Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика действующей Конституции



Конституция 1978 г. (ее официальное название — Испанская конституция) восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран — доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный, представляющий собой использование конкретных нормативных решений.

Нельзя не отметить значительного влияния, которое оказали на текст Конституции социалистические идеи. Во всяком случае, тенденция к социализации конституционного права проявилась здесь весьма отчетливо. Это прослеживается и в общих основах конституционного строя, и в конституционном регулировании прав, свобод и обязанностей, отразившем наличие социальных общностей с различными интересами и отношения между ними.

Конституция состоит из преамбулы, вступительного раздела, 10 разделов, часть из которых делится на главы, включает также четыре дополнительных положения, девять переходных положений, отменительное положение и заключительное положение.

В преамбуле и вступительном разделе определены идеологические и политические основы государства, характеризующие его демократическую модель.

Так, в ст. 1 провозглашается, что Испания конституируется в социальное, демократическое, правовое государство и что высшими ценностями его правового строя являются свобоба, справедливость, равенство и политический плюрализм. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят власти государства. Политической формой государства является парламентарная монархия.

Конституция закрепила демократический характер испанского государства, основывающегося на трех основных постулатах — принадлежности испанскому народу национального суверенитета, о чем уже говорилось; политическом плюрализме, одной из основных целей которого является свободное образование политических партий, выражающих и формирующих народное мнение (ст. 6); участии народа в политической жизни посредством голосования.

Установлено далее, в ст. 2, что Конституция опирается на нерушимое единство испанской нации, на общую и неделимую родину всех испанцев, под которыми понимаются не только этнические испанцы, но вообще совершеннолетние испанские граждане. Конституционно признаются и гарантируются право на автономию составляющих Испанию национальностей и регионов и солидарность между ними.

В качестве официального государственного языка Испании ст. 3 Конституции определяет кастильское наречие испанского языка. Все испанцы обязаны знать его и имеют право им пользоваться. Другие языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их уставам. Богатство различных языковых проявлений в Испании представляет собой ее культурное наследие и пользуется особым уважением и охраной.

Конституцией (ч. 3 ст. 9) установлено, что она гарантирует:

принцип законности;

нормативную иерархию, то есть соподчиненность правовых норм, различных по своей юридической силе;

публичность норм, то есть обязательность их опубликования;

недопустимость обратной силы положений, содержащих санкции, если они неблагоприятны для индивидуальных прав или ограничивают их;

правовую защищенность;

ответственность и запрещение произвола публичных властей.

Согласно ч. 1 ст. 96 Конституции, международные договоры, заключенные должным образом и официально опубликованные в Испании, образуют часть внутреннего правопорядка. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в форме, предусмотренной самими договорами, или в соответствии с общими нормами международного права.

Последовательность конституционных институтов, содержащихся в высшем законе страны, характерна для современных демократических конституций. В первой части провозглашаются основные права и обязанности, во второй части определен статус Короны, в третьей — Генеральных кортесов (парламента), в четвертой — Правительства и Администрации, в пятой регулируются отношения между Правительством и Генеральными кортесами, шестая часть посвящена судебной власти, седьмая — экономике и финансам, восьмая — территориальной организации государства, девятая часть устанавливает основы статуса Конституционного трибунала и, наконец, в десятой части содержится порядок проведения конституционной реформы.

В дополнительных положениях содержатся некоторые оговорки к отдельным положениям Конституции, носящие, по сути, переходный характер.

Собственно переходные положения Конституции относятся в основном к реформированию политико-территориального устройства, вытекающему из принципиально нового регулирования Конституцией этого института, к преобразованию Кортесов в предусмотренные Конституцией Генеральные кортесы, а также к разделению первого Конституционного трибунала на три группы членов в связи с тем, что он должен обновляться по третям.

Отменителъное положение отменило Закон о политической реформе, а также ряд франкистских законов конституционного характера, некоторые акты прошлого века, а также объявило отмененными все положения, которые противоречат Конституции.

Заключительное положение установило, что Конституция вступает в силу в день опубликования ее официального текста в «Болетин Офисьяль дель Эстадо» («Boletin Oficial del Estado» — «Официальный бюллетень государства»). Она подлежала опубликованию также на остальных языках Испании.

По порядку изменения Испанская конституция относится к числу жестких. Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является он частичным или полным.

Право выступать с инициативой конституционной реформы ст. 166 Конституции предоставляет тем же субъектам, которые вообще обладают правом законодательной инициативы (см. ниже, п. 2 § 5), за исключением групп граждан.

Для частичного изменения Конституции необходимо, согласно ее ст. 167, чтобы проект конституционной реформы был одобрен большинством в 3/5 голосов в каждой палате Генеральных кортесов. Если согласие между палатами не достигнуто, создается паритетная комиссия из членов обеих палат, которая должна представить свой текст на голосование палатам. Если таким образом согласие 3/5 голосов в обеих палатах не достигается, но проект изменения Конституции поддержан абсолютным большинством членов верхней палаты — Сената, то нижняя палата — Конгресс депутатов — может принять его большинством в 2/3 голосов. В течение 15 дней после принятия конституционной реформы Генеральными кортесами 1/10 часть состава любой палаты может потребовать, чтобы конституционная реформа была вынесена на референдум, и такой референдум должен быть проведен.

Если же предлагается полный пересмотр Конституции или частичный, но затрагивающий ее вступительный раздел, под-главку 1 гл. II разд. I (об основных правах и публичных свободах) или разд. II (о Короне), то, в соответствии со ст. 168 Конституции, принцип конституционной реформы должен быть одобрен 2/3 голосов каждой палаты, после чего Генеральные кортесы немедленно распускаются. Вновь избранные палаты должны ратифицировать это решение и изучить новый конституционный текст, который должен быть одобрен 2/3 голосов в обеих палатах. По одобрении Генеральными кортесами конституционная реформа выносится на референдум.

Конституционная реформа, согласно ст. 169 Конституции, не может начинаться во время войны либо во время действия угрожаемого, исключительного или осадного положения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.