Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционное развитие



 

Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. В стране равноправны четыре языка, и мы не случайно в названии посвященной ей главы указали оба термина — государственное право и конституционное право. Первый употребляется в немецкоязычной части страны, а второй — в остальных ее частях.

Впрочем, и название швейцарского государства на этих языках существенно различается. Если на романских языках оно именуется Швейцарской Конфедерацией (по-французски, например, Confederation Suisse), несмотря на то, что с середины прошлого века Швейцария по существу превратилась в федерацию, то на немецком ее официальное название звучит очень своеобразно: Schweizerische Eidgenossenschaft, что буквально означает Швейцарское Клятвенное Товарищество (или Содружество). Это название идет от «Союзного письма», или «Клятвы Рютли», — совместной декларации кантонов Ури, Швиц и Унтервальден 1291 г., положившей начало швейцарской союзной государственности.

В своих международных отношениях Швейцария придерживается политики постоянного нейтралитета, который после наполеоновских войн был в 1815 г. гарантирован Россией, Великобританией, Францией, Пруссией и Испанией.

В том виде, в каком в настоящее время существует Швейцария, она сложилась к 1848 г. в результате гражданской войны, развязанной годом раньше образовавшими блок Зондербунд (Особый союз) семью католическими кантонами, пожелавшими выйти из Конфедерации. Война была весьма. скоротечной и малокровной: длилась 26 дней, погибло около сотни человек. В 1848 г. вместо конфедерации кантонов было образовано федеративное государство. В течение XIX в. предпринимались многочисленные попытки увеличить степень централизации, на что были направлены две попытки полного пересмотра Конституции. Лишь со второй попытки Конституция 1848 г. была изменена указанным образом. Первая была предпринята в 1872г.: на референдуме 29 мая этого года 260 859 проголосовавших сказали «нет» пересмотру, тогда как в пользу «да» высказались 255 606 избирателей; 13 кантонов проголосовали против пересмотра, а девять — ответили утвердительно. Основная причина отклонения проекта — слишком централистский характер предложенного нового высшего закона. Вторая попытка полного пересмотра осуществилась в 1874 г.: акт был принят Федеральным собранием 31 марта, а референдум прошел 29 мая. Тогда 340 199 избирателей сказали «да» пересмотренному тексту, а 219 801 — «нет»; из кантонов за пересмотр высказались 14 1/2, а против — 7 1/2 (что означают половинки кантонов, вы узнаете несколько позже). Таким образом, действующей швейцарской Конституции уже более 120 лет; она содержала первоначально 119 статей в основной части и пять статей — в переходных положениях. С тех пор она подверглась многочисленным частичным изменениям, производившимся почти ежегодно. Таких изменений на первый квартал 1994 г. было осуществлено 130. К 1985 г. в нее были включены 54 новые статьи; из них 52 получили номера статей, после которых были помещены, но с индексами «бис», «тер», «кватер» и т. д. (что по-латыни означает «дважды», «трижды» и т. д.). Из первоначального текста Конституции 54 статьи были отменены или изменены, причем девять статей — дважды, три статьи — трижды и три статьи — пять раз. У трех статей основной части (27-бис, 51 и 52) и у ст. 12 — 16 переходных положений остались только номера, а текст отменен. Из имевшихся на 1 апреля 1994 г. 183 статей, не считая переходных положений, только 84 сохраняют первоначальный текст. В результате к настоящему времени Конституция, хотя и выросла по числу статей более чем наполовину, в значительной мере утратила свое единство и внутреннюю связность.

При всем разнообразии внесенных в Конституцию изменений в ее развитии можно выделить по крайней мере две заметные тенденции усиление центральной власти и расширение перечня прав и свобод.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.