Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционные основы политической системы



Характеристика испанского государства уже частично была дана выше, а организация и порядок деятельности его, равно как и местного самоуправления, рассматриваются в последующих параграфах.

Отметим лишь, что, согласно ст. 8 Конституции, Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил, имеют своей задачей гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционный строй.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 9 Конституции граждане и публичные власти подчинены. Конституции и остальной части правопорядка. Публичные власти должны улучшать условия для того, чтобы свобода и равенство индивидов и групп, в которые те объединяются, были реальными и эффективными. На публичные власти возлагается также задача устранять препятствия или затруднения, мешающие полному участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни.

Обратимся теперь к политическим партиям. Согласно ст. 6 Конституции, политические партии выражают политический плюрализм, конкурируют при формировании и выражении воли народа и служат основным инструментом политического участия. Их создание и осуществление их деятельности свободны в пределах уважения к Конституции и закону. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.

Основным актом, регулирующим правовой статус политических партий, является Закон о политических партиях 1978 г., согласно которому партии создаются свободно в соответствии с правом на ассоциацию. Они должны быть зарегистрированы в министерстве внутренних дел; нормы их устава и их деятельность не должны вступать в противоречие с положениями Уголовного кодекса, а сами партии должны строиться и действовать на основе демократических принципов. Под демократическими принципами названный Закон разумеет то немаловажное обстоятельство, что все члены партии имеют право избирать и быть. избранными в ее органы, иметь информацию об экономическом положении партии; руководящие органы партии должны избираться тайным и свободным голосованием. В качестве «зеркальной» запретительной меры установлено, что нарушение Уголовного кодекса и несоответствие организации партии демократическим принципам ведет к ее роспуску. Приостановление деятельности и роспуск партии производятся соответствующим судебным органом после проведения необходимой юридической процедуры.

Государственная администрация финансирует деятельность политических партий в соответствии со следующими принципами:

каждая партия получает установленную сумму за каждый мандат, которым она располагает в каждой из обеих палат парламента, и за каждый голос, полученный за каждый ее список кандидатов (кандидата) на выборах в каждую из палат;

в генеральном бюджете государства устанавливаются общая сумма, предназначенная для этих целей, а также критерии для ее распределения;

порядок распределения сумм между партиями, образовавшими на выборах федерации или коалиции, определяется в регла-ментарном порядке (т. е. Правительство издает специальное положение об этом).

Подробнее данный вопрос урегулирован Органическим законом о финансировании политических партий 1987 г. В нем предусмотрено, что финансовые средства партий формируются из публичных и частных источников.

Публичными источниками служат публичные субвенции на избирательные расходы, государственные субвенции парламентским группам палат Генеральных кортесов и субвенции парламентским группам законодательных собраний автономных сообществ, а также ежегодные нецелевые государственные субвенции за счет генерального бюджета государства для покрытия расходов партий на их нормальную деятельность. Последние распределяются на 1/3 в пропорции к числу мандатов, полученных каждой партией на последних выборах в Конгресс депутатов, а на 2/3 в пропорции к числу голосов, полученных партией на этих выборах (избирательные округа, где партия получила менее 3 % действительных голосов, из подсчета исключаются).

Частными источниками служат взносы и пожертвования членов партии, результаты соответствующей деятельности партии, доходы от ее имущества, внешние пожертвования, кредиты, наследства и завещательные отказы и вообще любое передаваемое ей имущество в денежной или натуральной форме. Пожертвования юридических лиц должны совершаться их компетентными органами в установленном порядке. Не допускаются анонимные пожертвования на сумму свыше 5 % от бюджетной субвенции данной партии, а также пожертвования от публичных предприятий и тех частных предприятий, которые связаны контрактами с публичной администрацией. Ни в какой форме не допускается финансирование политических партий иностранными правительствами и публичными организациями, за исключением субвенций на функционирование, установленных Европейским парламентом. Правда, политические партии могут получать дары от иностранных граждан при соблюдении некоторых условий, указанных в законе. Денежные переводы в обязательном порядке должны быть проведены через банк. Нарушения правил о дарении влекут санкцию в виде штрафа в двойном размере незаконного дарения. Органическим законом установлен ежегодный верхний предел пожертвований.

