Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный трибунал



Этот специализированный орган конституционной юстиции, учрежденный также в 1982 г., разрешает дела о конституционной ответственности должностных лиц. Подробно статус Государственного трибунала регулируется Законом о Государственном трибунале 1982 г. (в редакции 1993 г. с изменениями 1996 г.).

Государственный трибунал, согласно ст. 33-б Конституции, выносит решения об ответственности лиц, занимающих определенные в законе самые высокие государственные должности, за нарушение Конституции и законов. Он может также выносить решения об уголовной ответственности указанных лиц за преступления, совершенные в связи с занимаемой должностью. Законом установлен следующий круг подсудных Трибуналу лиц:

Президент республики;

лица, входящие в состав Совета министров;

председатель Верховной палаты контроля и председатель Национального банка Польши;

Главнокомандующий;

руководители центральных органов;

лица, которым Председатель Совета министров поручил руководство министерством или центральным органом;

члены Всепольского совета по радиовещанию и телевидению.

Избирается Государственный трибунал Сеймом не из своего состава, но на срок своих полномочий. Государственный трибунал состоит из председателя, двух его заместителей, 21 члена и пяти кандидатов в члены. Председателем Государственного трибунала является первый председатель Верховного суда. Избираться могут только польские граждане, обладающие всей полнотой гражданских прав, не имеющие судимости, не работающие в органах государственной администрации. Не менее половины их должны иметь квалификацию, необходимую для занятия должности судьи.

Судьи Государственного трибунала независимы и подчиняются только законам. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности или лишены свободы без предварительного согласия Государственного трибунала, в частности и по окончании своих полномочий в связи с выполнением функции в Трибунале.

Закон установил следующую процедуру конституционной ответственности перед Государственным трибуналом.

Возбудить обвинение против Президента может только Национальное собрание, а против остальных перечисленных лиц — только Сейм. Предварительное предложение возбудить обвинение против Президента может быть представлено маршалу Сейма решением 1/4 общего числа членов обеих палат. В отношении остальных перечисленных лиц предложение привлечь к ответственности может быть представлено маршалу Сейма Президентом, следственной комиссией Сейма или не менее чем 115 депутатами. В предложении необходимо указать привлекаемое к конституционной ответственности лицо и его должность, сформулировать обвинение с указанием нарушенных положений Конституции или закона и мотивировать его. Предложение направляется в комиссию Сейма по конституционной ответственности.

Председатель этой комиссии направляет соответствующему лицу копию предложения и уведомляет его, что оно вправе представить письменные объяснения, ходатайства и доказательства. Комиссия может допрашивать свидетелей, истребовать у государственных учреждений и общественных организаций любые акты и документы, поручить Генеральному прокурору или Верховной палате контроля установление обстоятельств дела. Изучив вопрос, комиссия представляет доклад соответственно Национальному собранию или Сейму с предложением возбудить обвинение, привлечь к конституционной ответственности или прекратить дело.

Если Национальное собрание приняло постановление о возбуждении обвинения против Президента, исполнение им обязанностей приостанавливается, а для Государственного трибунала постановление представляет собой обвинительный акт. Одновременно Национальное собрание избирает из своего состава двух обвинителей, отвечающих требованиям, предъявляемым при назначении на должность судьи. Постановление Сейма о привлечении к конституционной ответственности влечет временное отстранение соответствующего лица от исполнения обязанностей, а если включает привлечение к уголовной ответственности парламентария, то служит одновременно предложением о лишении иммунитета. Сейм также избирает из своего состава двух обвинителей, из которых хотя бы один должен соответствовать условиям, требуемым для назначения на должность судьи. Постановление комиссии по конституционной ответственности или предложение меньшинства, направленные маршалом Сейма в Государственный трибунал, служат для него обвинительным актом. В случае необходимости лишить парламентария иммунитета это делается после выражения палатой согласия на привлечение к уголовной ответственности.

Постановление Национального собрания о возбуждении обвинения против Президента принимается большинством не менее 2/3 от общего числа членов, а постановление Сейма о привлек чении к конституционной ответственности — абсолютным большинством в присутствии не менее половины общего числа депутатов. Если такого большинства нет, то председатель Национального собрания или маршал Сейма утверждает прекращение производства по делу.

До сих пор Государственный трибунал не рассмотрел ни одного дела. В 1984 г. была начата процедура против бывшего Председателя Совета министров и одного из его заместителей, но прервалась вследствие амнистии по случаю 40-летия «народной власти» в Польше.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.