Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционные основы политической системы



Выше уже отмечалось, что в ч. 1 ст. 20 Основного закона Федеративная Республика Германия определена как демократическое и социальное федеративное государство. В последующих двух частях этой статьи установлено, что вся государственная власть исходит от народа и осуществляется им на выборах и голосованиях, а также через особые органы законодательства, исполнительной власти и правосудия. Законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие — законом и правом. В 1994 г. в Основной закон была добавлена ст. 20-а, согласно которой государство, неся ответственность также перед будущими поколениями, в рамках конституционного строя посредством законодательства и в соответствии с законом и правом посредством исполнительной власти и правосудия защищает естественные основы жизни.

Согласно ч. 4 и 5 ст. 33, осуществление полномочий, вытекающих из суверенных прав, есть постоянная задача, как правило, лиц, находящихся на публичной службе и состоящих в публично-правовом отношении службы и верности. Право публичной службы должно регулироваться с учетом традиционных принципов профессионального чиновничества. Если же лицо, исполняющее вверенную ему публичную должность, нарушит свою служебную обязанность по отношению к третьему лицу, то в принципе ответственность, по ст. 34, несет государство или корпорация, на чьей службе это лицо состоит. При наличии умысла или грубой небрежности возможно регрессное требование к нему о возмещении вреда. В отношении претензий на возмещение вреда и регрессных требований не может исключаться обычный судебный порядок.

Организация государства в Германии рассматривается в последующих параграфах, а здесь мы еще остановимся на таком столпе государственности, которым являются Вооруженные силы и иные силовые формирования, тем более что Основной закон уделил им немалое внимание.

Согласно ст. 87-а, Федерация создает для своей обороны Вооруженные силы (Streitkrafte). Их численность и основные черты организации должны сообразовываться с бюджетом. Помимо обороны, Вооруженные силы могут быть использованы только в случаях, прямо указанных Основным законом. Во время состояний обороны и напряженности Вооруженные силы в той мере, в какой это необходимо для выполнения ими оборонительной функции, правомочны защищать гражданские объекты и регулировать движение транспорта. Кроме того, при наличии указанных состояний защита гражданских объектов может быть возложена на Вооруженные силы также в целях поддержки полицейских мер; при этом они сотрудничают с компетентными органами.

В интересах отражения опасности, грозящей свободному демократическому строю Федерации или земли, Федеральное правительство при недостаточности сил земли, полицейских сил и федеральной пограничной охраны может использовать Вооруженные силы для поддержки полиции и Федеральной пограничной охраны при защите гражданских объектов и при подавлении организованных и вооруженных боевым оружием повстанцев. Использование Вооруженных сил подлежит прекращению, если этого требуют Бундестаг или Бундесрат.

Управление Бундесвером (Bundeswehr — Федеральное войско) осуществляется, согласно ст. 87-6, федеральной администрацией, имеющей нижестоящие административные подразделения. В ее задачу входит комплектование личного состава и материально-техническое снабжение Вооруженных сил. С согласия Бундесрата федеральным законом на эту администрацию могут быть возложены задача обеспечения пострадавших и строительство. Бундесвер состоит из сухопутных войск (Нееr), военно-воздушных сил (Luftwaffe) и военно-морского флота (Marine), а также территориальной обороны (Territoriale Verteidigung).

Из государственных символов Основной закон говорит только о флаге. Согласно ст. 22, флаг Федерации — черно-красно-золотой. Эти три полосы расположены горизонтально и имеют одинаковый размер. С начала прошлого века эти цвета символизировали свободу и единство Германии и были восприняты Веймарской республикой. Реакционные же силы придерживались черно-бело-красного сочетания, которое стало официальным для Германской империи в 1871 г.; гитлеровцы тоже использовали это сочетание, однако не в виде полос — их флаг был красным с белым кругом посередине, в котором помещалась черная свастика.

В ст. 21 Основной закон определил роль политических партий. Они содействуют формированию политической воли народа. Образование партий свободно, однако их внутреннее устройство должно отвечать демократическим принципам и они обязаны публично отчитываться о своем имуществе. Партии, которые по своим целям или по поведению своих сторонников стремятся нанести ущерб свободному демократическому строю либо устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, противоконституционны. Вопрос о противоконституционности рассматривает Федеральный конституционный суд, который принял в свое время решения о противо-конституционности ряда экстремистских организаций, включая Коммунистическую партию Германии (вместо нее позднее была образована Германская коммунистическая партия).

