Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений



 

Здесь нам опять сначала нужно обратиться к основополагающим принципам вводного раздела Конституции. В ч. 2 ст. 3, как уже упоминалось, в качестве задачи республики названо устранение препятствий экономического и социального характера, которые, ограничивая фактически свободу и равноправие граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны. Решению этой задачи призваны служить многие положения части I Конституции.

Посмотрим с этой точки зрения в первую очередь на содержание раздела об экономических отношениях.

Республика охраняет труд во всех его формах и применениях. Она заботится о профессиональной подготовке и профессиональном росте трудящихся, поощряет международные соглашения и организации, имеющие целью утвердить и урегулировать трудовые права, и создает для этого благоприятные условия. Республика защищает итальянских трудящихся за границей (ст. 35).

Для обеспечения трудовых прав Конституция возложила на законодателя обязанность урегулировать:

максимальную продолжительность рабочего дня (ч. 2 ст. 36);

минимальный возраст для работы по найму и охрану труда несовершеннолетних (ч. 2 и 3 ст. 37).

В ч. 4 ст. 38 государство обязывается создать или поддерживать органы или учреждения, на которые возложены функции социального обеспечения и социальной помощи, изложенные в предыдущем параграфе.

Оно обязано также, согласно ч. 3 ст. 41, определить законом подходящие программы и меры контроля для направления и координации публичной и частной хозяйственной деятельности в социальных целях.

Что касается собственности, то в ст. 42 установлено, что собственность может быть публичной или частной, а экономические блага принадлежат государству, корпорациям (enti — любого рода организации, организационные единицы) или частным лицам. На законодателя возложена обязанность:

урегулировать правила и пределы наследования по закону и по завещанию, а также права государства в отношении наследственного имущества (ч. 4 ст. 42);

в целях достижения рационального землепользования и установления справедливых социальных отношений возложить обязательства и обременения на частную земельную собственность, установить ее предельные размеры с учетом специфики областей и сельскохозяйственных зон, содействовать обязательному улучшению земель, преобразованию латифундий и восстановлению производственных единиц, поддержать мелкую и среднюю собственность (ч. 1 ст. 44);

установить меры по благоприятствованию горным зонам (ч. 2 ст. 44).

Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции (ст. 45). Закон должен обеспечивать содействие и благоприятствование самыми подходящими средствами ее росту, а также посредством надлежащего контроля — ее характер и цели. Законом должны также обеспечиваться охрана и развитие ремесел.

Примечательна ст. 47 Конституции, содержание которой весьма редко можно встретить в конституционном законодательстве. Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах, регулируя, координируя и контролируя кредитное дело. Она благоприятствует вложению народных сбережений в жилищную собственность, в непосредственно обрабатываемую земельную собственность и прямому и косвенному инвестированию в акционерной форме в крупные производственные комплексы страны.

Выше уже упоминались ст. 6 и 8 Конституции, содержащие основные принципы таких социальных и духовно-культурных отношений, как отношения между языковыми и религиозными общинами. В ст, 9 установлено, что республика поощряет развитие культуры и научные и технические исследования, охраняет ландшафты, историческое и художественное наследие нации.

В ст. 29 — 31 определены конституционные основы брака и семьи как социальных институтов. Республика признает права семьи как естественного союза, основанного на браке. Он организуется на базе морального и юридического равноправия супругов в пределах, установленных законом, чтобы гарантировать единство семьи. Экономическими и другими мерами республика содействует созданию семьи и выполнению ее задач, особое внимание уделяя большим семьям. Она охраняет материнство, детство и молодежь, содействуя необходимым для этого институтам.

В сфере образования (ч. 2-6 ст. 33) устанавливаются общие правила обучения и учреждаются государственные школы всех видов и ступеней. Организации и частные лица имеют право учреждать школы и воспитательные учреждения без обременения государства. В отношении школ, претендующих на уравнивание с государственными, закон должен установить одинаковые с последними права и обязанности и обеспечить им полную свободу, а их ученикам такой же учебный режим, как и у учеников государственных школ. Для приема в школы различных видов и ступеней, их окончания и присвоения профессиональной квалификации предписываются государственные экзамены. Учреждения высокой культуры, университеты и академии в пределах законов государства имеют право устанавливать для себя автономную организацию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.