Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент республики



Его статус определен разд. II части второй Конституции (ст. 83 — 91), а также некоторыми другими ее статьями, часть из которых уже упоминалась.

Компетенция. Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.

В отношениях с Парламентом он осуществляетследующие полномочия:

может направлять палатам послания;

назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;

разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;

промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения (regolamenti).

Он может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата, однако роспуск возможен и в этот период, если он полностью или частично совпадает с последними шестью месяцами легислатуры Парламента.

В предусмотренных Конституцией случаях Президент назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц. Он аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры (в соответствующих случаях с разрешения палат).

Президент является главнокомандующим Вооруженными силами, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в праве помилования (grazia) и смягчения наказаний.

Президент также жалует знаки отличия республики.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность. Акты, имеющие силу закона, и другие определенные законом акты контрасигнуются Председателем Совета министров.

Названные выше полномочия — классические для главы парламентарной республики. Однако в итальянских условиях Президент политически более значимая фигура, чем о том говорят каноны чистой юриспруденции. При существующей многопартийности он обычно обладает значительным пространством для политических маневров. Даже право направлять послания палатам Парламента может стать политическим актом; таковым, например, было послание Ф. Коссиги перед истечением срока его мандата о необходимости конституционной реформы.

Наиболее значительным полномочием Президента является право роспуска палат Парламента, которое осуществляется без министерской контрасигнатуры и только по заслушании председателей палат; этот акт Президента приобретает решающее значение в условиях постоянной политической нестабильности, существующей в Италии с начала 70-х гг. При невозможности образовать устойчивое правительственное большинство в обеих палатах Парламента Президенты неоднократно прибегали к этому средству (в 1972, 1976, 1979, 1983, 1987 гг.) с одобрения основных политических фракций.

Решающая роль Президента в назначении Председателя Совета министров несомненна, особенно в условиях политических кризисов и отсутствия стабильного правительственного большинства в палатах. Именно таковой была роль главы государства при назначении на названный пост Дж. Спадолини (Итальянская республиканская партия) в 1981 г., Б. Кракси (Итальянская социалистическая партия) в 1983 г. и Дж. Амато (Итальянская социалистическая партия) в 1992 г.

Позиция Президента весьма важна и в случаях, когда Правительство теряет доверие палат Парламента. Так, христианский демократ Дж. Гронки поддержал, предложив не оставлять должности Председателя Совета министров, христианских демократов А. Золи в мае 1957 г., А. Фанфани в январе 1959 г., Ф. Тамброни в мае 1960 г.

Другие конституционные полномочия Президентами используются редко, однако есть и исключения. Например, Л. Эйнауди (был Президентом в 1948 — 1955 гг.) несколько раз использовал право, предоставленное ст. 74 Конституции, — до промульгации принятого палатами закона требовал повторного его рассмотрения.

Избрание. Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Область Валь д'Аоста представлена одним делегатом. Выборы Президента проводятся тайным голосованием и большинством 2/3 состава собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства.

Нетрудно заметить, что роль делегатов от областей в избрании Президента невелика: Парламент даже без пожизненных сенаторов насчитывает 945 членов, а области посылают всего 58 делегатов. Но данное обстоятельство влияет на политическое положение Президента по отношению к другим государственным органам, в том числе и по отношению к Парламенту. Президент имеет больший политический вес, чем в случае, если бы он избирался только членами Парламента.

В то же время в условиях парламентской многопартийности избрание Президента — результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на поведение главы государства, получившего свой пост сразу от нескольких политических фракций; это поведение отличается от того, каким оно могло бы быть, получи Президент власть путем прямого голосования. Впрочем, тогда речь шла бы уже не о форме правления парламентарной республики.

Если христианские демократы Де Никола в 1946 г. и Ф. Коссига в 1985 г. получили полномочия в первом туре голосования (было только два таких случая за всю послевоенную историю Италии), то другим Президентам пришлось выдержать многотуровые выборы; так, представитель Социал-демократической партии Дмс. Сарагат в 1964 г. был избран в 13-м туре, христианский демократ Дж. Леоне в 1974 г. — в 23-м, представитель Итальянской социалистической партии А. Пертини в 1978 г. — в 16-м, а находящийся у власти с 1992 г. христианский демократ О.Л. Скальфаро в 12-м.

Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами. По возрастному цензу кандидата в Президенты Италия может претендовать на рекорд.

Должность Президента несовместима ни с какой другой должностью. Жалованье и иные выплаты Президенту определяются законом.

Президент избирается на семь лет и может неоднократно переизбираться. За 30 дней до истечения этого срока председатель Палаты депутатов созывает совместное заседание палат Парламента и делегатов от областей для проведения президентских выборов. Если же палаты распущены или до истечения их полномочий остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 15 дней после созыва новых палат, а полномочия действующего Президента продлеваются соответственно.

Если Президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если же препятствие носит постоянный характер либо Президент умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течение 15 дней. Срок этот может быть увеличен, если палаты распущены или до окончания их полномочий остается менее трех месяцев.

До принятия на себя своих функций Президент на совместном заседании палат Парламента приносит присягу на верность республике, обязуясь соблюдать Конституцию.

Ответственность. В принципе благодаря контрасигнатуре его актов Президент не ответствен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию. Если последнее имеет место, Парламент абсолютным большинством своего состава на совместном заседании палат принимает решение о предании Президента суду (см. п. 4 настоящего параграфа).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.