Здавалка
Главная | Обратная связь

Местное самоуправление и управление



Эти функции публичной власти осуществляются на местных уровнях — в провинциях и муниципиях. Конституция в ст. 142 устанавливает, что местные финансы должны располагать достаточными средствами для осуществления этими единицами своих законных функций и имеют своими основными источниками собственные налоги, а также долю от налогов государства и автономных сообществ. Подробно функционирование местных коллективов регулируется Законом об основах местного режима 1985 г. и Законом о местных финансах 1988 г. а также уставами автономных сообществ, которые, в частности, предусматривают возможность передачи или делегирования провинциям и другим территориальным единицам определенных полномочий сообщества. Местное самоуправление регулируется также законами автономных сообществ; упомянем в качестве примера принятые в 1987 г. законы Парламента Каталонии о компетенции провинциальных советов, о муниципалитетах и местном режиме, об организации зон сотрудничества.

Местные выборные органы избираются на четыре года.

Провинции. Согласно ст. 141 Конституции, провинция — местная единица с правами юридического лица, предназначенная для объединения муниципий и осуществления на соответствующей территории государственной деятельности. В настоящее время насчитывается 50 провинций, причем это деление не менялось с 1833 г. Изменение их границ может производиться только органическим законом. В компетенцию провинций, определяемую национальными законами и законами автономных сообществ, во всех случаях входят координация деятельности муниципальных служб, юридическая, экономическая и техническая помощь муниципиям, особенно слабо обеспеченным в финансовом и административном отношении, а также предоставление услуг надмуниципального характера. В этих целях провинциальные депутации ежегодно принимают план кооперирования деятельности.

Осуществление в провинциях автономного правления и администрации возлагается на депутации и иные представительные корпорации. Центральное Правительство представлено в провинции губернатором, которого назначает министр внутренних дел.

Депутации состоят из депутатов, избираемых по судебным округам. Председатель избирается депутацией; в его обязанности входит представительство провинции, руководство ее управляющей комиссией и администрацией, созыв депутации на сессии, руководство службами и деятельностью исполнительных органов провинции. Председатель назначает из числа членов управляющей комиссии вице-председателей, которым может делегировать часть своих полномочий.

Управляющая комиссия — исполнительный орган провинции, аналог правительства автономного сообщества. Численный состав ее не превышает 1/3 от численного состава депутации. Члены комиссии назначаются и отзываются председателем по его усмотрению.

Устав Страны басков специально подчеркивает правовое положение фуэральных органов исторических провинций, которые имеют свой собственный правовой режим и на своей территории обладают специфической компетенцией. Она включает такие вопросы, как организация, порядок деятельности собственных органов провинции, территориальная демаркация ее территории, правовой режим провинциального и муниципального имущества, порядок избрания органов муниципальной власти.

В каждой такой провинции действуют избираемые населением генеральные, хунты и фуэральные депутации (diputaciones forales), в которых председательствуют и которыми руководят генеральные депутаты. Генеральная хунта действует как провинциальный парламент, осуществляющий нормотворческую власть, одобряющий бюджет, контролирующий деятельность исполнительной власти. Члены органов исполнительной власти — фуэральных депутаций называются уполномоченными (Apodera-dos) в Бискайе и поверенными (Procuradores) — в Алаве и Гипускоа. Фуэральные депутации осуществляют исполнительную власть. Генерального депутата избирает генеральная хунта, которая также уполномочивает фуэральных депутатов на руководство различными административными департаментами.

Устав предусматривает, что выборы в представительные органы исторических территорий должны отвечать критериям всеобщего, свободного, прямого и тайного голосования при применении системы пропорционального представительства.

Муниципии. В ст. 140 Конституции подчеркивается именно конституционная гарантия автономии муниципий, которые признаются важнейшими единицами местного управления в Испании. Они в полной мере являются юридическими лицами.

В компетенцию муниципий входят такие сферы, как образование, регулирование дорожного движения, борьба с пожарами, рынки, здравоохранение, защита прав потребителей, кинотеатры, обеспечение водой, культурная и спортивная деятельность и туризм. В зависимости от численности населения законом предусматривается минимум необходимых служб для каждой муниципии.

