Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика действующего Основного закона



 

Основной закон состоит из краткой преамбулы и 14 разделов, три из которых (IV-a, VIII-a и Х-а) были включены в него дополнительно уже в период его действия.

В нынешней редакции преамбулы говорится, что немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе Основной закон, сознавая свою ответственность перед Богом и людьми и воодушевленный волей служить миру во всем мире в объединенной Европе в качестве равноправного члена. Немцы в землях, перечисленных в преамбуле, осуществили путем свободного самоопределения единство и свободу Германии, и тем самым Основной закон действует для всего немецкого народа.

Раздел I Основного закона посвящен основным правам. Это довольно примечательная его особенность. Ведь, как правило, конституции начинаются с общих характеристик государства, а в Основном законе такие характеристики содержатся лишь в разд. II «Федерация и земли», в котором регулируются не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но также основы политического строя. Последующие разделы, кроме самого последнего, регулируют государственную организацию Федерации. Среди них следует отметить специальные разделы о законодательстве, исполнении федеральных законов и финансах, а также о задачах общественного характера (Gemeinschaft-saufgaben); в этих разделах, в частности, регулируются и федеративные отношения.

По форме правления Германия представляет собой парламентарную республику; учитывая весьма сильную позицию главы Федерального правительства — федерального канцлера, некоторые немецкие исследователи характеризуют федеративную Республику Германию как «канцлерскую республику» (очевидно, по аналогии с президентской республикой).

Основной закон создавался и принимался вскоре после Второй мировой войны, инициатором которой, как уже отмечалось, явилась гитлеровская Германия. Разработчики Основного закона стремились подчеркнуть миролюбивый характер нового германского государства, его приверженность международному праву и стремление к международному сотрудничеству. Так, ст. 25 установила, что общие правила международного права суть составная часть федерального права; они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории. Согласно ст. 24, Федерация может законом передавать суверенные права межгосударственным учреждениям, а земли в той мере, в какой они компетентны осуществлять государственные полномочия и выполнять государственные задачи, могут с согласия Федерального правительства передавать суверенные права приграничным (grenznachbar-schaftliche) учреждениям, создаваемым совместно с территориальными единицами сопредельных государств (последнее положение было включено в Основной закон в 1992 г.). В целях сохранения мира Федерация может вступать в систему взаимной коллективной безопасности и соглашаться при этом на ограничения своих суверенных прав, ведущие к мирному и прочному порядку в Европе и между народами мира и обеспечивающие его. Для урегулирования межгосударственных споров Федерация вступит в соглашения о всеобщем, всеохватывающем, обязательном международном арбитраже. И, наконец, необходимо указать в данной связи на ст. 26, согласно которой действия, способные и осуществленные с целью нарушить мирную совместную жизнь народов, в частности, подготовить ведение агрессивной войны, противоконституционны. Они подлежат наказанию. Оружие, предназначенное для ведения войны, может производиться, перевозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства.

Прогрессивное развитие западноевропейской интеграции привело к дальнейшему расширению изложенных конституционных положений. После заключения в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза в Основной закон были внесены изменения, создавшие конституционную базу для участия Германии в этом Союзе, без учета которого нельзя ныне толковать и применять целый ряд положений Основного закона.

Прежде всего в данной связи следует упомянуть ст. 23 Основного закона*, включенную в 1992 г., согласно ч. 1 которой для претворения в жизнь объединенной Европы Германия участвует в развитии Европейского союза, обязанного принципам демократии, правовой государственности, социальности и федерализма, а также принципу дополнительности (субсидиарности) и обеспечивающего защиту основных прав, сравнимую по сути с гарантируемой Основным законом. Для этого Федерация может законом, требующим согласия Бундесрата, передавать суверенные права. Для учреждения Европейского союза, как и для изменения его договорных основ и сравнимого регулирования, если по смыслу их содержания ими изменяется или дополняется Основной закон либо становится возможным его изменение или дополнение, необходима излагаемая ниже процедура, предусмотренная в ч. 2 ст. 79 Основного закона, с ограничением, указанным в ч. 3 этой статьи.

