Здавалка
Главная | Обратная связь

Правительство (Совет министров)



В Конституции раздел о Правительстве следует сразу за разделом о Президенте, что уже само по себе свидетельствует о том значении, которое придавали этому институту составители Основного закона. Следует отметить, что когда Конституция упоминает Совет министров, имеется в виду, что этот орган принял решение под председательством Президента. Заседания в отсутствие Президента именуются советом кабинета. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров только по специальному уполномочию Президента и по определенной повестке дня. Акты Совета министров — ордонансы и декреты — подписываются Президентом.

Компетенция. Согласно ч. 1 и 2 ст. 20 Конституции, Правительство определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и Вооруженными силами. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции, декретом, принятым в Совете министров, может быть объявлено осадное положение.

Часть 3 ст. 13 Конституции предусматривает, что государственные советники (т. е. члены Государственного совета), великий канцлер ордена Почетного легиона, чрезвычайные послы и посланники, старшие советники Счетного суда, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются в Совете министров. Согласно части четвертой указанной статьи, этот перечень может быть расширен органическим законом, который может также определить условия делегирования Президентом полномочий по назначению должностных лиц.

Правительство принимает акты в сфере регламентарной власти, т. е. за пределами законодательной компетенции Парламента (ст. 37 Конституции). Наряду с этим, согласно ст. 38, Правительство для выполнения своей программы может просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем принятия ордонансов мероприятия, обычно относимые к сфере закона. Эти ордонансы принимаются в Совете министров после рассмотрения Государственным советом, приобретают силу с момента опубликования, однако теряют ее, если законопроекты об их утверждении не вносятся в Парламент до истечения срока, установленного законом о делегировании законодательных полномочий. После истечения срока делегирования предусмотренное в ордонансах регулирование предметов законодательной компетенции может осуществляться только законом.

Формирование. Как уже отмечалось, глава Правительства назначается Президентом, а по его представлению Президент назначает остальных членов Правительства. При назначении Премьер-министра Президент должен учитывать соотношение политических сил в Национальном собрании, доверие которого необходимо для деятельности Правительства.

В соответствии со ст. 23 Конституции функции члена Правительства несовместимы с осуществлением парламентского мандата, с любыми профессиональными функциями представительства в национальном масштабе, с любой публичной должностью или любой профессиональной деятельностью. Если министром становится парламентарий, его мандат временно передается избранному вместе с ним заместителю, который возвращает мандат его первоначальному носителю, если тот перестал быть министром. Однако член Правительства может сохранять мандаты регионального, генерального или коммунального советника или должность мэра. Так, будучи Премьер-министром Алан Жюппе сохранял за собой должность мэра г. Бордо, хотя очень трудно представить себе, как можно реально совместить обе должности.

Составив Правительство, Премьер-министр после обсуждения в Совете министров выносит (ч. 1 ст. 49 Конституции) на одобрение Национального собрания программу Правительства или его общеполитическую декларацию, ставя вопрос о доверии. Он может также просить Сенат одобрить общеполитическую декларацию (ч. 4 ст. 49), однако решение Сената юридических последствий не влечет, имея чисто политическое значение.

Придя к власти в результате выборов 1997 г., социалисты уменьшили состав Правительства до 26 членов, из которых 14 министров. В Правительстве теперь восемь женщин, в том числе занимающих ключевые должности. Обращаю особое внимание на моральную репутацию членов Правительства, в день объявления состава которого четыре министра прежнего, правого Правительства были обвинены в финансовых нарушениях.

Премьер-министр.Это ключевая фигура в Правительстве, которая представляет собой полноценный конституционный институт. Согласно ст. 21 Конституции, он руководит деятельностью Правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности. Некоторые свои полномочия он может делегировать министрам. В случае необходимости он замещает Президента. Декреты Премьер-министра в случае необходимости контрасигнуются соответствующими министрами.

Весьма значительны полномочия Премьер-министра в отношении Парламента, которые он осуществляет лично или в сотрудничестве с Президентом. Он может предложить Президенту созвать Парламент, когда тот не заседает. Он обладает правом законодательной инициативы, может участвовать в работе палат Парламента и комиссий, должен быть выслушан там в ,любое время. Ему принадлежит право созывать смешанные паритетные комиссии палат при разногласиях между ними по законопроекту, ставить в Национальном собрании вопрос о доверии Правительству, отменять и изменять акты, даже законодательные, если они относятся к сфере регламентарной власти, обращаться в Конституционный совет с требованием проверки конституционности закона или вынесения решения о разграничении законодательной и регламентарной власти.

У Премьер-министра внушительный вспомогательный аппарат: его комитет, генеральные секретариаты планирования и национальной обороны, юридическая и технические службы и др. В его распоряжении генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.

