Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент республики



Восстановление института Президента в Польше явилось данью историческим традициям. Первый Президент в соответствии с положениями новой редакции Конституции 1952 г. был избран 19 июля 1989 г. Национальным собранием. Им стал генерал В. Ярузельский, возглавлявший ПОРП в последний период ее существования. В сентябре 1990 г. Сейм Польши, получив заявление Президента В. Ярузельского об отставке, принял решение об осуществлении им своих полномочий вплоть до избрания нового Президента, который в дальнейшем должен был избираться гражданами. Первые всеобщие выборы главы государства состоялись 25 ноября 1990 г.

Согласно ст. 28 Малой конституции, Президент является верховным представителем государства во внутренних и международных отношениях, следит за соблюдением Конституции, стоит на страже его суверенитета и безопасности, неприкосновенности и неделимости его территории, а также соблюдения международных договоров. Широкие полномочия Президента характеризуют его статус как главы государства и по существу как главы исполнительной власти.

Президент, как уже отмечалось, обладает значительными средствами воздействия на парламент, включая право вето в отношении принятых парламентом законов. Наряду с осуществлением права законодательной инициативы он также может, в соответствии со ст. 39, направлять послания Сейму или Сенату, которые не подлежат обсуждению. Президенту, напомним, принадлежит право принятия решения о проведении референдума с согласия Сената. В установленных конституционным законом и упомянутых нами выше случаях он обладает правом роспуска парламента после выяснения мнения маршалов Сейма и Сената. В то же время Президент практически не подконтролен в своей деятельности парламенту.

Как фактический глава исполнительной власти Президент наделен широкими полномочиями по отношению к Правительству. Он назначает Председателя Совета министров и по его предложению утверждает и изменяет состав Правительства, принимает присягу и отставку Совета министров или отдельных его членов. Правда, как мы увидим ниже, при назначении главы Правительства Президент должен считаться с партийным составом Сейма.

Председатель Совета министров информирует Президента об основных проблемах, над которыми работает Правительство. Президент же обладает правом созывать заседания Совета министров и председательствовать на них по проблемам, имеющим особое значение для государства (ст. 38).

Значительные полномочия принадлежат Президенту как главе государства в области внешней политики (ст. 32, 33): он осуществляет общее руководство в сфере внешних сношений; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Республики Польша в иностранных государствах, а также принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; ратифицирует и денонсирует международные договоры с уведомлением Сейма и Сената. Контакты с другими государствами, а также с польскими дипломатическими представителями Президент осуществляет через министра, ведающего иностранными делами.

Президент обладает значительными полномочиями в сфере обороны, а также в сфере внешней и внутренней безопасности (ст. 34 — 37). Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами республики; по согласованию с министром национальной обороны назначает и освобождает от должности начальника генерального штаба Войска польского; по представлению того же министра назначает и освобождает от должности заместителей начальника генерального штаба, командующих видами Вооруженных сил, а также командующих военными округами. На период войны Президент назначает Главнокомандующего.

Осуществляя общее руководство в области внутренней и внешней безопасности, Президент пользуется помощью консультативного органа — Совета национальной безопасности.

В рассматриваемых сферах Президент обладает чрезвычайно важными полномочиями. В случае внешней угрозы он может ввести на части или всей территории страны военное положение, объявить частичную или всеобщую мобилизацию. Согласно уже упоминавшейся ч. 1 ст. 24 Малой конституции, в период, когда Сейм не заседает, Президент постановляет о состоянии войны в случае совершения вооруженного нападения на Республику Польша либо если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии. В случае угрозы внутренней безопасности государства или стихийного бедствия Президент может вести на части либо на всей территории страны исключительное положение сроком до трех месяцев. Продлить это положение можно только с согласия Сейма один раз и не более, чем на три месяца.

Как глава государства Президент обладает правом назначения или инициативы в назначении на важнейшие государственные должности (равно как и в освобождении от этих должностей): он предлагает Сейму кандидатуру председателя Польского национального банка (ст. 40); назначает судей по предложению Все-польского судебного совета (ст. 42); назначает и отзывает председателя Высшего административного суда и его заместителей (Закон о Высшем административном суде 1995 г.) и председателей Верховного суда (ч. 4 ст. 61 Конституции); назначает, как отмечалось, Председателя и членов Совета министров; может, согласно ч. 1 ст. 48, назначать государственных министров для своего представительства при решении вопросов, связанных с осуществлением его полномочий, и некоторых других высших должностных лиц.

Президент республики осуществляет и другие, традиционные для главы государства, полномочия: решает вопросы приема в польское гражданство и выхода из него (ст. 41 Малой конституции); осуществляет право помилования (ст. 43); награждает орденами и присваивает отличия (ст. 44).

Для исполнения законов и на основании предоставленных ими полномочий Президент издает распоряжения (rozporzadzenia) и приказы (zarzadzenia). Приказы Президент издает в сфере осуществления своих законных правомочий (ст. 45).

Малая конституция (ст. 46) предусматривает институт контра-сигнатуры актов главы государства Председателем Совета министров или компетентным министром, но приказы и распоряжения Президента, изданные в пределах его дискреционных полномочий, не требуют скрепы Председателя или члена Совета министров. А полномочия эти, перечисленные в ст. 47, подчас весьма существенны, например, роспуск Сейма, вето, созыв заседаний Совета министров.

Президент избирается нацией, — гласит ч. 1 ст. 29. Принципы его выборов, урегулированные этой статьей, мы уже рассмотрели в предыдущем параграфе.

Срок полномочий Президента — пять лет, и повторно лицо может быть избрано только один раз. Этот срок течет со дня вступления в должность (ч. 4 и 6 ст. 29), которое имеет место после принесения перед Национальным собранием следующей присяги:

«Вступая по воле нации в должность Президента Республики Польша, торжественно присягаю в том, что буду хранить верность положениям Конституции, непоколебимо стоять на страже достоинства нации, независимости и безопасности государства, а также в том, что благо Отчизны и благополучие граждан всегда будут для меня наивысшим наказом». К присяге могут быть добавлены слова: «Да поможет мне Бог».

Присяга лица, избранного Президентом до истечения срока полномочий предыдущего Президента, приносится на следующий день по истечении этого срока (ст. 30).

Президент, согласно ст. 31, не может занимать никакую другую должность, а также быть депутатом или сенатором.

Освобождение должности Президента до истечения срока его полномочий может произойтипо следующим причинам, перечисленным в ст. 49:

смерти;

отказа от должности;

стойкой неспособности выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья;

отрешения от должности приговором Государственного трибунала.

Стойкая неспособность Президента исполнять свои обязанности констатируется постановлением Национального собрания, принимаемым большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины общего числа членов.

Когда должность Президента вакантна до вступления в нее нового Президента, а также когда Президент временно не может исполнять свои обязанности, его замещает маршал Сейма, а если это невозможно, то маршал Сената. Лицо, замещающее Президента, не может распускать Сейм.

Ответственность Президента урегулирована в ст. 50. За нарушение Конституции или законов, а также за совершение преступления Президент может быть привлечен к ответственности только перед Государственным трибуналом. Обвинение Президенту может предъявить только Национальное собрание постановлением, принятым большинством не менее 2/3 от общего числа членов по предложению не менее 1/4 этого числа. С момента предъявления обвинения осуществление Президентом своих полномочий приостанавливается и его замещает маршал Сейма или соответственно маршал Сената.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.