Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционные основы политической системы



Содержащаяся в Конституции характеристика итальянского государства приведена выше (см. п. 2 § 1).

Согласно ст. 49 Конституции, все граждане, как отмечалось, имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим методом участвовать в определении национальной политики. Напомним также, что ч. 1 ст. XII переходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии. Следует отметить, что конституционное право на создание политических партий выделено из более широкого права на образование ассоциаций, содержащегося в ст. 18.

В 1974 г. был принят Закон об участии государства в финансировании политических партий. Согласно этому закону, государством субсидируются только политические (т.е. в основном партийные) группы, в Палате депутатов и в Сенате. Кредиты распределяются из расчета по 2 % на каждую фракцию, 23 % — в равной мере между группами и парламентариями, не принадлежащими к какой-либо политической партии, в пропорции для последних в 1/10 от суммы, причитающейся партии, имеющей двух или более парламентариев, или 1/30, если группа имеет только одного парламентария, и из того общего расчета, чтобы 75 % распределялись между парламентскими группами пропорционально их численности. Распределением отпущенных политическим группам сумм занимаются председатели обеих палат по просьбе председателей этих групп.

Итальянское законодательство регламентирует также финансирование политических партий со стороны частных лиц — взносы членов партии, дарения и доходы, получаемые от разрешенной экономической деятельности, в частности от процентов по текущим счетам. Любая форма финансирования со стороны публичной администрации или обществ, у которых по меньшей мере 20 % капитала принадлежит государству, запрещена. Это запрещение распространяется на взносы в пользу членов итальянского Парламента, итальянских членов Европейского парламента, областных, провинциальных и муниципальных советников, в пользу кандидатов, претендующих на названные мандаты, внутренних группировок политических партий, а также в пользу тех, кто берет на себя обязанности председательствования, выполнения секретарских и административных обязанностей в политических партиях на областном, провинциальном или муниципальном уровне. Нарушителей ожидает тюремное заключение от шести месяцев до четырех лет и штраф, равный трехкратному размеру суммы, признанной незаконной.

Что же касается частных обществ, то они могут делать взносы в пользу политических партий при условии одобрения соответствующим общественным органом и отражения в финансовом балансе общества. Закон, однако, не предусматривает каких-либо вычетов в отношении дарений. Дарения из-за границы прямо не запрещены законом; известны случаи иностранного субсидирования итальянских политических партий.

Политические секретари партий, получающих средства от государства, до 31 января каждого года должны опубликовать в официальном органе партии и в ежедневной газете, распространяемой в национальном масштабе, финансовый баланс за предыдущий год; этот баланс должен быть одобрен компетентным органом партии и представлен по форме, установленной председателем Палаты депутатов по согласованию с председателем Сената. Если эти требования не выполняются или отчет представлен в ненадлежащей форме, то выплата средств из государственной казны приостанавливается до урегулирования проблемы, в котором участвуют председатели обеих палат Парламента.

Долгое время в послевоенной Италии у власти находился правоцентристский блок из пяти партий — Христианско-демократической, Республиканской, Либеральной, Социалистической и Социал-демократической. В оппозиции к нему находились коммунисты, сохранявшие значительное влияние благодаря своему активному участию в антифашистском Сопротивлении во время Второй мировой войны, и профашистское Итальянское социальное движение.

Однако в начале 90-х гг. эта система рухнула, в значительной мере вследствие коррупции, разъевшей правившие политические структуры. Ни для кого не была секретом связь высших должностных лиц государства с мафиозными кланами. Ныне, как известно, идет суд над одним из бывших Председателей Совета министров, который как раз и обвиняется в такой связи.

Все же и в современных условиях Италии политические партии занимают весьма заметное место в политической жизни; этому обстоятельству способствует установленная Конституцией форма правления. Политические партии играют основную роль при формировании Правительства. В условиях многопартийности партии вынуждены объединяться в коалиции для того, чтобы войти в Правительство. Роли партий способствовала до недавнего времени безраздельно действовавшая при формировании представительных учреждений пропорциональная избирательная система. Даже после реформы 1993 г. значительная часть мест в Парламенте также замещается по этой системе. Благодаря ей политические партии практически обладают монополией на выдвижение списков кандидатов. Кроме того, итальянское законодательство не содержит каких-либо запрещений, направленных на дистанцирование государства от политических партий. Отсутствуют нормы о невозможности совмещать государственные должности с выполнением функций в партиях.

Итальянская политическая практика характеризуется жестким контролем политических партий за конституционными органами; образование Правительства — результат компромисса, между партиями и, прежде всего, между их лидерами, а «про-. должительность жизни» Правительств зависит от соглашений между этими лидерами.

Со времени окончания Второй мировой войны и до начала 90-х гг. итальянская политическая система характеризовалась наличием почти всегда противостоявших друг другу двух политических сил — Христианско-демократической партии (ХДП) и Итальянской коммунистической партии (ИКП).