Ответственность. Конституция, как уже отмечалось, предусматривает политическую ответственность Правительства перед Национальным собранием (ч. 2 и 3 ст. 49 и ст. 50 Конституции). Реализуется она путем принятия Национальным собранием резолюции порицания.

Резолюция порицания — это вотум недоверия Правительству по инициативе самого Национального собрания. Она должна быть подписана не менее, чем 1/10 общего числа депутатов и голосуется через 48 часов после внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию, а для принятия ее требуется абсолютное большинство состава Национального собрания. В течение одной и той же очередной сессии депутат может подписать не более трех резолюций порицания, а в течение одной и той же чрезвычайной сессии — не более одной такой резолюции. Но это ограничение не касается случаев постановки Правительством вопроса о доверии.

Вопрос о доверии Премьер-министр ставит перед Национальным собранием после обсуждения в Совете министров не только в связи со своей программой или декларацией после своего сформирования, но и в связи с голосованием по конкретному проекту. Проект считается принятым, если в последующие 24 часа не будет внесена и принята в установленном для этого порядке резолюция порицания. Таким образом, особое голосование по вопросу о доверии и проекту, с которым этот вопрос связан, не проводится. Если нет резолюции порицания, считается, что доверие имеется в наличии.

Французский Парламент весьма стеснен в пользовании обоими институтами, реализующими ответственность Правительства. Вопрос о доверии — обоюдоострое оружие, поскольку и Правительство, и Национальное собрание в результате отрицательного голосования могут оказаться не у дел. Поэтому после сформирования Правительство решает, стоит ли представлять Национальному собранию свою программу или декларацию. Решают по-разному, но в большинстве случаев представляют декларацию. Когда же вопрос о доверии ставится в связи с законопроектом, то это — открытый нажим, ибо в случае принятия резолюции порицания Президент может распустить Национальное собрание.

Кроме форм контроля за Правительством, указанных выше и могущих вызвать отставку Правительства, парламентарии обладают и другими возможностями, которые, однако, не могут повлечь смещение Правительства или министров. Такими средствами являются вопросы, которые скорее предоставляют собой возможности получения информации, чем контроля. Они могут быть письменными, на которые Правительство должно ответить, по общему правилу, в месячный срок; ответ публикуется в «Журналь офисьель». Число таких вопросов весьма значительно: около 13 тыс. в год; в Четвертой республике в среднем их было 4 тыс.

В ст. 48 Конституции предусмотрено, что одно заседание каждой палаты Парламента в неделю резервируется для устных вопросов. Их существует три типа:

устный вопрос без дебатов. Парламентарий располагает двумя минутами для постановки вопроса, а после ответа министра — еще пятью минутами для того, чтобы дать реплику по поводу ответа или выразить свое отношение к нему;

устный вопрос с дебатами. Эта процедура осуществляется по решению конференции председателей политических групп, когда несколько парламентариев желают выступить по одной и той же теме. Автор вопроса в течение 15 минут излагает свою точку зрения, а после ответа министра имеет право на реплику; другие ораторы также имеют возможность выступить;

вопрос политической группы. В 1974 г. в Регламент Национального собрания была включена еще одна, третья, процедура вопросов Правительству, поскольку к двум формам устных вопросов депутаты относились весьма сдержанно. Новый вид вопросов не требует для включения в повестку дня согласия конференции председателей; они вносятся политическими группами, а министры обладают ограниченным временем для ответа. В 1982 г. эта процедура была включена и в Регламент Сената, но она осуществляется только один раз в месяц. В Национальном собрании сначала каждая фракция имела одинаковое время для постановки вопросов, но затем оно стало устанавливаться пропорционально численности фракций. В 1985 г. фракция Объединения в поддержку республики располагала каждый раз 30, фракция социалистов — 15, коммунисты — 10 минутами.

Однако классические устные вопросы продолжают задаваться в обеих палатах, несмотря на новые процедурные возможности.

Помимо рассмотренной нами политической ответственности Правительства следует остановиться на уголовной ответственности его членов. Согласно ст. 68-1 Конституции, члены Правительства несут уголовную ответственность за деяния, совершенные при осуществлении их функций и квалифицируемые в момент их совершения как преступления или проступки. Судит их Суд правосудия республики, о котором речь пойдет ниже. В соответствии с ч. 2 — 4 ст. 68-2 Конституции лицо, считающее себя потерпевшим от преступления или проступка, совершенных членом Правительства при осуществлении его функций, может подать жалобу в комиссию по заявлениям. Комиссия либо отказывает в возбуждении производства по делу, либо направляет дело генеральному прокурору при Кассационном суде для возбуждения производства в Суде правосудия республики. На основании заключения комиссии по заявлениям Генеральный прокурор может и сам возбудить такое производство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.