* В первоначальной редакции этой статьи говорилось о том, что Основной закон действует сначала на территориях западных земель (перечисление их включало, правда, Большой Берлин, в состав которого входил и советский сектор, считавшийся столицей ГДР), а в остальных частях Германии его следует ввести в действие после их вступления в ФРГ. Воссоединение Германии в 1990 г. привело к отмене этой статьи, утратившей смысл.

 

Важное значение имеет разд. XI, в котором содержатся заключительные и переходные положения. Ряд таких положений включен в Основной закон уже в период его действия, в том числе в связи с воссоединением страны. Здесь особо следует отметить ст. 140, согласно которой положения ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона; в этих статьях регулируются отношения между государством, с одной стороны, и религиозными общинами и церковью — с другой.

Следует отметить также ст. 139, согласно которой правовые нормативные акты (Rechtsvorschriften), изданные для «освобождения немецкого народа от национал-социализма и милитаризма», Основным законом не затрагиваются. Это означает, что наряду с ним продолжают действовать акты Контрольного совета и иные акты оккупационных властей, изданные с указанной целью.

Из заслуживающих внимания особенностей Основного закона стоит упомянуть подробное регулирование финансовых отношений (разд. X), а также мер на случай состояния обороны (разд. Х-а).

Порядок изменения Основного закона, хотя и усложнен по сравнению с порядком принятия закона обычного, тем не менее нельзя назвать очень жестким. Согласно ст. 79, Основной закон может быть изменен только законом, который выраженным образом изменяет или дополняет его текст. В отношении международных договоров, имеющих своим предметом мирное урегулирование, подготовку мирного урегулирования, упразднение оккупационно-правового режима или предназначенных служить обороне Федеративной Республики, для разъяснения того, что положения Основного закона не противоречат заключению этих договоров и вступлению их в силу, достаточно включить в текст Основного закона дополнение, ограничивающееся таким разъяснением.

Закон об изменении Основного закона нуждается в одобрении 2/3 членов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата. Недопустимо изменение Основного закона, затрагивающее разделение Федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве или принципы, заложенные в ст. 1 и 20. В ст. 1 говорится об обязанности государства уважать и защищать достоинство человека, о приверженности немецкого народа нерушимым и неотчуждаемым правам человека и о том, что конституционные основные права связывают все три ветви власти в качестве непосредственно действующего права. Согласно же ст. 20, которую иногда называют «конституцией вкратце», ФРГ характеризуется как демократическое, правовое и социальное государство. Содержание обеих статей излагается ниже — (см. § 2 и 3).

Конституции земель

В ч. 1 ст. 28 Основного закона установлено, что конституционный строй в землях должен отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства, и это гарантируется Федерацией. В частности, предусмотрено наличие демократически избираемого народного представительства и местного самоуправления. Такие требования подлежат обязательному соблюдению землями прежде всего при создании ими своих конституций. Гарантия соответствия конституционного строя земель основным правам и изложенным выше принципам возлагается ч. 3 указанной статьи на Федерацию.

В некоторых землях пропаганде конституций уделяют большое внимание. Например, в Баварии каждый ученик обязательной школы получает к ее окончанию экземпляр Конституции этой земли.

Следует подчеркнуть, что именно конституции земель, принятые после освобождения страны от гитлеризма, стали теми документами национального германского права, которые положили начало становлению в Германии конституционного строя, получившего целостное правовое регулирование в Основном законе. На востоке страны, правда, этот процесс в послевоенный период не получил развития, а демократические конституции земель, как отмечалось, вскоре утратили силу. Эстафету от них приняли новые конституции восточногерманских земель, созданные в ходе подготовки к воссоединению страны и действующие в настоящее время.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.