Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод



В данном случае речь идет не об общих социальных гарантиях, которые содержатся в Конституции и рассматриваются в следующем параграфе, а о гарантиях индивидуальных, позволяющих лицу защищать свое конституционное право или свободу.

Такими гарантиями являются:

право на обращение к публичным властям, прежде всего к публичной администрации;

право на обращение в суд,

право на обращение в Конституционный трибунал,

право на обращение к Защитнику народа,

право на обращение в Европейскую комиссию по правам человека.

Особенность провозглашенных в Конституции прав и свобод состоит в том, что они разделены на две большие группы; каждая группа обладает своими специфическими особенностями защиты. Согласно ст. 53 Конституции, права и свободы, признанные в гл. II разд. I (см. выше, п. 3 и 4 настоящего параграфа), связывают все публичные власти. Осуществление этих прав и свобод может регулироваться только законом, который должен соблюдать их существенное содержание. Каждый гражданин вправе требовать охраны свобод и прав, признанных ст. 14 (равноправие) и подглавкой первой (см. п. 3 настоящего параграфа), перед, обычными трибуналами по первоочередной и суммарной (упрощенной) процедуре, а в соответствующих случаях — посредством ходатайства о защите (recurso de amparo) перед Конституционным трибуналом. Что же касается признания, соблюдения и охраны принципов, признанных в гл. III (см. п. 1 § 3 настоящей главы), то они должны обеспечиваться позитивным законодательством, судебной практикой и деятельностью публичных властей. Они могут быть защищены трибуналами общей юрисдикции только в соответствии с положениями законов, их развивающих, а не непосредственно на основе Конституции.

Наряду с этим следует указать и на специальные законодательные гарантии конституционных прав и свобод, а также законодательные гарантии от произвола в чрезвычайных ситуациях. Они установлены Законом о юридической охране основных прав лица 1978 г. и Органическим законом об угрожаемом, исключительном и осадном положениях 1981 г.

Эти положения опираются на ст. 55 Конституции, согласно которой такие конституционные права, как право на свободу и безопасность, неприкосновенность жилища, тайна коммуникаций, право на выбор местожительства и свободное передвижение по национальной территории, на въезд в страну и выезд из нее, свобода выражения и распространения мыслей, передачи и получения информации, запрещение ареста без суда печатных материалов, звукозаписей и т. п., право собраний, право на забастовки и право на коллективные меры трудового конфликта, могут быть приостановлены при объявлении исключительного или осадного положения при предусмотренных Конституцией условиях. Это не распространяется на гарантии при задержании в случае объявления исключительного положения (приостановление этих гарантий может иметь место, следовательно, только при осадном положении).

В случаях же, когда речь идет о действиях вооруженных банд или террористических элементов, в соответствии с особым органическим законом в индивидуальном порядке под судебным и парламентским контролем могут быть приостановлены для определенных лиц такие конституционные права, как право на освобождение по истечении сроков задержания, на неприкосновенность жилища и тайну коммуникаций. Однако неоправданное или злонамеренное использование предусмотренных данным органическим законом полномочий властей влечет уголовную ответственность за нарушение признаваемых законами прав и свобод. Эти конституционные положения конкретизированы Органическим законом о реформе Уголовного кодекса, принятым в 1988 г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.