Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика конституционных прав и свобод



 

Это может показаться парадоксальным, но конституционные реформы в Польше до 1997 г. практически не коснулись основ правового статуса человека и гражданина. Раздел 8 Конституции, посвященный основным правам и обязанностям граждан, остался по существу неизменным. В него были внесены лишь некоторые косметические поправки, приспосабливающие положения социалистической Конституции к новым условиям (например, ст. 84 — 85 о политических партиях и объединениях). Исключена ст. 68, гарантировавшая право на труд, что обусловлено переходом к рыночной экономике, свободному предпринимательству. В то же время целый ряд статей раздела сформулирован в виде обязанностей государства, но не субъективных прав граждан. Впрочем, во времена социализма конституционные права действовали лишь опосредованно через текущее законодательство и как таковые судом не защищались.

В текущем законодательстве права человека нашли свое отражение в целом ряде законов, из которых в качестве примера можно отметить Закон об публичных собраниях 1990 г., гарантировавший свободу таких собраний. Еще в ноябре 1992 г. Президент внес в парламент проект Хартии прав и свобод, в январе 1993 г. состоялось первое чтение законопроекта, но судьба его так и не была решена. Шли дебаты между сторонниками либеральной, социалистической и католической концепций прав и свобод человека.

Ратификация Польшей важнейших международно-правовых актов о правах человека, вступление в Совет Европы, реформа судебной системы способствуют усилению гарантий прав и свобод человека.

Конституция 1952 г. достаточно широко определила принципы правового положения граждан, их основные права и обязанности, некоторые гарантии их осуществления. По «социалистической» традиции, восходящей к «сталинской» Конституции СССР 1936 г., речь шла именно о гражданах, понятие же прав человека осталось для Конституции чуждым.

Конституция провозглашала равноправие граждан независимо от пола, рождения, образования, занятия, национальности, расы, вероисповедания, а также социального происхождения и положения (ч. 2 ст. 67). По сути этот принцип повторен в суженном виде в ст. 81. В соответствии с ней граждане независимо от национальности, расы и вероисповедания имеют равные права во всех областях государственной, политической, хозяйственной, общественной и культурной жизни, а нарушение этого принципа путем создания каких-либо привилегий или ограничения прав с учетом национальности, расы или вероисповедания подлежит наказанию; распространение ненависти или пренебрежения, насаждение розни или унижение человека с учетом различия национальности, расы или вероисповедания запрещаются. Трудно сказать, какие основания были для создания именно двух таких статей, посвященных равноправию, однако формулировки ст. 81 наводят на мысль, что возможная дискриминация по остальным основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 67, преследовалась не столь строго или не преследовалась вообще. Впрочем, и с национальным равноправием в социалистической Польше не все было в порядке.

К сказанному следует добавить, что, согласно ч. 1 и 2 ст. 78, женщина в Республике Польша имеет равные с мужчиной права во всех областях государственной, политической, хозяйственной, общественной и культурной жизни. Гарантиями этого равноправия служат:

равные с мужчиной право на труд и на вознаграждение по принципу «равная плата за равный труд», право на отдых, на социальное обеспечение, на обучение, на почетные звания и отличия, на занятие публичных должностей;

забота о матери и ребенке, охрана беременной женщины, предоставление оплачиваемого отпуска до и после родов, расширение сети родильных домов, детских яслей и садов, развитие сети предприятий обслуживания и общественного питания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.