Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные органы



Корона

 

Под этим термином в Испании понимается институт монархии. Испанским монархом является Король. В ч. 3 ст. 1 Конституции сказано: «Политической формой Испанского государства является парламентарная монархия». Слово «политическая» недостаточно корректно с испанской конституционной точки зрения, поскольку оно точно не определяет, что здесь имеется в виду — парламентская ли система или монархическая форма правления. Однако, по мнению испанских авторов, такая формула оправданна: учредитель хотел подчеркнуть роль Короля в переходный период испанской истории — от фашистской диктатуры к новой демократической системе*.

* См.: Aguiar de Luque L. Le systeme institutionnel espagnol // Les systemes politiques des pays de 1'Union europeenne. Sous la direction de Y. Guchet. P.: Armand Colin, 1994, p. 122.

 

Конституция достаточно четко определяет правовое положение Короля в системе государственных органов. Такая позиция весьма отличается от формулировок франкистского законодательства, в которых положение Короля было размыто, неопределенно.

Немаловажным обстоятельством является и то, что ныне Царствующий Король достался «по наследству» от франкистского режима. Хуана Карлоса I на должность Короля назначил Ф. Франко в качестве своего наследника; сложившееся перед смертью Ф. Франко положение облегчило переход к демократическому режиму. Он был осуществлен, как уже говорилось, менее чем за три года на совершенно легальных основаниях. Конституция 1978 г., получив одобрение на референдуме, легализовала и монархическую форму правления и решила судьбу монархии в стране.

Конституция (ст. 56) определяет Короля как главу государства, который, будучи символом единства и постоянства, выступает как посредничающий и умеряющий фактор в регулярной деятельности институтов, осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно с нациями, имеющими историческую общность с Испанией, и выполняет функции, прямо возложенные на него Конституцией и законами. Он носит титул Короля Испании и может пользоваться другими титулами, относящимися к Короне. Личность Короля неприкосновенна и неответственна.

Престолонаследие. Та форма замещения должности монарха, которая предусмотрена ст. 57 Конституции, традиционна, поскольку такая же содержалась в ст. 60 Конституции 1876 г. и почти такая же — в ст. 51 Основного закона 1837 г. Испанская Корона наследуется потомками дона Хуана Карлоса I де Борбона, законного наследника исторической династии. Престолонаследие осуществляется на основе принципов первородства и представительства: более ранняя линия имеет предпочтение перед последующими, в одной и той же линии более близкая степень родства — перед более отдаленными, в одной и той же степени родства мужчина — перед женщиной, в случае одинакового пола лицо, старшее по возрасту, — перед младшим.

Наследник престола традиционно имеет титул принца Астурийского и другие титулы. При отсутствии законных наследников Генеральные кортесы решают вопрос о наследовании Короны «в форме, в наибольшей мере отвечающей интересам Испании». Если наследник вступит в брак вопреки категорическому запрещению Короля и Генеральных кортесов, он и его потомки утратят право на престол.

Королева-супруга или супруг Королевы не могут осуществлять конституционные функции, кроме регентских (ст. 58 Конституции). Регентство осуществляется, согласно ст. 59 Конституции, в случае несовершеннолетия Короля кем-либо из его родителей, а при их отсутствии — наиболее близким совершеннолетним родственником. Если Король не способен выполнять свои полномочия и это признано Генеральными кортесами, регентство осуществляет совершеннолетний наследник Короны, а в случае его несовершеннолетия — один из его родителей или ближайший совершеннолетний родственник. Если таких лиц нет, Генеральные кортесы поручают регентство одному, трем или пяти совершеннолетним испанцам по своему выбору.

Опекуном несовершеннолетнего Короля становится лицо, которое было назначено в завещании покойным Королем, если оно является совершеннолетним и испанцем по рождению. Если такого назначения не было, опекуном становится вдовствующий родитель, а при его отсутствии опекуна назначают Генеральные кортесы. Конституция (ст. 60) запрещает совмещать опекунство и регентство, кроме как для родителя или иного восходящего родственника Короля по прямой линии. Опекунство несовместимо с любой политической должностью или представительством.

При провозглашении Короля перед Генеральными кортесами он приносит присягу, в которой клянется добросовестно выполнять свои функции, соблюдать Конституцию и законы и обеспечивать их соблюдение, уважать права граждан и автономных сообществ. Наследный принц приносит такую присягу по достижении совершеннолетия, а регенты — при вступлении в должность; они присягают также на верность Королю (ст. 61 Конституции).

Компетенция. В конституционных нормах видно стремление сделать Короля как бы «парящим» над другими государственными органами. Об этом свидетельствует его компетенция, определенная в ст. 62 — 65.

Часть полномочий короля связана с Генеральными кортесами. Он санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы и назначает выборы в установленные Конституцией сроки.

В предусмотренных Конституцией случаях он назначает референдум.

Наиболее значительное полномочие Короля — предложение нижней палате кандидатуры Председателя Правительства. Для этого Король проводит консультации с представителями парламентских фракций и через посредство председателя палаты и с его контрасигнатурой предлагает кандидата на должность главы Правительства. Он назначает получившего одобрение палаты кандидата на должность Председателя Правительства и освобождает его от этой должности при установленных Конституцией условиях, по его представлению назначает и освобождает от должности других членов Правительства.

Король издает декреты, одобренные в Совете министров, назначает гражданских и военных служащих и присваивает почетные звания и отличия в соответствии с законами.

Он имеет право быть информированным о делах государства и председательствовать с этой целью на заседаниях Совета министров, когда считает это целесообразным, по просьбе Председателя Правительства. Он является главнокомандующим Вооруженными силами.

Королю принадлежит право помилования в соответствии с законом, который, однако, не может уполномочивать на общее освобождение от наказаний.

Король осуществляет высший патронаж над королевскими академиями.

В сфере внешней политики Король аккредитует послов и других дипломатических представителей. В свою очередь, иностранные представители в Испании аккредитуются при нем. Он выражает согласие государства принять на себя международные обязательства посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами, т. е. оформляет ратификацию международных договоров. По уполномочию Генеральных кортесов Король объявляет войну и заключает мир.

Акты Короля контрасигнуются Председателем Правительства и соответствующими министрами, а при назначении Председателя Правительства и роспуске нижней палаты парламента — председателем этой палаты. Лица, контрасигновавшие акты Короля, несут за них ответственность. Другими словами, к испанскому Королю можно отнести слова выдающегося английского конституционалиста прошлого века У. Беджгота: монарх «царствует, но не правит».

Из государственного бюджета Король получает определенную сумму на содержание своей семьи и двора и свободно распределяет ее. Он также свободно назначает и смещает гражданских и военных членов своего двора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.