Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности



По Конституции (§ 70-6) каждый имеет право на труд и на свободный выбор труда и занятия, на равную оплату равного труда без какого-либо различия. Каждый трудящийся имеет право на такой доход, который соответствует количеству и качеству его труда, право на отдых, свободное время и регулярный оплачиваемый отпуск. Некоторые из норм, изложенных в данном параграфе, несут на себе явный отпечаток социалистических воззрений. Что касается права на труд, то из Конституции неясно, что под ним понимается, каковы, в частности, возможности его судебной защиты в случае, если лицо работы не имеет. Трудно защищать через суд и принцип равной оплаты равного труда, особенно в условиях контрактной системы или когда речь идет о труде умственном. В последнем случае вряд ли можно заявлять в суд претензии, основанные на конституционном принципе соразмерности дохода трудящегося качеству его труда.

Согласно ч. 1 и 2 § 70-в Конституции, каждый вправе для защиты своих экономических и социальных интересов создавать вместе с другими организации или присоединяться к таким организациям. Тем самым гарантируется свобода создания профсоюзов, а также организаций предпринимателей и работодателей. Право на забастовку может осуществляться в рамках регулирующих его законов.

Примечательно, что венгерская Конституция не гарантирует субъективного права собственности как одного из основных прав человека. Об этом идет речь в разд. I «Общие положения», очевидно, в связи с тем, что в отношении права собственности все его субъекты равноправны. Однако право наследования, гарантированное там же в § 14, является, несомненно, субъективным правом человека.

Каждый гражданин, согласно § 70-и Конституции, обязан в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести публичные повинности.

В ч. 1 § 70-г провозглашается право жителей Венгрии на наивысший достижимый уровень физического и душевного здоровья. Очевидно, что в данном случае речь идет не о субъективном праве, защищаемом судом, а об определенном направлении деятельности государства, которое само устанавливает показатели, подлежащие достижению в каждый период времени.

В ч. 1 § 70-д гражданам гарантируется право на социальную защищенность. Они имеют право на обеспечение необходимыми для прожития средствами в случаях старости, болезни, инвалидности, вдовства, сиротства, а также безработицы, наступившей не по их вине. В 1996 г. Законом LIX об изменении Закона II о социальном страховании 1975 г. пенсионный возраст с 1 января 1997 г. был повышен с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 62 лет для тех и других. Если безработный воспользуется своим правом на более ранний выход на пенсию, не имея полного требуемого трудового стажа, это повлечет заметное снижение размера пенсии.

Конституция (ч. 2 и 3 § 66) предусматривает оказание на основе особых предписаний поддержки и защиты матерей до и после рождения ребенка. Особыми нормами обеспечивается охрана женщин и молодежи в труде.

Каждый ребенок, согласно § 67 Конституции, имеет право на необходимую для его соответствующего физического, умственного и духовного развития охрану и заботу со стороны семьи, государства и общества. Родителям принадлежит право самим определять воспитание своих детей. В особых предписаниях должны определяться задачи государства, связанные с положением и охраной семьи и молодежи.

В § 68 Конституции установлено, что в республике национальные и этнические меньшинства являются участниками осуществления власти народа — государствообразующими факторами. Республика предоставляет им охрану, обеспечивает их коллективное участие в общественной жизни, развитие их культуры, употребление их языка, обучение на родном языке, право употреблять свое название на родном языке. Законы обеспечивают на территории страны представительство этих меньшинств. Они могут учреждать свое самоуправление как в местном масштабе, так и в масштабе страны.

Из Конституции неясно, каково различие между национальными и этническими меньшинствами. За пределами бывшего Советского Союза национальность означает не этническую, а государственную принадлежность. Следовательно, национальное меньшинство — это группа, принадлежащая к общности, которая имеет свое государство за пределами данной страны. В Венгрии это украинцы, немцы (швабы), словаки и некоторые другие. Они являются венгерскими гражданами, но по языку, культуре, религии и иным признакам ощущают свою общность с соседними нациями. Напротив, этническое меньшинство принадлежит к общности, которая своего государства не имеет. Таковы, например, в Венгрии цыгане.

Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет о коллективных правах. Подробно они регулируются Законом LXXVII 1993 г. о правах национальных и этнических меньшинств. В преамбуле закона указывается, что эти права — не дар большинства и не привилегия меньшинства, источником их служит не численность меньшинств; это право иных общностей, основанное на уважении свободы индивида. По смыслу закона, в качестве предусмотренного им меньшинства рассматривается такое, которое существует на территории республики не менее столетия в качестве народной группы, составляющей численное меньшинство в населении государства, состоит из венгерских граждан, отличается от большинства населения своим языком, культурой, традициями, дает доказательства осознания такого своего единства, стремится к сохранению этой исторически сформировавшейся общности, к выражению и защите ее интересов. Действие закона не распространяется на эмигрантов, иммигрантов, поселившихся в Венгрии иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно ч. 1 § 70-е Конституции, республика обеспечивает гражданам право на образование. Родители и опекуны обязаны заботиться о том, чтобы несовершеннолетние дети получили образование (§ 70-к).

Примечательно, что в Венгрии право на социальную защищенность и право на образование гарантируются только гражданам, тогда как во многих демократических странах, если не в большинстве их, они рассматриваются как права человека, не обусловленные наличием гражданства.

Венгерская Республика, как гласит § 70-ж Конституции, уважает и поддерживает свободу научной и художественной жизни, свободу учиться и свободу преподавать. Решать вопросы научной истины, устанавливать ценность результатов научных исследований вправе только деятели науки. Последняя норма, которая, казалось бы, сама собой очевидна, навеяна недавним прошлым, когда такие вопросы решались коммунистическими партийными чиновниками от идеологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.