Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный совет



Согласно ст. 107 Конституции, Государственный совет — это верховный консультативный орган Правительства. Исключительность этой функции отличает его от одноименного органа во Франции. Подробно его статус регулируется Органическим законом о Государственном совете 1980 г.

Компетенция Государственного совета — консультирование Правительства и автономных сообществ по запросам их председателей. Различаются компетенция пленума и компетенция постоянной комиссии Государственного совета. Первая включает 10 позиций, по которым следует обязательно консультироваться у Государственного совета (о проектах законодательных декретов, о предварительных проектах законов, подлежащих изданию вo исполнение или развитие международных договоров, конвенций и соглашений, о юридических проблемах в связи с толкованием и исполнением актов международных и наднациональных организаций и др.). Компетенция постоянной комиссии включает 18 пунктов и касается регламентарных предписаний, издаваемых во исполнение или развитие международных договоров, конвенций и соглашений, споров о полномочиях между различными министерствами, контроля за осуществлением функций, делегированных государством автономным сообществам, и др.

Пленум состоит из председателя Совета, постоянных советников, советников по должности, выборных советников и секретаря Совета. Постоянную комиссию составляют председатель, постоянные советники и генеральный секретарь.

Председатель Совета свободно назначается королевским декретом, одобренным в Совете министров и контрасигнованным Председателем Правительства, из числа юристов, обладающих признанным авторитетом и соответствующим опытом. Постоянные советники назначаются королевским декретом из числа указанных в органическом законе категорий лиц — действующих и бывших министров, членов или председателей законодательных органов автономных сообществ, профессоров права, экономики и социальных дисциплин университетов и др. В установленной очередности они в случае необходимости замещают председателя Совета. Советники по должности (natos) — перечисленные в указанном органическом законе лица, например, директор Испанской королевской академии, президенты Королевской академии моральных и политических наук, Академии юриспруденции и законодательства, Генеральный прокурор государства, председатель Хунты начальников штабов и др. Выборные (electivos) советники в числе 12 человек назначаются королевским декретом на четыре года из указанных в законе лиц (депутатов, сенаторов, судей Конституционного трибунала, ректоров университетов и др.). Генеральный секретарь назначается королевским декретом из числа высших адвокатов (Letrados Mayores) по предложению постоянной комиссии, одобренному пленумом.

Защитник народа

Этот институт определяется в ст. 54 Конституции как высокий комиссар Генеральных кортесов, назначаемый ими для защиты прав, содержащихся в разд. I Конституции. С этой целью он может осуществлять наблюдение за деятельностью администрации, представляя отчеты Генеральным кортесам. Его статус определяется Органическим законом о Защитнике народа 1981 г. и Законом о регулировании отношений между институтом Защитника народа и подобными должностными лицами в различных автономных сообществах 1985 г.

Защитник народа избирается сроком на пять лет не менее 3/5 общего числа членов каждой палаты Генеральных кортесов, начиная с Конгресса депутатов. Это гарантирует самостоятельность и независимость Защитника народа. Обе палаты создают комиссии для поддержания отношений с Защитником народа, которые могут заседать совместно под руководством председателя Конгресса, в частности, когда необходимо предложить кандидатуру или кандидатуры на должность Защитника народа. Защитник народа выполняет свои функции самостоятельно и по собственному убеждению.

Любое физическое и юридическое лицо независимо от своей государственной принадлежности может жаловаться Защитнику народа на деятельность публичной администрации или на посягательство на его права и свободы со стороны этой администрации или какого-либо ее чиновника. Жалоба направляется без каких-либо материальных затрат, т. е. бесплатно, и не существует установленных условий в отношении ее формы. В равной мере Защитник народа может действовать по своей инициативе.

Полномочия этого должностного лица распространяются и на военнослужащих, включая военную администрацию, за исключением ее решений, затрагивающих национальную оборону. Что же касается органов юстиции, то законодательно установлена особая процедура, когда Защитник народа действует совместно с Генеральным прокурором государства.

При осуществлении своих функций Защитник народа имеет доступ ко всем административным документам, исключая те, которые объявляются Советом министров секретными. Защитник народа может посещать все государственные органы и учреждения, включая тюрьмы, госпитали, больницы, казармы, комиссариаты полиции и т. д. Должностное лицо, отказывающее в предоставлении нужных документов, привлекается к административной ответственности.