Наследница довоенной Народной партии, основанная в 1943 г. ХДП всегда пользовалась поддержкой католической церкви и внутренне никогда не была единой. В ее составе всегда существовали левые, правые и центристские группировки. Партия выступала за сохранение существующего экономического статус кво. До начала 80-х гг. она получала на выборах около 40 % голосов, а в 80-е гг. эта доля снизилась до примерно 30 %.

Что же касается ИКП, то сразу после войны она получала около 20 % голосов избирателей на общенациональных выборах, а в 1976 г. достигла пика в своем влиянии, набрав 34,4 % голосов. ИКП опиралась главным образом на рабочих (особенно на промышленных), под ее влиянием находился и до сих пор находится крупнейший профсоюз страны — основанная в 1944 г. Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ); партия пользовалась влиянием в кооперативном движении, доминировала в центральных областях Италии. С 1960 г. ИКП сильно дистанцировалась от Коммунистической партии Советского Союза, ориентируясь на реформистскую линию в своей идеологической платформе. После разрушения коммунистических мифов партия в значительной мере потеряла поддержку избирателей; на выборах 1992 г. она получила 16 % голосов. ИКП прекратила свое существование в 1991 г., когда на ее основе была создана Демократическая партия левых сил (ДПЛС), взявшая вскоре курс на традиционные идеалы социал-демократии. Те же делегаты последнего съезда ИКП, которые не могли поступиться прежними коммунистическими принципами, организовали Партию коммунистического преобразования. В последние годы в ответ на резкую активизацию правых сил (включая ХДП) эти две партии создали широкую коалицию левоцентристских сил.

Кроме названных основных партий, на политической сцене Италии фигурирует много иных политических образований. Вот несколько из них.

Основанная в 1892 г. Итальянская социалистическая партия (ИСП) находится левее центра. В 1921 г. из нее вышла группа членов, которая образовала ИКП. Партия опирается на средние слои населения. Выступает за гражданские права населения, за свободу и социальную справедливость.

Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 г., занимает несколько более правые позиции более тесно сотрудничает с ХДП. Обе названные партии входят в Социалистический интернационал.

Нынешний политический спектр страны все четче разделяется на левых и правых. Крайне левое место занимают ортодоксальные коммунисты, придерживающиеся идей Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна. Рядом с ними «оппортунистическая» ДПЛС, объединяющая основную массу бывших коммунистов и отказавшаяся от одиозных коммунистических лозунгов. Это позволило ей сохранить определенное политическое влияние. Несколько левее центра находится партия бывшего Председателя Совета министров Дини.

Правее центра расположена наиболее влиятельная партия этой части политического спектра — «Вперед, Италия!», возглавляемая телевизионным магнатом С. Берлускони — тоже недавним главой Правительства. Еще правее находится образованная в 1991 г. Северная лига, выступающая за отделение, а точнее — отбрасывание слаборазвитого Юга, за передачу ресурсов страны под контроль областных правительств.

Небольшие светские партии — Республиканская партия (образована в 1897 г.), выступающая за социальную справедливость в свободном обществе, с 110 тыс. членов и Итальянская либеральная партия (создана в 1898 г.), ратующая за свободу во всех областях государственной и частной жизни, с 153 тыс. членов, а также некоторые другие — с 1947 г. почти всегда непременные участники партийных коалиций во главе с ХДП. Обычная доля голосов, получаемых ими на национальных выборах, колеблется от 2 до 4 %. Известно также, что эти партии всегда были близки к среде итальянского патроната и играли в правительственных коалициях роль значительно большую, чем та, которая им причиталась бы на основе чисто математического распределения мест в Парламенте.

Национальная федерация зеленых, образованная в 1987 г., выступает за охрану окружающей среды и за антиядерную политику Италии.

Наконец, нельзя не упомянуть о Национальном альянсе, основанном в 1946 г. (до 1994 г. назывался Итальянское социальное движение). Эта неофашистская партия регулярно получает на национальных выборах от 5 до 7 % голосов (большинство из них на юге страны). Несмотря на предпринимаемые меры (включая юридические), эту партию не удалось вытеснить за обочину политического спектра.

Конституция в ст. 39 провозгласила: «Организация профсоюзов свободна». На профсоюзы не могут возлагаться никакие обязанности, кроме регистрации в местных или центральных органах согласно нормам закона. Условием для регистрации является наличие устава, предусматривающего внутреннюю организацию на демократической основе. Зарегистрированные профсоюзы обладают правами юридического лица. Пропорционально числу своих членов они могут участвовать в едином представительстве трудящихся при заключении коллективных трудовых договоров, которые имеют обязательную силу для всех, кто принадлежит к категориям, затрагиваемым договорами.

