Здавалка
Главная | Обратная связь

Система выборов Бундестага



Она урегулирована упомянутым федеральным законом и Федеральным положением о выборах, которое было издано одновременно с законом и ныне действует в редакции 1994 г. Эта система — смешанная: половина Депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина — в многомандатных избирательных округах, которыми являются земли, по пропорциональной системе. Соответственно каждый избиратель получает два избирательныx бюллетеня, в одном из которых указаны кандидаты, баллотирующиеся в одномандатном округе (первый голос), а в другом — списки кандидатов, баллотирующиеся в соответствующей земле (второй голос).

Руководство процессом выборов осуществляют Федеральный, земельные и окружные (избирательных округов) руководители выборов и Федеральный, земельные и окружные избирательные комитеты, а также избирательные начальники и избирательные правления на избирательных участках. Особые избирательные начальники и избирательные правления учреждаются для подсчета голосов, поданных по почте. Федеральный руководитель выборов и его заместитель назначаются федеральным министерством внутренних дел, прочие единоличные руководители и их заместители — земельными правительствами или определенными ими органами. Они, в свою очередь, назначают в состав комиссий и правлений избирателей в качестве заседателей (Bei-sitzer), причем в избирательных участках это должно делаться с учетом действующих там партий.

Дата выборов в Бундестаг назначается Федеральным президентом на воскресенье или установленный законом праздничный день. Списки избирателей, которые ведутся общинными властями, выставляются для обозрения с 20-го до 16-го дня до выборов.

Требования, предъявляемые законом к одномандатным избирательным округам, изложены в Общей части учебника (п. 3 § 3 гл. VII). Для выдвижения кандидатов требуется не менее 200 подписей избирателей данного избирательного округа, однако партии, которые после последних выборов непрерывно имеют в Бундестаге или ландтаге не менее пяти выдвинутых ими депутатов, могут выдвигать кандидата как таковые. Партии национальных меньшинств могут сами выдвигать кандидатов без каких-либо условий. В случае равного числа голосов, полученных в этих округах двумя или более кандидатами, судьбу депутатского мандата решает жребий.

В изложенном выше порядке выдвигаются и земельные списки кандидатов. Право их выдвижения предоставлено только партиям. Партии, не отвечающее вышеуказанному условию, могут не позднее 90 дней до дня выборов ходатайствовать о признании за ними их качества, прилагая к ходатайству тексты своего устава и программы, а также доказательства формирования правления в соответствии с уставом. Отказ в признании может обжаловаться в Федеральный избирательный комитет, который может подтвердить отказ 2/3 своего состава. В законе прописана процедура определения кандидатов партиями, причем требуется, чтобы очередность кандидатов в списке определялась на соответствующем собрании тайным голосованием. Допускается блокирование списков, причем выход из блока разрешается не позднее 34 дней до дня выборов. В бюллетене списки указываются в порядке, определяемом числом голосов, полученных партиями на прошлых выборах, а для новых партий применяется алфавитный порядок.

Для распределения депутатских мандатов между земельными списками кандидатов подсчитываются вторые голоса, поданные в земле. При этом не учитываются вторые голоса избирателей, отдавших свои первые голоса за победившего в одномандатном избирательном округе кандидата, который был выдвинут группой избирателей или партией, чей список кандидатов не был допущен избирательным комитетом. Дальнейшая процедура заключается в следующем (метод Хэра — Нимайера*).

* Напомним, что Хэр был британским барристером. Разработанный им метод усовершенствован немецким математиком Нимайером (Niemeyer) и воспринят законодателем взамен применявшегося ранее метода бельгийского математика Д'Ондта, который давал преимущество сильнейшей партии.

 

Из общего числа депутатских мандатов вычитается число вышеупомянутых победивших в одномандатных избирательных округах кандидатов, а также победивших там кандидатов, предложенных партиями, которые не преодолели заградительного пункта. Далее общее число оставшихся мандатов умножается на число вторых голосов, полученное земельным списком, и делится на общее число вторых голосов, полученных на территории страны всеми списками, преодолевшими заградительный пункт. Каждый список получает столько мандатов, сколько на него пришлось целых чисел. Оставшиеся мандаты распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков — по жребию.

Если земельный список, которому досталось более половины вторых голосов, поданных за все преодолевшие заградительный пункт земельные списки, получает не более половины распределяемых мандатов, то до распределения по остаткам этому списку передается еще один мандат. Из числа мандатов, предназначенных земельным спискам партии, исключаются мандаты, полученные ею в одномандатных избирательных округах. Остальные мандаты передаются ее кандидатам в порядке установленной очередности в списке, из которого исключаются кандидаты, уже победившие в одномандатных округах. Если на список пришлось больше мандатов, чем в нем содержится кандидатов, излишние мандаты никому не передаются.

Мандаты, полученные в одномандатных округах, остаются за партией и в том случае, если общее их число превышает то, которое должно принадлежать партии, исходя из пропорционального распределения; в этом случае соответственно увеличивается общее число депутатов Бундестага (Ueberhangsmandate).

Упомянутый заградительный пункт составляет 5 % голосов по всей стране. Земельные списки кандидатов партий, не собравших этого минимума, исключаются из распределения, если соответствующие партии не получили хотя бы трех мандатов в одномандатных округах. Под заградительный пункт не подпадают партии национальных меньшинств.

Государство финансирует деятельность партий, предусмотренную Основным законом, т.е. прежде всего участие в выборах, с учетом поддержки избирателей на выборах в Европейский парламент, Бундестаг и ландтаги земель, суммы собираемых партией членских взносов и размера получаемых ею пожертвований. Законом о партиях установлены:

верхний предел общей суммы средств, выделяемых партиям;

выплачиваемая им сумма за каждый голос, полученный соответствующим партийным списком кандидатов или кандидатами партии в земле, где ее партийный список не допущен;

сумма, выплачиваемая партии пропорционально сумме собранных ею членских взносов или полученных пожертвований.

По просьбе партии она может до 75 % положенной ей суммы государственного финансирования получить авансом в предшествующем выборам году в три приема по распоряжению президента Бундестага.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.