Здавалка
Главная | Обратная связь

Система выборов в Европейский парламент



Кандидатами в Европейский парламент могут быть лица, отвечающие тем же требованиям, что и кандидаты в Генеральные кортесы. Кроме того, в Европейский парламент не могут избираться члены Генеральных кортесов и члены законодательных собраний автономных сообществ. Депутаты Европейского парламента не могут участвовать в коллегиальных руководящих органах или в административных советах публичных учреждений или предприятий, в которых государство, прямо или косвенно, принимает участие.

Испания представляет собой единый избирательный округ, от которого избираются 64 члена Европейского парламента. Списки кандидатов выдвигаются партиями, их федерациями и коалициями. Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе с использованием метода д'Ондта. В отличие от выборов в Конгресс депутатов, на этих выборах не применяется трехпроцентный заградительный пункт. Замещение выбывшего члена Европарламента производится кандидатом, следующим за избранными по тому же списку, по которому баллотировался выбывший.

Референдум

История Испании почти не знала институтов непосредственной демократии. В XIX в., несмотря на значительное число принимавшихся конституций, институт референдума не практиковался и не признавался на национальном уровне. Только в период Второй республики, начало которой положила апрельская революция 1931 г., принятой в конце того же года Конституцией были впервые введены институт референдума на национальном и областном уровнях и народная законодательная инициатива. В период франкистской диктатуры существовал специальный Закон главы государства о народном референдуме 1945 г., согласно которому такое голосование могло иметь место, «когда особая важность определенных законов того требует» и когда это было «необходимо в публичных интересах». Глава государства мог «для лучшего служения Нации передать на референдум законопроекты, выработанные Кортесами»*.

* Конституции буржуазных государств Европы. М.: ИЛ, 1957, с. 520.

 

Иначе говоря, вводился законодательный ратифицирующий референдум, инициатором которого выступал глава государства. Кроме того, Законом главы государства о наследовании должности главы государства 1947 г. референдум признавался необходимым для отмены или изменения хотя бы одного из основных законов государства. Таковыми этой же статьей признавались Хартия испанцев, Хартия труда, Закон о создании Кортесов, Закон о наследовании должности главы государства, Закон о народном референдуме. В число основных законов мог входить и любой другой, который впоследствии при его провозглашении будет включен в число таковых. За период диктатуры было проведено два референдума: первый — в июле 1947 г. в отношении Закона о наследовании должности главы государства и второй — в декабре 1966 г. по поводу Органического закона государства, установившего структуру органов власти. После смерти диктатора Ф. Франко последний из основных законов Испании — о политической реформе — был одобрен на национальном референдуме 15 декабря 1976 г.

После принятия Конституции 1978 г. был создан довольно обстоятельный юридический механизм приведения в действие института референдума, оформленный в национальном масштабе Органическим законом о регулировании различных видов референдума 1980 г.

Виды референдума предусмотрены Конституцией. Здесь следует прежде всего отметить конституционный референдум, окотором уже шла речь выше (см. п. 2 § 1). Кроме конституционного референдума, Конституция предусматривает в ст. 92 возможность вынесения политических решений особой значимости на консультативный референдум всех граждан. Такой референдум назначается Королем по предложению Председателя Правительства и с разрешения Конгресса депутатов. Этот институт имеет гораздо более ограниченный характер, чем первоначально предполагалось при разработке Конституции. Считалось, что такое голосование может происходить в промежуток времени между принятием закона и его промульгацией, а также по особо важным политическим решениям и для изменения уже действующих законов. В первых двух случаях референдум должен был назначаться Королем по предложению Правительства, одной из палат Кортесов или трех законодательных, собраний автономных сообществ. В третьем случае инициатива должна была принадлежать 750 тыс. избирателей. Как видим, все получилось значительно скромнее. Однако редакция ст. 92 не исключает такого голосования по закону, уже принятому парламентом (т.е. законодательного референдума), как и голосования об отмене действующего закона. Важно лишь, чтобы в обоих случаях предметом референдума был закон, имеющий особое значение.

В ст. 151 Конституции предусмотрен также референдум, проводимый на территориях соответствующих провинций по вопросу о создании автономного сообщества и утверждении его устава, а в ч. 2 ст. 152 — об изменении этого устава.

Упомянутый органический закон, урегулировавший процедуру референдума, установил, что разрешение на назначение референдума дается Правительством по предложению его Председателя, кроме случаев, когда Конституция сохраняет это право за Конгрессом депутатов. Назначение производится королевским декретом, который одобрен Советом министров и контрасигнован его Председателем. Этот декрет должен содержать полный текст выносимого на референдум акта и четко формулировать вопрос или вопросы, на который должен дать ответ избирательный корпус, а также определять дату голосования. Последнее должно иметь место не ранее 30 и не позднее 120 дней после опубликования королевского декрета.

Референдум не может проводиться в период действия чрезвычайного положения и в течение 90 дней по окончании его действия. Нельзя проводить референдум, кроме конституционного, также за 90 дней до и в течение такого же периода после парламентских выборов, всеобщих местных выборов или другого референдума.

В отношении назначения консультативного референдума, предусмотренного ст. 92 Конституции, органический закон добавил еще одно условие: инициатива Конгресса депутатов должна быть одобрена абсолютным большинством его членов и содержать точно сформулированные вопросы. Конституция, установив консультативный характер названной процедуры, не уточнила юридических последствий этого голосования. Как уже говорилось, названная статья не указывает предмета голосования; поэтому возможно проведение такого голосования по поводу какого-либо важного международного соглашения, как это случилось 12 марта 1986 г., когда Правительство социалистов провело референдум о пребывании Испании в НАТО.

Референдум проводится в основном в том же порядке, что и выборы. Права, которыми на выборах пользуются общественные объединения, принадлежат при подготовке и проведении референдума политическим группам, представленным в парламенте, либо тем, которые на соответствующей территории получили на последних выборах в Конгресс депутатов не менее 3 % действительных голосов. Подготовку и проведение референдума обеспечивают избирательные хунты, формируемые так же, как и на выборах. Бесплатное эфирное время при подготовке к национальному референдуму предоставляется политическим группам пропорционально их представительству в Конгрессе депутатов. Голосование производится бюллетенями, вложенными в конверты; избиратель вручает конверт председателю избирательного бюро, который опускает его в ящик для голосования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.