Отличительной чертой итальянского профсоюзного движения является то обстоятельство, что три самые крупные национальные объединения профсоюзов связаны с политическими партиями. Всеобщая итальянская конфедерация труда, основанная в 1944 г., находится, как отмечалось, под влиянием итальянских коммунистов. Она включает 17 объединений с более чем 4,5 млн. членов. Образованная в 1950 г. Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов включает также 17 профобъединений с чуть более 3 млн. членов. Эта конфедерация связана с Христианско— демократической партией. Итальянский союз труда, созданный в 1950 г., состоит из 35 национальных и 95 провинциальных союзов с более чем 1,5 млн. членов; это объединение связано с социалистами и с Республиканской партией. Из других профобъединений национального уровня можно назвать Автономную конфедерацию профсоюзов ремесленников (образована в 1958 г.), созданную в 1957 г. Итальянскую конфедерацию автономных рабочих профсоюзов, объединяющую 67 союзов с 1423 тыс. членов, Итальянскую конфедерацию национальных и рабочих профсоюзов (создана в 1950 г.), представляющую собой объединение 64 национальных и 80 провинциальных союзов с более чем 1,9 млн. членов. На областном уровне действуют собственные профсоюзные федерации.

О союзах предпринимателей и работодателей в итальянской Конституции в отличие от испанской ничего не говорится. Однако политическое влияние их весьма значительно. Итальянские предприниматели имеют достаточно разветвленную структуру своих организаций. Действуют отраслевые объединения предпринимателей, которые объединяются во Всеобщую конфедерацию итальянской промышленности, основанную в 1919 г. и воссозданную в 1944 г. Эта Конфедерация включает 106 территориальных объединений и 104 отраслевых союза — всего 109 тыс. фирм. Кроме того, существуют более мелкие объединения предпринимателей.

Значительным политическим весом обладает в Италии католическая церковь. Согласно ст. 7 Конституции, государство и католическая церковь в отношении своего собственного устройства независимы и суверенны. В Общей части учебника (п. 5 § 1 и п. 2 § 4 гл. V) приводились конституционные положения о том, что отношения между ними регулируются Латеранскими соглашениями, изменение которых не требует изменения Конституции. Эти соглашения были заключены в 1929 г. и новеллизованы Конкордатом 1984 г., который был подписан Председателем Совета министров Италии и Секретарем Ватикана и ратифицирован итальянским Парламентом в 1985 г. Они содержат договор об образовании государства-города Ватикан, финансовую конвенцию и Конкордат о правах и привилегиях католической церкви в стране. По Конкордату 1984 г. признано, что католическая религия — не единственная в Италии, все священники не подлежат обязательной военной службе, католическая церковь может свободно создавать учебные заведения. Ватикан был признан в качестве суверенного государства. Значение католической церкви подчеркивается тем обстоятельством, что 90 % населения Италии исповедует именно эту религию. В организационном отношении Римско-католическая церковь разделена в Италии на 59 архиепископств (включая шесть непосредственно подчиненных Святому престолу), 158 епископств (включая семь находящихся под юрисдикцией самого Папы как архиепископа Римской провинции и 17 подчиненных непосредственно Святому престолу).

Конституция (ч. 2 ст. 8) признает за некатолическими вероисповеданиями право создавать свои организации согласно собственным уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правопорядку. Их отношения с государством регулируются законом на основе соглашений с соответствующими представительствами. Некатолические вероисповедные организации заметной роли в политической жизни страны не играют. Можно указать на действующую в стране Федерацию евангелических церквей, образованную в 1967 г. и объединяющую более 50 тыс. своих сторонников.

Что касается средств массовой информации, то ч. 2 — 5 ст. 21 Конституции достаточно подробно определяют основы их статуса.

Прежде всего провозглашено, что печать не может подлежать разрешению или цензуре. Арест может быть наложен только по мотивированному акту судебной власти в случаях таких правонарушений, при которых закон о печати прямо разрешает арест, или в случае нарушения норм, предписанных этим законом для установления ответственных лиц. В случае абсолютной безотлагательности и невозможности вмешательства судебной власти арест периодической печати может быть осуществлен должностными лицами судебной полиции, которые обязаны немедленно и не позднее, чем в течение 24 часов довести об этом до сведения судебной власти. Если в течение последующих 24 часов она не утвердит ареста, он считается отозванным и теряет силу.

Закон может установить общую норму, согласно которой предписывается обязательное представление сведений об источниках и средствах финансирования периодической печати.

Запрещаются печатные публикации, зрелища и другие проявления, противные добрым нравам. Для предупреждения и пресечения таких правонарушений законом предусматриваются подходящие меры.

Несмотря на более чем 50-миллионное население страны, численность национальных газет в Италии невелика — около 80 названий, распространяемых главным образом в промышленных регионах. К началу 90-х гг. общий тираж таких изданий немного не достигал 10-миллионной отметки. К этому же времени в стране всего издавалось 9158 периодических изданий с ежегодным тиражом около 2 млн. экземпляров.

Примечательно в данной связи, что Конституция оставила вне поля зрения радиовещание, не говоря уже о телевидении, которое в то время еще делало первые шаги. Но и впоследствии соответствующие поправки в Конституцию внесены не были. В настоящее время в Италии имеются три национальных канала телевидения и несколько частных станций. Кроме того, действует местное телевидение. В местах с компактным проживанием национальных или языковых меньшинств действуют на соответствующих языках как телевидение, так и радиовещание.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.