Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционный трибунал



Учрежденный в 1982 г., он был задуман не как институт судебной системы государства, а как вспомогательный орган по отношению к парламенту, имеющий целью содействовать упрочению верховенства Сейма в сфере правотворчества. Впоследствии была усилена его функция конституционного надзора. Впрочем, в условиях абсолютной власти политбюро центрального комитета ПОРП роль Конституционного трибунала не могла не оставаться весьма ограниченной. Статус Конституционного трибунала определяется Законом от 29 апреля 1985 г. (с последующими изменениями и дополнениями, которые все же не вывели Конституционный трибунал на тот уровень, какой имеют аналогичные органы во многих других странах, в том числе восточноевропейских).

Конституционный трибунал, согласно ст. 33-а Конституции, выносит решения о соответствии законов и иных нормативных актов высших, а также центральных государственных органов Конституции. Решения Конституционного трибунала о несоответствии законов Конституции подлежат в шестимесячный срок рассмотрению Сеймом, который и принимает окончательное решение. Если Сейм признает решение Конституционного трибунала обоснованным, он вносит соответствующие изменения в закон либо отменяет его в части или в целом. Постановление Сейма, отклоняющее решение Конституционного трибунала, принимается большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины общего числа депутатов. Идея верховенства Сейма остается, таким образом, в польском конституционном законодательстве одной из ведущих.

Конституционный трибунал осуществляет как предварительный, так и последующий контроль за нормативными актами. Предварительный контроль имеет место в случае, когда Президент до подписания закона или распоряжения Правительства, имеющего силу закона, направляет эти акты в Конституционный трибунал на предмет проверки их соответствия Конституции (ч. 6 ст. 23, п. 6 ст. 47 Малой конституции).

Решения Конституционного трибунала о признании несоответствия Конституции и законам нормативного акта, изданного высшими органами исполнительной власти, иными высшими и центральными государственными органами, имеют обязательную силу. Конституционный трибунал применяет соответствующие средства для устранения несоответствия.

Круг субъектов, управомоченных на обращение в Конституционный трибунал, весьма широк. В целях проверки соответствия законодательного акта Конституции, а иного нормативного акта — Конституции или закону в Конституционный суд могут обращаться: Президент республики, президиум, комиссии или 50 депутатов Сейма, президиум, комиссии Сената, 30 сенаторов, Государственный трибунал, Совет министров, его Председатель, председатель Верховной палаты контроля, первый председатель Верховного суда, председатель Высшего административного суда, Генеральный прокурор. Эти субъекты действуют либо по собственной инициативе, либо в результате анализа жалоб и предложений граждан. Конституционный трибунал может проверять конституционность нормативных актов и по собственной инициативе.

Кроме того, правом обращения в Конституционный трибунал обладают советы общин, самоуправленческие сеймики (см. ниже п. 3 § 6), уполномоченные на то уставом высшие органы всепольских профсоюзов и их объединений, кооперативных организаций, социально-профессиональных организаций фермеров, иных профессиональных организаций, Совет социального обеспечения работников сельского хозяйства, если оспариваемый акт затрагивает вопросы, отнесенные согласно праву к сфере их деятельности.

Конституционный трибунал дает общеобязательное толкование законов по предложению Президента, Председателя Совета министров, первого председателя Верховного суда, председателя Высшего административного суда, Уполномоченного по гражданским правам, Генерального прокурора, председателя Верховной палаты контроля.

В связи с конкретным рассмотрением в административном и уголовном судопроизводстве дел о правонарушениях, преступлениях, а также финансовых нарушениях, разбирательство которых отнесено к компетенции финансовых органов, в Конституционный трибунал могут быть направлены правовые запросы о соответствии законодательного акта Конституции или иного нормативного акта Конституции и законам, если от ответа зависит разрешение дела в суде в порядке такого производства. Рассмотрение дела, в связи с которым был направлен правовой запрос, подлежит приостановлению со дня направления такого запроса до разрешения дела о соответствии указанного в запросе законодательного акта Конституции, либо иного нормативного акта Конституции или закону.

Как уже отмечалось, Конституционный трибунал принимает решения о конституционности политических партий.

Конституционный трибунал представляет Сейму и другим нормотворческим органам замечания о вскрытых недостатках и проблемах в системе права, устранение которых необходимо для обеспечения единства правовой системы.

Членов Конституционного трибунала избирает Сейм из числа лиц, отличающихся правовыми познаниями, обладающих квалификацией, требуемой для занятия должности судьи Верховного суда или Высшего административного суда, т. е. имеющих высшее юридическое образование, прошедших двухлетнюю судебную стажировку и сдавших государственный экзамен или имеющих ученое звание не ниже доцента. Члены Конституционного трибунала независимы и подчиняются только Конституции.

В состав Конституционного трибунала входят председатель, заместитель председателя и 10 судей. Судьи Конституционного трибунала избираются на восемь лет; каждые четыре года производятся перевыборы половины их состава.

Рассмотрение дел Конституционным трибуналом открытое. Слушание дел о соответствии законов Конституции производится в составе пяти судей, а других нормативных актов — в составе трех судей. Толкование законов дается на пленарном заседании Конституционного трибунала.

Конституционный трибунал представляет Сейму и Сенату информацию об основных проблемах своей деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.