кандидатов по меньшей мере в 50 избирательных округах или в одном или нескольких заморских департаментах и территориях (каждый голос, полученный политической партией, приносил ей 11,50 фр. в год). Вторая часть общей суммы распределяется между политическими формациями пропорционально численности их парламентариев.

Более того, согласно Закону 1995 г., каждой из партий предоставляется финансовая помощь в размере 2 млн. фр. даже в случае, если она не выполнила указанных ранее требований, но получила пожертвований по меньшей мере на 1 млн. фр. от по меньшей мере 10 тыс. физических лиц, проживающих по меньшей мере в 30 департаментах или территориальных коллективах заморских департаментов и территорий. Чтобы сократить возможности коррупции, даже косвенной — например, путем предоставления средств не в денежной, а натуральной форме или путем выписки счета, — этот же закон запретил юридическим лицам (за исключением политических формаций) финансировать политическую жизнь. Закон также ограничил и размер передаваемых политической партии пожертвований со стороны физических лиц, установив предел в 50 тыс. фр. в год. В случаях, когда пожертвование превышает 1 тыс. фр., оно должно быть оформлено чеком.

Важной формой контроля за финансированием политических партий служит представление финансового отчета, который визируется двумя подбираемыми партией по своему выбору бухгалтерами-ревизорами и передается ежегодно в Национальную комиссию по счетам избирательных кампаний и политическому финансированию. Последняя включает трех государственных советников (т. е. членов Государственного совета), трех советников Кассационного суда и трех советников Счетной палаты (об этих органах см. в § 5). Эта Комиссия рассматривает отчет, но не может его изменять. Отчет публикуется в обобщенном виде в «Журналь офисьель».

Политический плюрализм традиционно характерен для Франции. В стране действуют десятки политических партий, которые возникают, исчезают, сливаются, блокируются, меняют ориентацию и названия. Упомянем лишь наиболее влиятельные партии.

Если обратиться к левой части политического спектра, то следует упомянуть прежде всего Французскую коммунистическую партию (ФКП), основанную в 1920 г. и насчитывавшую на начало 90-х гг. около полумиллиона членов. Наивысший пик ее влияния приходится на первые послевоенные годы, когда авторитет партии опирался главным образом на ее заслуги в движении Сопротивления гитлеровским оккупантам (ее называли партией расстрелянных). В дальнейшем влияние партии падало, а банкротство мирового коммунизма на рубеже 90-х гг. серьезно подорвало это влияние. Тем не менее на выборах 1997 г. коммунисты увеличили свое представительство в Национальном собрании с 24 до 38 мандатов.

Из числа левых наиболее влиятельна Французская социалистическая партия (ФСП), которая существует с 1905 г., а с 1951 г. входит в Социалистический интернационал. Нынешнее название партия носит со времени своего идейного и организационного обновления в 1971 г. (до этого она именовалась СФИО — французская секция Социалистического интернационала). К началу 90-х гг. насчитывала около 200 тыс. членов. Выборы 1997 г. принесли ФСП относительное большинство мест в Национальном собрании.

К левой части политического спектра примыкают «зеленые», которые на выборах 1997 г. обрели парламентское представительство.

В середине спектра находятся существующий с 1976 г. Центр социальных демократов и созданное в 1972 г. Движение левых радикалов (примерно по 30 тыс. членов).

Правый фланг политического спектра занимают образованный в 1958 г. для поддержки Ш. де Голля Союз в защиту новой республики (ЮНР), позже преобразованный в Объединение в поддержку республики (Rassemblement pour la Republique), насчитывающий ныне около 900 тыс. членов, и Республиканская партия, образованная в 1977 г. на основе объединения существовавшей в то время Национальной федерации независимых республиканцев и небольшого объединения, поддерживавшего В. Жискар д'Эстена, ставшего позднее Президентом страны.

Трудно сказать, к какой части спектра относится усиливающий свое влияние радикально-националистический Национальный союз во главе с небезызвестным Ле Пэном, который считался праворадикальным, если не правоэкстремистским, формированием, но приютил в последнее время немало бывших коммунистов.

Профсоюзное движение во Франции имеет давние традиции, хотя далеко не все лица наемного труда состоят членами профсоюзов: в начале 90-х гг. только 10 % французской рабочей силы входило в них (в 1980 г. — 18 %).

Три главных объединения доминируют в профсоюзном движении. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), действующая с 1945 г., придерживается левого, преимущественно коммунистического, направления в своей деятельности. Конфедерация в начале 90-х гг. включала 855,6 тыс. членов. Другое объединение — «Форс увриер» («Рабочая сила»), основанное в 1947 г., включает 1 млн. членов и разделяет позиции главным образом Социалистической партии. Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), образованная в 1919 г. как Французская конфедерация христианских трудящихся, в 1991 г. включала 2300 профсоюзных организаций в 102 департаментах и заморских территориях, объединяя 558 тыс. членов. Конфедерация в своей деятельности соединяет традиционную борьбу за улучшение положения трудящихся с христианским мировоззрением.

В стране существуют и более мелкие профсоюзные объединения: Французская конфедерация кадровых работников (образована в 1944 г.) насчитывает 300 тыс. членов, Конфедерация свободных профсоюзов (существует с 1959 г.) — 250 тыс. членов, Французская конфедерация работников образования (основана в 1948 г.) — 395 тыс. членов, Национальная федерация профсоюзов наемных работников в сельском хозяйстве (основана в 1946 г.) на начало 90-х гг. имела 30 тыс. организаций в 92 департаментах с 700 тыс. членов.

Основу организаций предпринимателей Франции составляет Национальный совет французского патроната, образованный в 1946 г. Он объединяет владельцев и руководителей полутора тысяч компаний во всех секторах экономики страны. Кроме того, во Франции действуют многочисленные различного рода торговые и промышленные палаты, которые объединены в Ассамблею французских палат торговли и промышленности и также входят в другое объединение — Торговую и промышленную палату Парижа.

Основной из действующих во Франции церквей является римско-католическая церковь, в организационном отношении разделенная на 19 архиепископств, в которые входят 93 епархии. 80 % населения Франции исповедуют именно эту религию. Протестанты, насчитывающие в своих рядах около 850 тыс. верующих, представлены различными своими течениями. Из числа христианских во Франции действуют русская православная церковь и греческая православная церковь. Вторая по численности приверженцев религия в стране — ислам. В 1985 г. во Франции насчитывалось 2,5 млн. верующих мусульман, причем около 750 тыс. проживало в районе Марселя. В незначительной степени в стране представлены иудаизм и буддизм.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.