Партии обязаны вести бухгалтерский учет, позволяющий в любое время ознакомиться с их финансовым положением. Органическим законом урегулированы принципы этого учета. Они должны сами контролировать соблюдение законоположений о финансировании и регулярно представлять отчеты об использовании полученных публичных средств Счетному трибуналу, который вправе проверять всю их финансово-экономическую деятельность.

В настоящее время на политической арене в стране действуют более 200 партий. Наиболее влиятельными являются:

Народная партия, стоящая на консервативно-либеральных и христианско-демократических позициях. Основана в 1976 г. и до января 1989 г. именовалась Народным альянсом. В том же году присоединила к себе Христианско-демократическую партию и Либеральную партию, занимает правоцентристское место в политическом спектре. В период правления этой партии осуществлялся переход к демократическому строю. Вновь пришла к власти в результате выборов весной 1996 г.;

Испанская социалистическая рабочая партия, основанная в 1879 г., придерживается социал-демократических взглядов. В период франкизма находилась в подполье. После установления демократического режима в течение почти полутора десятилетий руководила страной;

Демократический и социальный центр — реформистская демократическая партия, образованная в 1982 г.

Коммунистическое движение, пользовавшееся определенным влиянием во времена франкизма, несмотря на нахождение в подполье (а возможно, и благодаря этому), в настоящее время разобщено и включает маловлиятельные группировки — Коммунистическую партию Испании, основанную в 1922 г. и придерживающуюся так называемого еврокоммунистического направления (в 1986 г. к ней присоединилась Коммунистическая рабочая партия Испании, а в 1989 г. — Коммунистическая партия народов Испании), Марксистско-ленинскую коммунистическую партию, образованную в 1981 г.

Правый фланг в испанском партийном спектре занимают Национальный фронт, образованный в 1986 г., и Испанская хунта интеграции, действующая с 1984 г. Между крайне правыми партиями заключено соглашение о сотрудничестве.

Кроме того, на национальном уровне действуют Женская партия Испании, основанная в 1979 г., и «Зеленые», организовавшиеся в 1987 г. Эта партия выступает против распространения ядерной энергии, за сокращение Вооруженных сил.

На региональном уровне существует значительное число политических партий. Больше всего их в Каталонии и Стране басков, В Каталонии, например, действуют Каталонские националисты, образовавшие свою организацию в 1974 г., центристская Демократическая конвергенция Каталонии, основанная в 1989 г., Демократический союз Каталонии, созданный в 1992 г.; в Стране басков — партия Баскская солидарность, образованная в 1987 г. и включающая 15 тыс. членов, Националистическая партия басков, основанная в 1985 г. и ставящая целью расширение автономии мирными действиями (имеет 35 тыс. членов). С 1979 г. в Наварре действует Социал-христианская партия.

Согласно ст. 7 Конституции, профсоюзы работников и союзы предпринимателей содействуют защите и продвижению экономических и социальных интересов своих членов. Их создание и осуществление ими своей деятельности также свободны в рамках уважения к Конституции и закону. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими. Мы уже упоминали конституционные положения, связанные с деятельностью этих организаций (ст. 37 Конституции). Следует указать также на помещенную в гл. III Конституции ст. 52, согласно которой закон должен урегулировать статус профессиональных организаций, содействующих защите экономических интересов своих членов. От них также требуется демократический характер внутренней структуры и деятельности.

На национальном уровне действуют несколько профсоюзных и предпринимательских организаций. Из числа первых наиболее значительны: Национальная конфедерация труда, основанная в 1979 г. и объединяющая 50 тыс. членов, и Всеобщий рабочий союз, действующий с 1888 г.; в 1992 г. он насчитывал 720690 членов, в его состав входило 15 профсоюзных федераций. Наиболее мощным предпринимательским союзом является Испанская федерация предпринимательских организаций, основанная в 1977 г. и объединяющая 165 организаций. К более мелким организациям относятся имеющие публичные функции Международная торговая палата, Высший совет государственных. торговых и промышленных палат и палат мореплавания;

Торговая, промышленная и навигационная палата Бильбао, а также палаты с таким же названием в Севилье, Валенсии и Барселоне.

Конституция в ст. 36 предусмотрела необходимость законодательного урегулирования особенностей правового положения профессиональных корпораций и работы по соответствующим профессиям. Речь идет о таких профессиях, как врачи, фармацевты, адвокаты и т.п. Конституция требует, чтобы внутренняя организация и деятельность корпораций были демократическими.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.