Объединяться же муниципии могут не только в провинции. Устав Кастильи-Леона предусматривает, например, что законами автономного сообщества могут признаваться уезды (comarcas) — объединения сопредельных муниципий, образованные с предварительным уведомлением для совместного управления службами или сотрудничества в осуществлении компетенции.

Правление в муниципиях должно осуществляться соответствующими соборами (Ayuntamientos), состоящими каждый из алькальда и советников (Concejales). Последние избираются жителями муниципии путем всеобщих, равных, свободных, прямых и тайных выборов, алькальды же избираются советниками или жителями и могут быть смещены в первом случае в результате вотума недоверия со стороны абсолютного большинства законного числа советников. У алькальда имеются заместители (tenientes). В муниципиях с населением свыше 5 тыс. жителей создается также управляющая комиссия, которая помогает алькальду.

В соответствии с ч. 4 ст. 141 Конституции на архипелагах острова имеют собственную администрацию в виде капитула (Cabildo) или совета (Consejo). Эти органы состоят из островных советников (Consejeros Insulares), избираемых на каждом острове, образующем единый избирательный округ, его жителями Председателем капитула становится первый кандидат списка получившего наибольшее число голосов.

На Канарских островах существуют межостровные ассоциации (mancomunidades) Тенерифе и Больших Канарских островов, являющиеся простыми представительными органами. В эти две ассоциации интегрированы и островные собрания. На Балеарских островах организация местной власти более проста. Там есть собственное собрание, которое существовало еще до издания Конституции 1978 г. Острова образовывали одну провинцию с центром Пальма-де-Майорка. После принятия действующей Конституции острова стали образовывать одно автономное сообщество без провинциального деления. На каждом острове этой группы островов действует островной совет (Gonsejo Insular), который представляет собой орган управления и члены которого — советники (Consellers) — являются балеарскими парламентариями, избранными каждым островом.

В населенных пунктах, расположенных на территории муниципии, и их частях могут избираться свои органы самоуправления — сельские старосты (Alcaldes Pedaneos) и хунты жителей, состоящие из сельского старосты и гласных, либо только сельские старосты.

Литература

 

Испания. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1982.

Тейман С. Возрождение суда присяжных в Испании//Государство и право, 1996, № 12.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Кто такие испанцы (по Конституции) и отличаются ли они от граждан?

2. Какой референдум применяется при частичной и полной реформе Конституции?

3. Какие страны, расположенные вне Латинской Америки, были ранее испанскими колониями? А какие страны были ими в Латинской Америке? Какие латиноамериканские страны не подпадают под действие .ч. 3 ст. 11 Испанской конституции?

4. Распределите изложенные в п.3 и 4 §2 и в §3 настоящей главы права, свободы и обязанности в соответствии с классификацией, данной в п. 6 § 1 гл. III Общей части учебника.

5. Как называется порядок, в котором осуществляется право собраний и демонстраций?

6. Что такое публичная хозяйственная инициатива?

7. Что означает термин «сообщество» в ст. 47 Конституции?

8. Почему города Сеута и Мелилья имеют особый статус на парламентских выборах? Какая избирательная система (в узком смысле) применяется в этих городах на выборах в Конгресс депутатов?

9. Каким термином может быть охарактеризована система прямых выборов сенаторов?

10. Что такое представительный мандат?

11. Какие виды конституционного контроля осуществляет Конституционный трибунал?

12. Сравните полномочия, организацию и процедуру Конституционного трибунала с такими же элементами статуса Конституционного Суда Российской Федерации.

13. Чем испанский Государственный совет отличается от французского.

14. Почему мы должны считать политико-территориальное устройство Испании унитарным? Какие признаки сближают его с федеративным?

15. Какие варианты определения сферы компетенции автономных сообществ вытекают из положений Испанской конституции?

16. Что означает принцип солидарности всех испанцев применительно к финансам автономных сообществ?

17. Что такое основные публичные услуги?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.