Здавалка
Главная | Обратная связь

Федеральное правительство



Этот орган, а особенно его глава, играет важнейшую роль в жизни германского государства.

Компетенция Федерального правительства особо Основным законом не определяется; ее можно вывести из положений, регулирующих взаимоотношения Федерального правительства с другими органами власти. Его задача вытекает из природы исполнительной власти и заключается прежде всего в инициировании и исполнении федеральных законов, для чего оно может издавать свои нормативные акты — постановления (Verordnungen).

Наряду с этим ст. 80 устанавливает, что Федеральное правительство или федеральные министры могут быть законом уполномочены на издание правовых постановлений (Rechtsverordnun-gen), причем содержание, цель и пределы уполномочия должны быть определены этим законом. В самом постановлении должно содержаться его правовое обоснование. Если законом предусмотрена возможность дальнейшей передачи указанного полномочия, то в случае такой передачи она должна быть отражена в тексте правового постановления.

Если федеральными законами не установлено иного, правовые постановления по определенным вопросам, как и федеральные законы, требуют согласия Бундесрата (например, по вопросам строительства и эксплуатации железных дорог, тарифов за услуги связи). Бундесрат может направлять Федеральному правительству проекты таких постановлений.

Согласно ст. 80-а, если в федеральном законе об обороне (включая защиту гражданского населения) установлено, что правовые предписания могут применяться только в соответствии с данной статьей, то, за исключением состояния обороны, их применение допустимо лишь в случае, когда Бундестаг большинством 2/3 поданных голосов констатирует состояние напряженности или специально даст согласие на такое применение. Соответствующие меры подлежат прекращению по требованию Бундестага. Применение правовых предписаний возможно также на основе и в объеме постановления (Beschluβ), принятого международным органом в рамках союзнического договора с согласия федерального правительства. Соответствующие меры подлежат прекращению по требованию Бундестага, принятому большинством его членов.

Правовые постановления оформляются издавшим органом и, если в законе не предписано иного, провозглашаются в «Бундес-гезетцблатт». В отношении даты их вступления в силу действуют те же правила, которые установлены и для законов (ст. 82).

В условиях состояния обороны Федеральное правительство, согласно ст. 115-е, может в зависимости от обстоятельств использовать Федеральную пограничную охрану на всей федеральной территории и давать указания за пределами федеральной компетенции правительствам земель, а в неотложных случаях также властям земель с правом передачи этого полномочия уполномоченным им членам правительств земель. Об этих мерах оно должно незамедлительно информировать Бундестаг, Бундесрат и Совместный комитет.

Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62 Основного закона). В соответствии со ст. 63 Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Для избрания необходима поддержка большинства членов Бундестага. Избранное лицо назначается на должность федеральным президентом. Если предложенный кандидат не избран, то в течение последующих 14 дней Бундестаг может сам избрать Федерального канцлера абсолютным большинством. Если это не удалось, то незамедлительно проводится новый тур выборов, в котором избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов. В случае, когда это большинство является абсолютным, Федеральный президент обязан назначить избранное лицо в течение семи дней. Если же оно меньше абсолютного, Федеральный президент сам может решить, назначить ли избранное лицо Федеральным канцлером или распустить Бундестаг.

Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера. При вступлении в должность Федеральный канцлер и федеральные министры приносят такую же присягу, что и Федеральный президент (ст. 64). Статьей 66 им запрещены любая другая оплачиваемая должность, осуществление любого занятия и работа по любой профессии, и они не могут состоять в руководстве, а без согласия Бундестага и в наблюдательном совете, любого коммерческого предприятия.

Согласно ст. 69, одного из федеральных министров Федеральный канцлер назначает своим заместителем (журналисты обычно именуют его вице-канцлером; это, как правило, министр иностранных дел). Полномочия всех членов Федерального правительства прекращаются с момента, когда собрался вновь избранный Бундестаг, а полномочия федерального министра — также в любом ином случае прекращения полномочий Федерального канцлера. Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента должны продолжать вести дела по своей прежней должности до назначения их преемников.

Федеральное правительство принимает свой регламент, одобряемый Федеральным президентом. В настоящее время действует Регламент 1951 г. в редакции 1987 г. с последующими изменениями.

С 1982 г. Федеральным канцлером бессменно является Г. Коль, лидер ХДС/ХСС, выступающих в блоке со СвДП, лидер которой традиционно занимает должность федерального министра иностранных дел и является заместителем Федерального канцлера.

Федеральный канцлер, согласно ст. 65, определяет направление политики и несет за это ответственность. В рамках этого направления каждый федеральный министр ведет свои дела самостоятельно под собственную ответственность. При расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается Федеральным правительством. Федеральный канцлер руководит делами в соответствии с Регламентом.

Федеральный министр обороны вправе отдавать приказы Вооруженным силам и осуществлять командование ими (ст. 65-а). Согласно ст. 115-6, с провозглашением состояния обороны эти полномочия переходят к Федеральному канцлеру.

Как уже отмечалось в Общей части учебника (п. 6 § 6 гл. VIII), Основной закон, предусматривая политическую ответственность федерального правительства перед Бундестагом, ввел так называемый конструктивный вотум недоверия. Сместить Федерального канцлера Бундестаг может только путем избрания его преемника, после чего должен обратиться к Федеральному президенту с ходатайством об увольнении прежнего Федерального канцлера и назначении нового. Федеральный президент обязан это сделать. Между подачей предложения о вотуме недоверия, точнее о выборах нового Федерального канцлера, и голосованием должно пройти 48 часов (ст. 67).

Федеральный канцлер располагает сильным конституционным оружием для давления на Бундестаг — правом ставить вопрос о доверии (ст. 68). Этот вопрос обычно ставится в связи с каким-либо законопроектом или проектом иного решения, которого Федеральный канцлер стремится добиться от Бундестага. Спустя 48 часов Бундестаг должен проголосовать этот вопрос, и если не выразит доверия большинством своих членов, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение 21 дня распустить Бундестаг. Последний может избежать роспуска, избрав большинством своих членов нового Федерального канцлера.

Если во время состояния обороны потребуется избрание Федерального канцлера Совместным комитетом (ч. 2 ст. 115-з), то последний делает это по предложению Федерального президента большинством своих членов. Недоверие Федеральному канцлеру Совместный комитет может выразить, лишь избрав большинством голосов своих членов его преемника. Конструктивный вотум недоверия сохраняется, таким образом, и в этом случае, тем более что при данной ситуации он еще более необходим.

Согласно ст. 87, в состав собственной федеральной администрации с ее нижестоящими административными подразделениями входят Иностранная служба, Федеральное финансовое управление, Федеральная почта, Управление федеральных водных путей и судоходства и др. Непосредственно федеральными корпорациями публичного права являются те учреждения социального страхования, компетенция которых выходит за пределы более трех земель. Для решения задач Федерации, вытекающих из законодательства, федеральным законом могут образовываться самостоятельные федеральные высшие органы, непосредственно федеральные корпорации и учреждения публичного права. В случае необходимости с согласия Бундесрата и большинства членов Бундестага могут образовываться федеральные органы среднего и низового уровней. В настоящее время действуют 16 федеральных министерств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.