Здавалка
Главная | Обратная связь

Система выборов Президента республики



Выборы Президента назначаются распоряжением маршала (председателя) Сейма на дату в период между четырьмя и тремя месяцами до истечения полномочий действующего Президента, а если вакансия образовалась досрочно, то выборы назначаются в течение 14 дней на дату не позднее двух месяцев после назначения выборов (ч. 7 ст. 29 Малой конституции).

Чтобы получить право баллотироваться, кандидату нужно подтвердить свое выдвижение 100 тысячами подписей избирателей.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 29 Малой конституции Президент Польши избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, т. е. для его избрания претенденту необходимо набрать более половины действительных голосов. Если ни один из кандидатов в первом туре не получит такого большинства, то на 14-й день после первого голосования проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов и не снявшие своей кандидатуры. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства действительных голосов.

Система выборов органов местного самоуправления

Выборы в советы общин назначаются Председателем Совета министров.

В состав совета общины в зависимости от численности жителей входят от 12 до 32 членов. Избирательные округа для выборов в советы общин создаются одномандатные (униноминальные) в общинах с числом жителей менее 40 тыс. и многомандатные (полиноминальные) в более населенных общинах (по 5—ю мандатов в зависимости от числа жителей).

В одномандатном, избирательном округе избранным считается кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов (мажоритарная система относительного большинства). Если два и более кандидата получили равное число голосов, приоритет определяется жеребьевкой, проводимой председателем избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и доверенных лиц кандидатов.

В многомандатных округах голосование проводится по партийным спискам, и мандаты распределяются пропорционально числу голосов, полученных каждой партией или организацией. Распределение мандатов происходит с использованием модифицированного метода Сент-Лагюе (см. Общую часть учебника, п. 7 § 4 гл. VII), который, напомним, благоприятствует средним по влиянию партиям.

Референдум

Согласно ст. 19 Малой конституции, референдум может проводиться по вопросам, имеющим для государства особое значение. Назначать его может либо Сейм постановлением, принимаемым абсолютным большинством голосов, либо Президент с согласия Сената, предоставляемого также абсолютным большинством голосов.

Законом о территориальном самоуправлении 1990 г. (в редакции 1995 г.) предусмотрено проведение местных референдумов.

Согласно Закону о референдуме 1995 г., в референдуме имеют право участвовать польские граждане, обладающие активным избирательным правом по выборам в Сейм. За границей голосование не проводится, кроме случаев конституционного референдума.

Сейм может принять решение о проведении референдума по собственной инициативе, по предложению Сената, Совета министров либо группы граждан численностью не менее 500 тыс. человек, имеющих активное избирательное право по выборам в Сейм.

Если в референдуме приняли участие более половины избирателей, его результаты обязательны. Решение считается принятым, если за один из двух или более предлагаемых ответов проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании. Аналогичные правила действуют и в отношении конституционного референдума.

Организуют голосование Государственная избирательная комиссия, образованная на основании Положения о выборах в Сейм, воеводские комиссии по вопросам референдума, участковые комиссии.

Принятое посредством референдума решение может быть опротестовано в Верховный суд, который решает вопрос о действительности результатов референдума.

18 февраля 1996 г. в Польше по инициативе тогдашнего Президента Л. Валенсы проводился референдум о всеобщей приватизации. Идея Президента заключалась в том, чтобы поделить все на всех, в результате чего каждая семья получила бы 30 — 40 тыс. долл. Референдум был подготовлен небрежно, вынесенные на голосование четыре вопроса формулировались весьма туманно. Из более чем 28 млн. избирателей в голосовании приняли участие 32,4%; ответили «да» от 72,52 до 93,7%. Результаты референдума не были признаны обязательными. Новый Президент республики А. Квасьневский заметил по этому поводу: «Может быть, Польша для таких решений не созрела?»

Проведенные в 1993 г. социологические исследования показали, что у поляков потребность участия в управлении очень невысока: 86% респондентов предпочитают, чтобы ими хорошо управляли, нежели управлять самим*.

* См.: Beskid L. i inni. Op. cit, s. 181.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.