По долгу службы или по ходатайству физического или юридического лица, а также парламентария Защитник народа может проводить расследование действий и решений публичной администрации и ее представителей. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискриминации, ошибки, небрежности или упущения Защитник народа, запросив мнение нарушителя, ставит об этом в известность вышестоящих руководителей. Не будучи правомочен изменять или отменять акты публичной администрации, он может предлагать изменение критериев при их применении, обращаться с предложением об изменении норм в законодательный орган или в администрацию, а если считает какой-либо акт противоречащим Конституции, то может обращаться в Конституционный трибунал.

Отчеты Генеральным кортесам он представляет ежегодно. Они рассматриваются сначала совместной комиссией палат, а затем на заседаниях палат. Кроме того, Защитник народа может по собственной инициативе представлять доклады по каким-либо отдельным вопросам или направлениям деятельности (например, о состоянии прав и свобод в тюрьмах, в психиатрических больницах и др.).

Основная деятельность Защитника народа состоит в рассмотрении индивидуальных жалоб (40 % из них принимаются и по ним проводятся расследования) и направлении рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Защитник народа самолично назначает и освобождает от должности своих сотрудников. В государственном бюджете предусматриваются расходы на ведомство Защитника народа.

Счетный трибунал

Согласно ст. 136 Конституции, это верховный орган надзора за ведением государственных финансовых счетов и экономическим управлением со стороны государства, а также за публичным сектором в экономике. Он непосредственно подчиняется Генеральным кортесам и по их поручению осуществляет свои функции по проверке Генерального счета государства. Этот контрольный орган действует в Испании весьма длительное время: несмотря на все превратности политической судьбы, он оставался в системе государственных органов на протяжении почти полутора веков.

Финансовые отчеты государства и государственного публичного сектора экономики представляются Трибуналу и оцениваются им. Без ущерба для своей собственной юрисдикции Трибунал ежегодно представляет Генеральным кортесам оокдаб, в котором сообщает о нарушениях и той ответственности, которая, по его мнению, должна за них последовать.

Члены Трибунала пользуются той же независимостью и несменяемостью, что и судьи, и на них распространяется такая же несовместимость с другими мандатами, должностями и занятиями.

Подробно статус Трибунала регулируется Органическим законом о Счетном трибунале 1982 г. и Законом о деятельности Счетного трибунала 1988 г.

В соответствии с этим законом Счетный трибунал проверяет следующие структуры: администрацию государства, автономные сообщества, местные корпорации, учреждения социального обеспечения, автономные организации, связанные с государством, государственные общества и другие публичные предприятия. Он осуществляет надзор за использованием субвенций, кредитов, поручительств и иной помощи, оказываемой публичным сектором физическим и юридическим лицам. В отличие от аналогичных органов в Италии и Бельгии на Счетный трибунал возложен только последующий контроль.

Счетный трибунал состоит из 12 счетных советников, в число которых входит председатель, и прокурора (Fiscal). Председатель назначается королевским декретом сроком на три года, а счетные советники — Генеральными кортесами на девять лет:

по шесть человек Конгрессом депутатов и Сенатом из числа судей и магистратов высших судов страны, профессоров государственных университетов, высших чиновников, послов, экономистов, адвокатов, компетентность которых общепризнана и которые занимаются профессиональной деятельностью не менее 15 лет. Назначение в каждой палате производится 3/5 голосов. Члены Трибунала независимы и несменяемы. К ним предъявляются те же требования несовместимости, что и к судьям.

Организация Трибунала включает пленум и управляющую комиссию (Comision de Gobierno), которая состоит из председателя Трибунала и председателей секций.

Прокуратура Трибунала состоит из назначаемого Правительством прокурора и двух прокурорских адвокатов и функционально подчинена Генеральному прокурору государства.

В некоторых автономных сообществах (например, в Каталонии, Наварре) учреждены счетные палаты, не зависимые от Счетного трибунала. По своим функциям эти палаты имеют сходство с французскими счетными палатами, действующими в регионах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.