Нетрудно заметить, что текст ст. 21 пронизан стремлением не допустить повторения исторической ситуации начала 30-х гг. когда Адольфу Гитлеру на деньги крупнейших объединений капитала удалось создать построенную на тоталитаристских принципах массовую партию, которая, придя к власти конституционным образом, ликвидировала в стране конституционный строй.

Федеративная Республика Германия одной из первых в мире, если не вообще первой, приняла специальный закон, урегулировавший правовой статус политических партий (Закон о политических партиях 1967 г., ныне действует с рядом изменений). Он определил политическую партию как объединение граждан, которое постоянно или длительное время влияет на формирование политической воли в рамках Федерации или одной из земель и стремится участвовать в представительстве народа в Бундестаге или ландтаге (парламенте земли), при условии, что серьезность ее намерений в достаточной мере подтверждается общим характером фактического отношения к делу, в частности, численностью и постоянством организаций, числом членов и активной общественной деятельностью. Членами партии могут быть только физические лица, а следовательно, коллективное членство не допускается. Объединение утрачивает статус партии, если в течение шести лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или ландтаг. Не признается этот статус за политическими объединениями, у которых большинство членов или членов правлений — иностранцы либо местопребывание или руководящие органы находятся за пределами страны. Партия и (если устав не запрещает) высшие органы ее территориальных организаций могут выступать от собственного имени в качестве истца и ответчика,

Отношение публичной власти к партиям при передаче им общественных ценностей должно быть равным, однако размеры передаваемых средств могут устанавливаться в пропорции к значению партии, определяемому результатами последних выборов. Во всяком случае размер средств, передаваемых партии с представительством в Бундестаге, не может быть меньше половины средств, предоставляемых любой другой партии. В связи с выборами средства передаются только партиям, выдвинувшим своих кандидатов.

Закон обязывает партии иметь свои уставы и программы, причем устанавливает 12 реквизитов для устава. Предусмотрены также обязательные требования к организационной структуре партий, включая гарантии для их членов и территориальных организаций. Например, партии обязаны проводить свои съезды с перевыборами правлений не реже, чем через два года, создавать партийный арбитраж для рассмотрения конфликтов правлений с территориальными организациями, избирать членов правлений и представителей, а также кандидатов в депутаты тайным голосованием и т.д.

Ежегодно подлежат опубликованию финансовые отчеты партий, отражающие также состояние их имущества.

Закон определил порядок ликвидации партии, признанной противоконституционной, и запретил создавать заменяющие ее организации. Решение о том, является ли таковой партия, существовавшая уже ранее или имеющая представительство в Бундестаге либо ландтаге, принимается Федеральным конституционным судом.

Германия характеризуется существованием системы хорошо организованных политических партий.

Пожалуй, наиболее влиятельную политическую партию представляет собой созданный в 1945 г. Христианско-демократический союз (ХДС), в котором представлены как католики, так и протестанты-лютеране (евангелисты). В Баварии его место в политическом спектре занимает Христиаиско-социальный союз (ХСС), который на федеральных выборах выступает в блоке с ХДС. Эти партии контролируют христианские объединения работников наемного труда, женщин, молодежи, связаны с крупнейшими объединениями капитала. Идеология и политика их имеет консервативно-либеральную и в известной мере социальную направленность.

Основной соперник ХДС/ХСС — существующая с 1869 г. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), основную часть электората которой составляют наемные работники и мелкие предприниматели. Она весьма влиятельна в профсоюзах. В политике упор делает на социальных проблемах.

На правом фланге политического спектра находится менее влиятельная партия либерального направления — Свободная демократическая (СвДП), пользующаяся поддержкой некоторых групп крупного капитала и средних слоев. Политическое положение ее характеризуется тем, что в условиях, когда сильнейшие партии — ХДС/ХСС и СДПГ — не получают в Бундестаге абсолютного большинства мест, именно от поддержки СвДП зависит, которая из них возглавит Федеральное правительство. На практике она поддерживала то ту, то другую, но все же чаще ХДС/ХСС.

