Здавалка
Главная | Обратная связь

Федеральный конституционный суд



Как будет показано ниже, этот орган представляет собой часть судебной системы. Размещен он в Карлсруэ; считается, что территориальная отдаленность от других властных структур, находящихся в Бонне, лучше гарантирует его независимость и беспристрастность. Согласно ст. 93 Основного закона, в его задачу входит разрешение следующих категорий дел:

о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа и других участников, наделенных Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами;

о формальной и содержательной конституционности федерального права или права земель либо о совместимости права земель с федеральным правом по запросу Федерального правительства, правительства земли или 1/3 членов Бундестага;

о соответствии закона требованиям ч. 2 ст. 72 Основного закона, где речь идет об условиях, при которых Федерация может законодательствовать в сфере конкурирующего законодательства;

о расхождениях относительно прав и обязанностей Федерации и земель, особенно при исполнении федерального права землями и осуществлении федерального надзора;

о прочих публично-правовых спорах между Федерацией и землями, между различными землями или внутри земли, если нет иного юридического пути;

о конституционных жалобах частных лиц на нарушение публичной властью какого-либо из основных прав или какого-либо их права, которое содержится в ч. 4 ст. 20 (право на сопротивление попыткам свержения строя), ст. 33 (равенство прав во всех землях, равный доступ к публичным должностям), ст. 38 (избирательные права по выборам в Бундестаг), ст. 101 (подсудность законному судье), ст. 103 (право быть выслушанным судом, запрещение обратной силы включения деяния в число наказуемых и повторной ответственности), ст. 104 (права в случае ограничения свободы и задержания);

о конституционных жалобах общин и общинных союзов на нарушение законом права на самоуправление (закон земли может быть оспорен только в случае, если с жалобой нельзя обратиться в конституционный суд земли);

о прочих делах, предусмотренных Основным законом.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 100, если какой-либо суд сочтет имеющий значение для решения дела закон неконституционным, он должен приостановить производство по делу и, в зависимости от того, какая конституция имеется в виду, обратиться с соответствующим запросом в федеральный конституционный суд или в суд земли, компетентный в вопросах конституционности. Он должен сделать то же, если речь идет о нарушении Основного закона правом земли или о несоответствии закона земли федеральному закону, если в юридическом споре возникают сомнения в том, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли непосредственно для индивида права и обязанности.

Компетенция Федерального конституционного суда может быть расширена федеральным законом.

В ч. 1 ст. 94 установлено, что Федеральный конституционный суд состоит из федеральных судей и остальных членов. Одна половина его членов избирается Бундестагом, а другая — Бундесратом. Они не должны входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства и соответствующих органов земель.

Закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. (с последующими изменениями) установил, что Федеральный конституционный суд состоит из двух сенатов, каждый из которых включает восемь судей. Три судьи каждого сената избираются из числа судей высших судебных органов Федерации, имеющих не менее чем трехлетний стаж работы в таких судебных органах. Судья должен быть не моложе 40 и не старше 68 лет. Он должен иметь право на занятие судейской должности, т. е. иметь законченное университетское юридическое образование, включающее профессиональную стажировку. Без каких-либо дополнительных требований судьей может стать штатный профессор права университета, находящегося на территории Германии. С учетом возрастной границы конституционные судьи избираются на 12 лет без возможности переизбрания.

Бундестаг избирает конституционных судей непрямыми выборами. Из своего состава он избирает 12 выборщиков из числа предложенных фракциями. Выборы проводятся по методу д'Ондта. Старейший выборщик созывает всю коллегию и руководит ею, пока не будут избраны все судьи. Для избрания необходимо не менее восьми голосов.

Бундесрат избирает судей 2/3 общего числа голосов.

Бундестаг и Бундесрат поочередно избирают один президента, а другой — вице-президента Суда, которые должны находиться в разных сенатах.

Полномочия члена Федерального конституционного суда, истекшие во время состояния обороны, завершаются через шесть месяцев после его окончания (ч. 1 ст. 115-3 Основного закона).

Компетенция сенатов разграничена, однако в случае перегруженности одного из них она может быть перераспределена пленумом Суда.

Следует подчеркнуть, что Федеральный конституционный суд не возглавляет системы, конституционных судов. Он не вправе контролировать результаты конституционного судопроизводства в землях. Согласно ч. 3 ст. 100, если конституционный суд земли при толковании Основного закона отклонится от решения Федерального конституционного суда или конституционного суда другой земли, ему следует обратиться за решением в Федеральный конституционный суд.

Конституционное положение Федерального конституционного суда и выполнение им конституционных задач не должны, согласно ст. 115-ж, затрагиваться состоянием обороны. Совместный комитет может изменять Закон о Федеральном конституционном суде лишь в той мере, в какой это, по мнению самого Федерального конституционного суда, необходимо для его способности функционировать. До издания такого закона Федеральный конституционный суд может сам принять необходимые меры. Решения в связи с этим принимаются большинством присутствующих судей.

Закон земли может предусмотреть передачу в Федеральный конституционный суд внутриземельных конституционных споров (ст. 99).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.