Здавалка
Главная | Обратная связь

Совет министров (Правительство)



Согласно ст. 51 Малой конституции, Совет министров проводит внутреннюю и внешнюю политику республики, руководя всей правительственной администрацией. В ст. 52 компетенция Совета министров определена достаточно подробно. Правительство принимает решения по всем вопросам политики государства, которые конституционным законом или иным законом не отнесены к ведению Президента или иного органа государственной администрации либо же самоуправления. Здесь, таким образом, для сферы государственной политики (точнее, видимо, для той ее части, которая предполагает исполнительную деятельность) установлена презумпция компетенции Правительства.

Совет министров, в частности:

обеспечивает исполнение законов;

издает распоряжения, имеющие силу закона (см. об этом несколько ниже);

руководит работой всех других органов государственной администрации, координирует и контролирует ее, несет ответственность перед Сеймом за их деятельность;

охраняет на основании законов интересы Государственной казны; разрабатывает проект бюджета и других финансовых планов государства, а после их утверждения Сеймом руководит их исполнением;

осуществляет в пределах и формах, определенных конституционным законом и другими законами, надзор за территориальным самоуправлением и иными формами самоуправления;

поддерживает отношения и заключает договоры с правительствами других государств и международными организациями;

обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства.

Согласно ст. 54, в целях исполнения законов и на основе предоставленных ими полномочий Совет министров издает распоряжения (rozporzadzenia). В сфере осуществления своих конституционных полномочий Совет министров принимает постановления (uchwaty).

Малая конституция предусматривает институт делегированного законодательства. Согласно ст. 23, Сейм может законом, принятым абсолютным большинством голосов, предоставить Совету министров по его мотивированному предложению полномочия по изданию распоряжений, имеющих силу закона, ограничивая при этом предмет регулирования ими и срок действия таких полномочий. В период действия указанного полномочия право законодательной инициативы по соответствующим вопросам принадлежит исключительно самому Правительству. При этом Совет министров не может издавать распоряжений, имеющих силу закона, по следующим вопросам: изменения Конституции; выборов Президента, Сейма, Сената, а также органов территориального самоуправления; государственного бюджета; личных, политических прав и свобод граждан, а также прав и обязанностей, вытекающих из трудовых отношений и социального страхования; согласия на ратификацию международных договоров. Президент подписывает распоряжения, имеющие силу закона, и распоряжается об их официальном опубликовании в «Дзенник Устав». Однако он может наложить вето на такое распоряжение и в течение 14 дней вернуть его в Совет министров. В этом случае Совет министров может внести возвращенное распоряжение, имеющее силу закона, в Сейм в качестве законопроекта. До подписания распоряжения Президент может обратиться в Конституционный трибунал для проверки соответствия этого акта Конституции. Вопрос о контроле Сейма за делегированным законодательством Малой конституцией не урегулирован.

Малая конституция весьма подробно регламентирует порядок формирования Правительства. Как ранее отмечалось, согласно ст. 57 — 62, Председатель (Prezes) Совета министров назначается Президентом, который по предложению Председателя утверждает и состав Правительства в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма нового созыва или принятия отставки Совета министров. Назначенный Президентом Председатель Совета министров в течение 14 дней должен представить Сейму программу деятельности Правительства с просьбой о вотуме доверия. Для выражения доверия требуется абсолютное большинство голосов в Сейме.

Вступая в должность, Председатель Совета министров и министры, а также иные члены Правительства, согласно ст. 63, приносят перед Президентом присягу, в которой клянутся блюсти верность постановлениям Конституции, а благо отчизны и благополучие граждан всегда считать для себя наивысшим наказом.

В случае несформирования Правительства в указанном порядке Сейм в течение 21 дня должен избрать абсолютным большинством голосов Председателя Совета министров и предложенный им состав Правительства. Президент назначает избранное таким образом Правительство и приводит его к присяге. Если же Сейм не выполнит этого, Президент формирует Правительство в первоначальном порядке, а для вотума доверия достаточно простого большинства голосов. Если в результате и этой процедуры Правительство сформировано не будет, право избрания Совета министров вновь переходит к Сейму, который должен сделать, это в течение 21 дня. Предложение о кандидатурах министра иностранных дел, министра национальной обороны и министра внутренних дел Председатель Совета министров вносит по получении мнения Президента. В случае же получения очередного отрицательного результата Президент распускает Сейм или назначает Председателя Совета министров и Правительство на срок до шести месяцев, в течение которого Сейм должен принять решение о доверии Правительству (служебное правительство). Если такое постановление о доверии не будет принято или Совету министров не будет в установленном порядке выражено недоверие, Президент распускает Сейм.

Состав Правительства образуют, в соответствии со ст. 53, Председатель Совета министров, вице-председатели, министры, лица, которые назначаются в том же порядке, что и министры, и членство которых в Совете министров вытекает из особых законов.

Совет министров действует коллегиально.

Председатель Совета министров руководит работами Правительства, а также координирует и контролирует работу министров. Он является начальником по службе для всех работников правительственной администрации. Для исполнения законов и на основании предоставленных ими полномочий он издает распоряжения (ст. 55).

Министры руководят определенными участками государственной администрации либо выполняют задачи, установленные Председателем Совета министров. Министр, который руководит участком государственной администрации, действует в рамках определенных законом прав и издает распоряжения и приказы во исполнение законов на основе предоставленных ими полномочий (ст. 56).

Отставка. Председатель Совета министров, согласно ст. 64, подает Президенту заявление об отставке Правительства в случаях:

конституирования новоизбранного Сейма;

отказа Совета министров или его Председателя от дальнейшего выполнения функций;

вынесения Сеймом вотума недоверия.

Президент принимает отставку и поручает Правительству исполнять его обязанности до назначения нового Совета министров (ст. 65).

На основании ст. 66 Сейм может абсолютным большинством голосов выразить недоверие Совету министров. Предложение об этом вносится не менее чем 46 депутатами (т.е. 1/10 законного числа) и ставится на голосование не ранее, чем через семь дней после внесения. Если недоверие не выражено, повторное предложение по этому делу можно вносить лишь спустя три месяца после голосования, если его не поддерживают хотя бы 115 депутатов (т. е. 1/4 законного числа). Вотум недоверия может сопровождаться избранием нового Председателя Совета министров и поручением ему сформировать Правительство (конструктивный вотум недоверия). Если такого избрания не происходит, Президент принимает отставку Правительства или распускает Сейм.

Конструктивный вотум недоверия и сама процедура принятия постановления о его вынесении, предусмотренная ст. 66 Малой конституции, усиливают позиции польского парламента. Особенность состоит в том, что Сейм может выразить недоверие и отдельному министру, обязывая его, согласно ст. 67, подать в отставку, которую Президент принимает. А по ст. 68 министр и сам может подать заявление об отставке Председателю Совета министров. Последний может предложить Президенту произвести изменения в составе Совета министров.

Порядок формирования Правительства, его парламентская ответственность вызывали критику со стороны бывшего Президента Польши Л. Валенсы и его сторонников, которым импонировала французская модель организации верховной власти, предоставляющая Президенту больше возможностей при формировании Совета министров.

В Польше, как и в других странах Восточной Европы, вступивших на путь экономических и демократических реформ, проявляется тенденция усиления исполнительной власти. Проведение кардинальных экономических преобразований объективно создает предпосылки для проявления такой тенденции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.