Наличие таких трех наиболее влиятельных политических сил дало основание для политологической характеристики германской партийной системы как «двух-с-половиной». Истории, правда известен случай создания «большой коалиции» — ХДС/ХСС и СДПГ, когда СвДП оказалась за бортом, однако период этот оказался кратковременным: два медведя в одной берлоге не могут, как известно, уживаться долго.

Присоединение к ФРГ восточных земель повлекло появление на арене большой политики еще одной левой партии. Это Партия демократического социализма. (ПДС), преемница СЕПГ — бывшей партии коммунистов ГДР, которая сохранила определенное влияние на прежней территории своего господства, позволяющее выступать и на федеральном уровне. ПДС пытается играть на поле СДПГ, стремясь отвоевать часть электората последней. Заметной роли, впрочем, ПДС добиться не удается. Что же касается упомянутой выше Германской коммунистической партии, то она никогда влиянием не обладала, и, видимо, поэтому ПДС не стала с ней объединяться.

Среди демократических политических сил можно отметить еще партию «зеленых», которые первоначально существовали как движение и приобрели определенный вес благодаря своим выступлениям в защиту окружающей среды. При воссоединении Германии к ним присоединились экологисты из восточной части страны. Движение, преобразованное в партию, получило название Союз '90/Зеленые.

Необходимо отметить также некоторые радикальные и экстремистские организации, которые у нас обычно относили к правой части политического спектра, но достаточных оснований для этого не видно. Это организации националистического характера. Одно время имела определенный успех Национал-демократическая партия, но сейчас, похоже, ее заместила партия Республиканцы, которая возникла в 1983 г. в Баварии и активно выступает, в частности, против иммигрантов, будучи склонна временами прибегать к насилию.

Вообще в выборах в Бундестаг 1994 г. участвовали 32 политических объединения, из которых представительство получили лишь шесть: ХДС (33 % голосов, 232 мандата), СДПГ (37,6 % голосов, 248 мандатов), СвДП (7,7 % голосов, 47 мандатов), ХСС (9,2 % голосов, 50 мандатов), Союз '90/Зеленые (7,8 % голосов, 49 мандатов) и ПДС (0,9 % голосов, 30 мандатов). Здесь приведены данные о так называемых вторых голосах, в соответствии с числом которых мандаты распределялись по пропорциональной системе.

С 1958 г. действует специфическое политизированное общественное объединение — Союз изгнанных (около 2,5 млн. членов), .который объединяет немцев, выселенных после Второй мировой войны с территорий, отошедших от Германии к другим странам, а также с территорий некоторых сопредельных стран. Союз неоднократно выступал с реваншистскими притязаниями.

В стране насчитываются около 700 союзов и иных объединений молодежи, среди которых наиболее влиятельны Объединение политической молодежи и Германское федеральное молодежное объединение. Некоторые молодежные союзы примыкают к политическим партиям: Юнге унион (Молодой союз) — к ХДС, Молодые социалисты — к СДПГ, Молодые либералы — к СвДП.

Профсоюзы в Германии приобрели влияние с 60-х годов прошлого века. Ныне созданное в 1949 г. Объединение немецких профсоюзов охватывает 16 отраслевых профсоюзов, насчитывающих в совокупности 12 — 14 млн. членов, и оказывает поддержку СДПГ.

Союзы предпринимателей и работодателей весьма многочисленны и строятся по территориальному и отраслевому признаку. Среди них надо отметить Федеральный союз германской промышленности, Федеральное объединение германских работодателей, Германский съезд промышленности и торговли, Германское крестьянское объединение, Федеральное объединение свободных профессий. Политическое влияние их значительно, хотя открыто обычно не проявляется.

Церковь в Германии как самостоятельная политическая сила не выступает. Из примерно 58 млн. верующих несколько более Половины — протестанты, а остальные в основном католики.

Из средств массовой информации наиболее влиятельна телерадиовещательная корпорация «Немецкая волна», а из ежедневных газет — «Бильд» («Картина»). Весьма читаемы еженедельники «Штерн» («Звезда»), «Шпигель» («Зеркало»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.