Здавалка
Главная | Обратная связь

Избирательные права



 

Выборы в Испании регулируются Конституцией и Органическим законом об общем избирательном режиме 1985 г. с последующими изменениями. Он представляет собой по существу избирательный кодекс, включающий общие положения, относящиеся ко всем выборам, и специальные положения, регулирующие выборы членов отдельных представительных органов и отдельных должностных лиц, а также содержит нормы об избирательных органах, об избирательной пропаганде, о способах голосования (в частности, по почте), о самом голосовании, об избирательных спорах, о финансировании выборов, об избирательных деликтах и наказаниях за них. Впрочем, для региональных автономных сообществ его положения действуют только как основа для их собственного законодательного регулирования.

В соответствии с ч. 5 ст. 68 Конституции избирателями и избираемыми являются все политически полноправные испанцы.

По упомянутому органическому закону активное избирательное право, или право голоса, предоставляется совершеннолетним испанцам (т. е. достигшим, согласно ст. 12 Конституции, 18 лет), если они не лишены этого права. Для его осуществления необходимо внесение в действующий список избирателей. Как отмечалось, правами на политическое участие пользуются только испанские граждане, однако в ч. 2 ст. 13 Конституции предусмотрена возможность предоставления договором или законом при учете взаимности активного и пассивного избирательного права иностранным гражданам на муниципальных выборах. Им пользуются, в частности, проживающие в Испании граждане других стран — членов Европейского союза. Права голоса лишаются:

лица, осужденные окончательным приговором к основному или дополнительному наказанию в виде лишения права голоса на установленное время;

лица, объявленные окончательным решением суда недееспособными, при условии, что суд распространил недееспособность на право голоса;

лица, помещенные по решению суда в психиатрическое лечебное учреждение, на период нахождения там при условии, что судья установил недееспособность в отношении права голоса.

Право голоса осуществляется лично на избирательном участке, где избиратель внесен в список, и в соответствующем избирательном бюро без ущерба для законоположений о голосовании по почте или через представителя. Запрещается обязывать или принуждать к голосованию или раскрывать его.

Пассивное избирательное право принадлежит совершеннолетним испанцам, обладающим правом голоса, а на муниципальных выборах на основе закона или договора также иностранцам.

Органический закон содержит довольно обширный перечень лиц, не обладающих пассивным избирательным правом. К ним относятся:

члены королевской семьи;

председатели Конституционного трибунала, Верховного трибунала, Государственного совета, Счетного трибунала и совета, создаваемого для разработки планов;

магистраты Конституционного трибунала, гласные Генерального совета судебной власти, постоянные советники Государственного совета и советники Счетного трибунала;

Защитник народа и его помощники;

Генеральный прокурор государства;

подсекретари, генеральные секретари, генеральные директора департаментов министерств и приравненные к ним, в частности, директора департаментов кабинета присутствия Правительства и директора кабинетов министров и государственных секретарей;

главы постоянных представительств в иностранных государствах и при международных организациях;

действующие магистраты, судьи и прокуроры;

действующие профессиональные и дополнительные военнослужащие и лица, состоящие в формированиях и учреждениях безопасности и полиции;

председатели, гласные и секретари избирательных хунт (советов);

делегаты Правительства в автономных сообществах, гражданские губернаторы и вице-губернаторы и подобные чиновники с определенной территориальной компетенцией;

генеральный директор государственного радио и телевидения и директора обществ этой публичной корпорации;

президенты, директора и приравненные к ним должностные лица автономных государственных учреждений общенационального значения, а также делегаты Правительства в них;

президенты и генеральные директора органов, управляющих делами социального страхования;

директор Бюро списка избирателей;

управляющий Банком Испании, его заместитель, президенты и директора Института официального кредита и прочих официальных кредитных учреждений;

председатель, советники и генеральный секретарь Генерального совета ядерной безопасности.

Таким образом, все сколько-нибудь значимые должностные лица исполнительной и судебной власти не могут избираться.

Кроме того, не подлежат избранию лица, осужденные окончательным приговором суда к лишению свободы, в течение срока наказания. Лица, осужденные за мятеж, а также члены террористических организаций, осужденные за преступления против жизни, физической целостности или свободы людей, не могут избираться уже до того, как приговор станет окончательным.

В течение срока своего мандата не подлежат избранию в избирательных округах, территория которых полностью или частично им подведомственна:

высшие должностные лица министерств в определенных территориальных единицах;

президенты, директора и приравненные к ним должностные лица автономных учреждений с ограниченной территориальной компетенцией, а также делегаты Правительства в них;

территориальные делегаты государственного радио и телевидения и директора учреждений радио и телевидения автономных сообществ;

президенты и директора периферийных органов, управляющих делами социального страхования;

генеральные секретари делегаций Правительства в ведомствах гражданских губернаторов;

провинциальные делегаты Бюро списка избирателей.

Магистраты, судьи и прокуроры, лица, состоящие в Вооруженных силах, формированиях и учреждениях безопасности и полиции, если хотят баллотироваться на выборах, должны просить Административного разрешения. Все они, кроме военнослужащих, могут в случае избрания резервировать свою должность на срок мандата.

Реализация пассивного избирательного права во многом зависит от финансирования избирательной кампании кандидатов, которая осуществляется политическими партиями.

Как и в Великобритании, вся ответственность за финансовую организацию избирательных кампаний возлагается на избирательного агента; каждый список кандидатов должен содержать указание о таком агенте и об агенте в провинции, т. е. на более высоком уровне. Кроме того, на национальном уровне действуют генеральные агенты политических партий, представивших списки кандидатов более чем в одной провинции. Эти агенты должны сообщать центральной и провинциальным избирательным хунтам сведения о своих избирательных фондах. Отчеты должны быть централизованы и содержать все сведения о доходах и расходах в избирательной кампании, и избирательные агенты несут ответственность за полученные и израсходованные суммы. Пожертвователи должны указывать свое имя, местожительство, номер своего личного удостоверения.

Избирательные расходы политических партий, их объединений и группировок устанавливаются законом ( в 1989 г. уровень расходов был определен в 4000 млн. песет ). Возмещаются расходы, произведенные между днем объявления о выборах и днем голосования и связанные с изготовлением избирательных конвертов и бюллетеней, проведением пропагандистских мероприятий в любой форме, какими бы средствами они ни были оплачены, по найму помещений, оплате непостоянного персонала политических партий, участвующих в избирательной кампании, транспортные расходы и расходы по перемещению кандидатов и партийного аппарата; почтовые расходы и некоторые другие. В то же время никакая политическая партия, федерация или группировка не могут превышать потолка избирательных расходов.

Установлены также пределы возмещения избирательных расходов на избирательную кампанию — 1,5 млн. песет за каждое место, полученное в Конгрессе депутатов и в Сенате, и 60 песет за каждый голос, полученный каждым списком, который по меньшей мере завоевал один депутатский мандат, 20 песет за каждый голос, полученный списком, проведший хотя бы одного члена в Сенат. Контроль за избирательными доходами и расходами возложен на Счетный трибунал, в который участвующие в выборах политические партии, их объединения должны представлять соответствующие документы. Трибунал публично высказывается о законности избирательных счетов.

Для пожертвователей установлены ограничения. Анонимные дары не могут превышать 5 % от размера государственного финансирования политических партий. Дары от одного физического или юридического лица не могут превышать 10 млн. песет в год.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.