Здавалка
Главная | Обратная связь

Избирательные права



Конституционные реформы в Польше сопровождаются и поэтапными реформами избирательного права. На развитие законодательства о выборах оказали влияние демократизация политической системы, становление многопартийности, свободное развитие средств массовой информации, что нашло отражение в изменении соответствующих норм Конституции и принятии специальных законов, предусматривающих юридические гарантии свободного функционирования политических институтов.

Процесс реформирования избирательной системы отражал намерения законодателя правовыми средствами:

обеспечить широкое политическое участие населения страны в избрании представительных органов, Президента путем расширения избирательного корпуса, установления необходимости для регистрации кандидата законодательно определенного числа подписей избирателей соответствующего избирательного округа, поддерживающих данного кандидата;

создать равные условия для политических партий, участвующих в выборах;

установить гарантии осуществления национальными меньшинствами* права выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;

предоставить кандидатам, политическим, общественным формированиям равные возможности участия в избирательной кампании;

обеспечить представительство различных социальных и политических групп в Сейме, Сенате, органах самоуправления путем использования смешанной избирательной системы (в Сейм —- пропорциональной, в Сенат — мажоритарной, в советы общин — смешанной), преференциального голосования;

обеспечить стабильность и эффективную работу высших органов государственной власти.

* Население Польши на 1 января 1993 г. составляло 38 418 100 человек, из которых 1,3% были немцы, 0,6% — украинцы, 0,5% — белорусы, 0,1% — прочие национальные меньшинства.

 

Эти направления развития избирательного права отразило действующее законодательство о выборах: Положение о выборах в советы общин 1990 г. (в ред. 1995 г.) — органы территориального самоуправления, Закон о выборах Президента Республики Польша 1990 г. (с изменениями 1993 и 1995 гг.), Положение о выборах в Сейм 1993 г. (с изменениями 1995 г.), Положение о выборах в Сенат 1991 г. (с изменениями 1994 г.).

Конституцией и законодательством о выборах предусматриваются всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.

Согласно ст. 95 Конституции, активное избирательное право на парламентских выборах, а также выборах Президента принадлежит польским гражданам, достигшим 18-летнего возраста, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального происхождения, профессии и имущественного состояния. Избирательное законодательство предоставляет право участвовать в парламентских выборах также лицам без гражданства, проживающим на территории Польши не менее пяти лет. В соответствии со ст. 99 Конституции и избирательными законами не имеют избирательного права лица, лишенные публичных прав вступившим в силу решением суда; лишенные избирательных прав решением Государственного трибунала; признанные судом полностью или частично недееспособными вследствие психической болезни или слабоумия. Статьи 97 и 98, следуя социалистической традиции, гарантируют равенство избирательных прав женщин и военнослужащих с избирательными правами остальных граждан.

Пассивное избирательное право принадлежит лицам, обладающим активным избирательным правом, достигшим 18 лет при выборах в советы общин, 21 года — в Сейм и Сенат. Президентом Польши может быть избран любой польский гражданин, достигший 35-летнего возраста и пользующийся в полном объеме избирательными правами.

Действующим законодательством расширяется круг лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом по выборам в советы общин. Оно гарантируется гражданам, достигшим 18 лет, а также лицам, которые не приобрели польского гражданства, но и не являются гражданами другого государства, если они проживают в Польше не менее двух лет на территории деятельности соответствующего совета.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.